Программа учебной дисциплины Информатика
Автор: преподаватель Красикова Ирина Павловна.
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум» п. Чегдомын.
Методические указания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения
Контрольные задания для контрольной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Контрольная работа по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» проводится после изучения вопросов программы по учебной литературе, другим источникам и конспектирования отдельных, более сложных тем согласно своему варианту.
Файл: программа
«Информатика»
Программа учебной дисциплины разработана c учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) в пределах соответствующей ППКРС СПО по профессии: 19.01.17 Повар, кондитер
Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Разработчик: Красикова Ирина Павловна – преподаватель КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
3. СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
4. условия реализации ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины |
|
5. Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины |
|
6. ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ |
|
- паспорт ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО для профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Информатика» относится к общеобразовательным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
знать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
— ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
— ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
— ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика»
Личностными результатами изучения учебной дисциплины «Информатика» являются:
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Метапредметными результатами изучения учебной дисциплины «Информатика» являются:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
Предметными результатами изучения учебной дисциплины «информатика» являются:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные работы | — |
практические занятия | 50 |
контрольные работы | |
зачет | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 4 | |||
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества | Содержание учебного материала | 2 | ||
Этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов | 1 | |||
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека | Содержание учебного материала | 2 |
2 |
|
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов: создание информации, поиск информации, передача информации, преобразование информации.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
||||
Самостоятельная работа
Создание плаката-схемы: «История развития информационного общества» Подготовка сообщения по теме «Умный дом» |
2 | |||
Раздел 2. Информация и информационный процессы | 28 | |||
Тема 2.1Подходы к понятию информации и измерению информации | Содержание учебного материала | 12
2 |
||
Основные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. |
1 | |||
Создание, редактирование, форматирование текстовых документов в среде MS WORD. Применение шрифтов и их атрибутов, выравнивание, списки | 2 | 1 | ||
Оформление, нумерация страниц. Форматирование разделов, создание колонтитулов, закладки, перекрестные ссылки. Создание таблиц, диаграмм. Внедрение объектов | ||||
Интерфейс MS EXCEL. Основные понятия, способы адресации. Работа с группой рабочих листов | 2 | |||
Оформление разбивки рабочего листа, различные параметры форматирования | ||||
Практические занятия:
1. Измерение информации. 2. Представление информации в различных системах счисления. 3. Ввод и редактирование текста, определение режимов и масштаба просмотра документа. Применение шаблонов. Создание и редактирование колонтитулов, оглавления и указателя 4.Действия с листами и объектами листа. Работа с формулами |
6 | 2 | ||
Самостоятельная работа
Решение задач по теме «Измерение информации», «Перевод чисел в позиционных системах счисления». Работа с текстовой информацией Работа с диаграммами |
4 | |||
Тема 2.2 Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера | Содержание учебного материала | 12
6 |
||
2 | ||||
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Системы и технологии программирования Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. |
||||
Практические занятия
1. Среда программирования. Тестирование готовой программы линейной программы. 2. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой 3. Тестирование готовых программ с циклической структурой 4.Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели 5. Создание архива данных и работа с ним. |
6 | 2 | ||
Самостоятельная работа
Практическое задание «Разработка алгоритмов и их программная реализация» Составление кластера по теме «Цифровые носители информации» |
3 | |||
Тема 2.3 Управление процессами | Содержание учебного материала | 4
2 |
||
2 | ||||
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением. | ||||
Практические занятия | 2 | |||
1. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ. | ||||
Самостоятельная работа:
Создание презентации теме «Автоматизированные системы управления» (по профессиональной направленности). |
2 | |||
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | 10 | |||
Тема 3.1Архитектура персонального компьютера. | Содержание учебного материала | 6
4 |
||
Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров.
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для технической профессиональной деятельности. |
||||
2 | ||||
Практические занятия
1. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. 2. Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование. |
2 | |||
Самостоятельная работа:
Составление кроссворда по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера» Практическое задание «Работа с клавиатурным тренажером» |
2 | |||
Тема 3.2 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации. | Содержание учебного материала | 4
2 |
||
Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.
Защита информации. |
2 | |||
Практические работы | 2 | |||
Сервисное программное обеспечение компьютера. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | ||||
Самостоятельная работа:
Разработка теста по теме «Вирусы и антивирусные программы» Разработка и оформление памятки по правилам безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. |
4 | |||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 18 | |||
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала | 4
2 |
||
2 | ||||
Информационные системы и автоматизация информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста. |
||||
Практические занятия:
1. Использование систем проверки орфографии. Форматирование документов. 2. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов. |
2 | |||
Самостоятельная работа:
Составление викторины «Информационные системы» Выполнение практического задания по теме «Оформление реферата» |
2 | |||
Содержание учебного материала | 6
2 |
|||
2 | ||||
Представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах. | ||||
Практические занятия:
1. Создание и редактирование растровых графических изображение 2. Создание и редактирование векторных графических изображений. 3. Создание презентации и демонстрация ее с помощью презентационного оборудования. |
4 | |||
Самостоятельная работа:
Практическое задание. Создание рекламы по профессиональной направленности» Разработка презентации по теме «Моя профессия» |
2 | |||
Содержание учебного материала | 4
2 |
|||
Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. | 2 | |||
Практические занятия:
1. Технология обработки числовой информации. Использование стандартных функций. Адресация. 2. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и графиков. |
2 | |||
Самостоятельная работа:
Практическое задание. Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности) |
2 | |||
Содержание учебного материала | 4
2 |
|||
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | |||
Практические занятия:
1. Создание однотабличной базы данных. 2. Создание формы, форматирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных |
2 | |||
Самостоятельная работа:
Практическое задание. Работа с базой данных. |
4 | |||
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 10 | |||
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах компьютерных сетях. |
Содержание учебного материала | 4
2 |
||
Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Понятие системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети. |
2 | |||
Практические занятия
1. Локальная компьютерная сеть |
2 | |||
Самостоятельная работа:
Кроссворд по теме «Программное и аппаратное обеспечение сетей» |
2 | |||
Содержание учебного материала | 6
2 |
|||
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы и средства создания и сопровождения сайта. | 2 | |||
Практические занятия:
1. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. 2. Работа с электронной почты, создание и скорость передачи данных. 3. Методы и средства создания и сопровождения сайта. |
4 | |||
Самостоятельная работа:
Практическое задание по теме «Электронная почта» Составление памятки «Технология общения в Интернете» Подготовка сообщения «Электронная коммерция в Интернете» |
6 | |||
Раздел 6. Информационные технологии | ||||
Тема 6.1. Обзор современных информационных технологий | Содержание учебного материала | 6 | 1 | |
Назначение и виды ИТ. Технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации | 6 | |||
Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств ИТ. | ||||
Базовые и основные информационные технологии, инструментальные средства | ||||
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы; Подготовка рефератов |
2 | |||
Раздел 7. Мультимедийные технологии обработки и представления информации | ||||
Тема 7.1. Автоматизированная обработка документов | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Преобразование документа в электронную форму. Работа с программой FineReader | 2 | |||
Практические занятия:
«Работа с программой FineReader» |
2 | |||
Тема 7.2. Обработка графической информации | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Создание графических изображений | 2 | |||
Практические занятия:
«Создание графических изображений» |
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы Подготовка презентация по графическим редакторам |
||||
Тема 7.3. Средства автоматизации научно-исследовательских работ | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Создание и работа с текстом, формулами, графиками в MathCad | 2 | |||
Практические занятия:
«Создание и работа с текстом, формулами, графиками в MathCad» |
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответы на контрольные вопросы; Решение вариативных задач Подготовка к выполнению практической работы; Обработка результатов экспериментальных данных практической работы |
||||
Раздел 8. Сетевые технологии | ||||
Тема 8.1. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей | Содержание учебного материала | 14 | 2 | |
Компьютерная сеть: понятие, канал связи, линия связи, классификация. | 2 | |||
Сеть Интернет и ее сервисы. | 2 | |||
Информационное облако: понятие, структура, предназначение. Безопасность в Интернет. | 2 | |||
Практические занятия:
Поиск информации на профессиональную тематику в сети Интернет. Создание профессионально-ориентированных web-ресурсов. Использование облачных сервисов для организации коллективной работы. Разработка методических рекомендация по организации безопасной работы в Интернет |
8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
Создание wiki-узла. Ведение блога образовательной тематики. |
||||
Тема 8.2. Коммуникационные возможности Интернет. | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
Понятие и работа с коммуникационными технологиями. | 2 | |||
Электронная почта, телеконференции, ICQ, Skype. | 2 | |||
Практические занятия
Использование телекоммуникационных возможностей Интернет для организации профессиональной деятельности. |
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
Создание электронного почтового ящика. Работа с электронной почтой. Передача информационных объектов с помощью сервисов Интернет. |
||||
Всего | 70 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- условия реализации ПРОГРАММЫ оБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, принтер, сетевое оборудование, комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры с лицензионным программным обеспечением
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Астафьева Н.Е. информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учебное пособие для нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
- Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2010.-256с.: ил.
- Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2008.-224с.: ил.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 213 с. : ил.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с. : ил.
- Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2011
- Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. –М.: Издательский центр Академия, 2013 г.
- Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной М.: Издательский центр Академия, 2013 г.
- Певцов Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля -М.: Академия, 2012
Дополнительные источники
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.
- Золотова С.И.Практикум по Access.- М.: Финансы и статистика, 2006.-144с.
- Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах.-СПб.: БХВ-Петербург, 2007.-256с.
- Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.
- Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
- Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
- Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
5. Контроль и оценка результатов освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) |
Формируемые общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
— оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; — осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; знать: — различные подходы к определению понятия «информация»; |
— ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Самостоятельные работы, индивидуальные
задания, решение задач и упражнений по образцу, тестирование; |
уметь:
— использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; — осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; знать: — назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); |
— ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности. |
Практические и лабораторные работы |
уметь:
— соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; |
— ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Подготовка и защита индивидуальных творческих заданий (рефераты, сообщения, презентации) |
Уметь
— распознавать информационные процессы в различных системах; Знать — назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; |
— ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
6. ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОБЩЕПРОЫЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Информатика»
- «Шифрование информации».Учащимся предлагается понять и изучить возможные способы и методы шифрования информации. От простейших примеров – шифра Цезаря и Виженера до самых современных методов открытого шифрования, открытых американскими математиками Диффи и Хелманом.
- «Методы обработки и передачи информации». В рамках данного проекта необходимо исследовать способы передачи информации от одного объекта к другому, найти возможные положительные и отрицательные стороны того или иного технического решения.
- «Организация данных». Учащимся предлагается разработать простые и эффективные алгоритмы поиска нужных документов, добавления новых, а также удаления и обновления устаревших. В качестве примера можно взять виртуальную библиотеку.
- «Компьютер внутри нас». Учащимся предлагается подумать над тем, какие информационные процессы происходят внутри человека, проанализировать уже известные человеческие реакции (безусловный рефлекс, например, или ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации.
- «Мир без Интернета». В рамках данного проекта необходимо проанализировать тот вклад, который внесла Глобальная Паутина в нашу жизнь, и каков бы мог быть мир без Интернета. Есть ли ему альтернативы, почему Интернет называют уникальным изобретением?
- «Россия и Интернет». В рамках данного проекта учащийся должен проанализировать перспективы развития Интернета в России, найти сдерживающие факторы и факторы, ускоряющие его распространение.
- «Информационное общество». Что же такое информационное общество? В чем его отличительные черты? Сделайте выводы, существует ли оно в России.
- «Лучшие информационные ресурсы мира». Расскажите о лучших, на ваш взгляд, информационных ресурсах мира. Свое мнение обоснуйте.
- «Виды информационных технологий». Что такое информационные технологии и как они связаны с научно-техническим прогрессом?
- «Мировые информационные войны». Найдите причину их возникновения, подумайте, почему победа в информационной войне так важна и от чего она зависит.
- «Киберпреступность». Хакеры, киберсквоттеры, спаммеры и т.д. Какие существуют способы профилактики киберпреступности и способы борьбы с ней?
- «Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете». Сегодня любое произведение, будь то музыкальная композиция или рассказ, помещенное в Интернет, может быть безпрепятственно своровано и незаконно растиражировано. Какие вы видите пути решения этой проблемы?
- «Internet v. 1.2». Чего не хватает сегодняшнему Интернету, а что из него надо немедленно убрать. Ваши советы по модернизации Глобальной Паутины.
- «Искусственный интеллект и ЭВМ». В рамках данного проекта учащимся предлагается подумать, каковы возможности современных компьютеров и каковы перспективы их развития с точки зрения искусственного интеллекта. Компьютер – это просто инструмент или самостоятельный субъект?
- «Операционная система. Принципы и задачи». В наше время трудно представить себе компьютер, на котором бы не была установлена операционная система. Так зачем же она нужна? Почему нельзя обойтись без нее и что она делает?
- «Компьютеризация 21 века. Перспективы». Учащиеся должны подумать, какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы, где компьютеризация необходима, а где она категорически недопустима, и нужна ли она вообще.
- «Клавиатура. История развития». История развития клавиатуры с начала 70-х годов и до наших дней. Какие клавиши за что отвечают, зачем были введены и почему клавиши, которые уже не выполняют тех задач, для выполнения которых были изначально введены (например, Scroll Lock), до сих пор не убраны.
- «История Операционных Систем для персонального компьютера». Учащиеся должны сравнить ныне существующие и уже отжившие свое ОС, выделить отличия и найти сходства.
- «Техника безопасности при работе в классе Информатики 30 лет назад и сейчас» . Желательно отыскать перечень правил техники безопасности для работы в кабинетах с компьютерами (первыми полупроводниковыми). Сравните их с современными правилами. Проанализируйте результаты сравнения.
- «Вирусы и борьба с ними». Проект желательно подготовить в виде красочной презентации с большим числом кадров, звуковым сопровождением и анимацией, где бы учащийся рассказал о способах защиты от вирусов, борьбы с ними и советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер.
- «USB1.1, USB 2.0. Перспективы». Зачем создавался USB если уже существовали технология SCSI, а на компьютерах наличествовало по несколько LPT и COM портов? Каковы перспективы его развития, ведь для современных устройств даже 12 Мбит/с уже катастрофически недостаточно.
- «Random Access Memory». История появления, основные принципы функционирования. Расскажите о самых современных видах оперативной памяти, обрисуйте перспективы ее развития.
- «Принтеры». Человечеством изобретен добрый десяток принципов нанесения изображения на бумагу, но прижились очень немногие. И сейчас можно говорить о полном лидерстве лишь двух технологий – струйной и лазерной. Подумайте, почему.
- «Шифрование с использованием закрытого ключа». От учащегося требуется уяснить основные принципы шифрования с использованием так называемого открытого ключа. Проанализировать преимущества такого способа и найти недостатки.
- «BlueRay противDVD». Заменит ли в ближайшее время эта технология ставшую уже привычной технологию DVD? Если нет, то почему?