Обобщение педагогического опыта работы Пластилинография
Автор: воспитатель Шемонаева Татьяна Геннадьевна.
МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок» город Жердевка.
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, а так же родителями для развития своих детей.
Файл: конспект
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Содержание:
Вступление…3
Раздел I. Справочно – информационные сведения об опыте…4
Раздел II.Технологические сведения об опыте…5
Раздел III. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике…17
Список литературы…19
Вступление.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет.
Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.
Исследовательская деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.
I. Справочно – информационные сведения об опыте.
1.Тема опыта: «Пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей дошкольного возраста».
2.Автор опыта: Воспитатель МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок» города Жердевки Тамбовской области Шемонаева Татьяна Геннадьевна
3.Место функционирования: Тамбовская область, г. Жердевка, ул. Советская, д.46
4.Длительность функционирования опыта: над данной проблемой работаю с 2015 г.
5.Уровень новизны опыта: поисково – изобретательский.
6.Опыт представлен: настоящим описанием и приложениями.
II. Технологические сведения об опыте.
1. Актуальность опыта.
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
В обобщённом мною опыте раскрываются специфические методы и приёмы работы в технике пластилинография, в процессе различных видов деятельности: на занятиях, в свободное время, кружковой работе. Показано влияние пластилиновой живописи на всестороннее развитие детей.
2. Цель и задачи, решаемые в опыте.
Цель: Развивать художественно-творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
2. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
3. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
3. Условия.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.
Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:
• Создания эстетической предметно — развивающей среды для занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах.
• Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике — пластилинография, технологические карточки и таблицы.
• Взаимодействия детского сада и семьи.
• Организация и посещение выставок детьми и родителями.
• Создание и оформление уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.
• Оформление выставки картин в технике «Пластилинография».
• Составлены анкеты для родителей в целях определения творческого потенциала детей. Проведён опрос: Нужен ли кружок «Пластилиновое чудо»? (нетрадиционная техника рисования пластилином – пластилинография).
• Оформлены консультации на темы: «Все дети любят пластилин», «Пластилиновая живопись»
4. Педагогические средства используемые в опыте.
1.Методы и приёмы.
Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:
Общедидактические.
Наглядные методы:
Демонстрация наглядных средств.
Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.
Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.
На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.
Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы.
Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).
Практические методы:
В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей — художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких — либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.
На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.
Словесные методы:
Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.
Специфические методы, обусловленные особенностями художественной деятельности.
Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний, с целью овладения даром сопереживания на прекрасное в окружающем мире. Направлен на формирование эстетического вкуса. Эстетическое — «всё то, что оказывается способным вызвать эмоционально-чувственную реакцию, в идеале действенную, либо созерцательную» (Чиаурели В.) Это происходит в сравнении, любовании различными произведениями искусства, предметами народно – декоративного искусства, в том числе, своими результатами творчества.
Метод эстетического убеждения По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»
2.Формы.
Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок.
Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Группа состоит из 6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы.
Выполнить композицию в технике пластилинографии непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.
Этапы создания картин:
1. Подбор эскиза.
2. Подготовка основы. (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на основу).
3. Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
4. Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.
5. Лепка мелких деталей. Декорирование.
Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.
Оформление и организация выставок – выставки работ проходят после каждого занятия. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.
1. Средства.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
• Пластичный материал (разноцветный пластилин).
• Бросовый и природный материал.
• Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
• Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
• Образцы работ, фотографии.
• Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.
Технические средства:
• музыка,
• слайд – шоу, презентация.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
2. Предметно – развивающая среда:
Цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.
Всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
5. Технология работы.
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество и развитие творческих способностей – одно из главных задач дошкольного воспитания. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Наш детский сад работает по «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и др. В программе большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования, и недостаточно, на мой взгляд, место отводится нетрадиционной технике рисования. Работая с детьми с дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий по нетрадиционной технике рисования – рисования пластилином, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно-творческие способности. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
С сентября 2015 г. был организован кружок «Пластилиновое чудо» для детей младшего дошкольного возраста. В начале учебного года было проведено диагностирование детей. Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктивной творческой деятельности.
Согласно результатам первичной диагностики, уровень развития детей посещающих кружок (12 детей) на период начала 2015 года, был на среднем уровне. Работали по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы и др. Занятия проводились по дидактической методике Т. С.Комаровой, которая построена на подражании, реализуется через показ, объяснение, следованию образцу. Специальные занятия по теме не проводились. Поэтому был разработан перспективный план работы кружка «Пластилиновое чудо». При составлении плана опора делалась на методические пособия: Г.Н. Давыдовой по нетрадиционной технике рисования пластилином – пластилинографии, Т.Н.Яковлевой «Пластилиновая живопись», руководствовалась Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой Л.И. При планировании учитывались возрастные особенности и уровень подготовленности детей. В последующий 2016 работа кружка продолжалась уже с детьми 4-5 лет, 2017 году – с детьми 5-6 лет.
Цель кружковой работы — развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования – рисования пластилином.
При достижении обозначенной цели решала следующие задачи:
• Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
• Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
• Формировать у детей изобразительные навыки.
• Развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить.
• Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
• Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
• Воспитывать усидчивость.
• Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства;
• Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
А также решаются разнообразные технические и воспитательные задачи:
— Научиться не выходить за контур рисунка.
— Использовать несколько цветов пластилина.
— Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, специальная стека-печатка и т. д.).
— Научиться доводить дело до конца.
— Научиться аккуратно выполнять свои работы.
— Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
— Научиться действовать по образцу воспитателя.
— Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
— Самостоятельно решать творческие задачи.
— Самостоятельно выбирать рисунок для работы и атрибуты для его осуществления.
Организация кружка проходила в несколько этапов:
• Подготовительный. Изучение авторских подходов к пластилиновой живописи. Проведение начальной диагностики детей. Анкетирование родителей. Создание в группе предметно-развивающей среды.
• Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе. Оформление выставок детских работ.
• Итоговый. Итоговая диагностика детей. Оформление фотовыставки работы кружка. Выступление с опытом работы по данной теме перед воспитателями.
Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие кружка. Занятия проводились в игровой форме. Для эмоционального настроя на занятиях используются музыкальные произведения. Проводятся занятия-путешествия в страну «Пластилинографии». Для старших дошкольников на занятиях используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, которую потом дети выполняют в своих работах.
Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения. Именно поэтому в изобразительной деятельности, активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
Значение занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка. Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная, заключительная.
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. Во вводной части используются различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, подвижную или пальчиковую игру.
В основной части или практической объясняются и показываются приемы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь, на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом и провести индивидуальную работу.
Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий. В процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Физкультминутки подбираются по теме занятий. Такие занятия способствуют не только овладению детьми практическими навыками, но учат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогают проникнуться любовью даже к самому, маленькому, неказистому цветку. На занятиях используются музыкальные и поэтические образы, что способствует художественно-творческой активности детей. Она начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа.
Техника рисования пластилином проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием. Детям очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Пластилин – материал волшебный и любую ошибку можно исправить. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей. Необходимо, чтобы ребенок радовался полноценному творческому процессу, чтобы ему было психологически комфортно во время занятия.
Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие развития изобразительного творчества. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание уделяется обсуждению детских работ. Детям это нравится и позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось. При рассматривании работ, выслушиваются все дети, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Обязателен анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе. При этом оцениваются достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируется оценка и придается ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Так занятия кружка «Пластилиновое чудо» проводила 2 раза в месяц. Обучение детей нетрадиционной технике рисования проходило по разработанному перспективному плану. Занятия проводила с группой детей в составе 12 человек. Продолжительность непрерывной деятельности согласно возрастным требованиям.
Дети старшей группы уже обладают значительными знаниями об окружающем мире, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы. На этом этапе я стараюсь не мешать ребенку в создании рисунка, детям не навязываю свои варианты выполнения, а чутко и умело стараюсь способствовать творческому процессу. Во время такой деятельности всегда создается ситуация успеха для каждого ребёнка, так как именно на этих занятиях появляется больше возможности для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого.
Желание детей созидать будет развиваться, если они сами смогут любоваться, восторгаться своими действиями, и действиями сверстников. Но одно желание творить недостаточно. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, ему предоставляются разнообразные изобразительные материалы, в достаточном количестве и в рабочем состоянии. Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. В пластилиновой живописи дети получают знания, умения, навыки, знакомясь с миром предметов в процессе использования природного и бросового материала.
Опыт работы свидетельствует также, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Коллективная форма творчества сближает детей, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения. Коллективная работа очень тщательно продумывается.
Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок. Выставка — очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие.
Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.
Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином, среди родителей проводится анкетирование. Родители должны быть активными помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их достижений. Были созданы творческие выставки совместных работ детей и родителей: «Осенние фантазии», «Цветочные мотивы».
Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок. Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.
Для воспитателей был проведен мастер – класс на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников».
Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности и открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Занятия пластилиновой живописью помогли развить мелкую моторику пальцев рук. У детей выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством научились помогать друг другу. Дети стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее с взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь. Дети ушли от стереотипных образов, работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
Занятия по нетрадиционной технике рисования пластилином показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе способности могут погаснуть. Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их. Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в воспитательно-образовательный процесс позволило развить художественно творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними.
1. Результативность опыта.
Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике. Результаты педагогической деятельности показывают:
• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилиное чудо».
• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
• Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Уровень художественно – творческих способностей (Усвоение программы «Пластилинография»)
Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.
Результат опроса родителей показал, что:
• родители знают, каково значение лепки для общего развития детей.
• 94 % родителей хотели бы, чтобы их ребёнок и дальше посещал кружок «Пластилиновое чудо».
Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное — способствует развитию творческой личности.
Пробудить, заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться. Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».
III. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.
1.Теоретико — практические основы опыта.
Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка — дошкольника, его потребностей и мотивов поведения.
Творчество в своей развитой форме у взрослого человека имеет существенные качественные и количественные отличия от творчества ребенка, которое, хотя и выступает еще в неразвитой форме, уже содержит в себе важные свойства, дающие полное право говорить о подлинном творчестве. Дело в том, что дети в своем творчестве выходят за пределы известных им знаний и умений, создают новый продукт – рисунок, постройку, сказку и т д. И хотя результат работы ребенка значим для него самого, так как данные идеи были уже воплощены в прошлом, но для него процесс создания нового продукта происходит впервые. Взрослый человек и ребенок по-разному приступают к процессу создания чего-то нового. Взрослый обдумывает образ, старается предварительно логически выстроить свои действия, ребенок же легко начинает работу, он настроен на самом процессе выполнения, а не на конечный результат. Нужно сказать, что дети, даже имея предварительный замысел вначале создания продукта, могут переключиться на другой образ. Взрослый же человек старается провести первоначальную идею до конца, контролирует свои действия в процессе развития замысла.
Вышеперечисленные отличия помогают определить открытия ребенка, применительно к изобразительной деятельности, как «детское изобразительное творчество». Одним из важных, недостаточно раскрытых вопросов в области развития детского творчества является поиск новых продуктивных средств, позволяющих сделать этот процесс более эффективным и целенаправленным.
Проблема развития творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, Т. С. Комаровой, Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками, гуашью и акварелью.
До настоящего времени обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предметах их использования в детском рисовании как средств повышения развития творческих способностей, выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного возраста. Термин «нетрадиционный» (от лат. Tradition – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Т. С. Комарова считает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Следовательно, понимать художественную технику и в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерево, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, масляных красок и др.) в соответствии их свойствами и изобразительными возможностями.
Делая в своих работах акцент на формирование двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т. С. Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать способам работы с ними, пониманию выразительных свойств.
Эту же позицию разделяет И. Л. Голованова, результаты исследования показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.
Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и предложено педагогам использовать их в детских студиях. Другой видный деятель Н. В Шайдурова говорит о необходимости сочетания разных материалов в изобразительной деятельности и большое значение в этом играет создание развивающей среды. У детей должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата, а также материал и оборудование, позволяющие детям использовать в своих работах смешанные техники. Давыдова Г. Н. пишет, что детское художество сводится и к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.
2.Условия эффективности опыта:
• Типовой детский сад общеразвивающего вида с 10 часовым пребыванием, функционирует 12 групп.
• Средняя наполняемость в группе — 25детей.
• Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей, группа оснащена всем необходимым материалом.
• Образование воспитателя — высшее.
3. Перспективы и возможности использования опыта.
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, а так же родителями для развития своих детей.
4.Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008.
10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1976.
11. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
12. Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
13. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.