Профилактика дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
Автор: воспитатель Савельева Елена Анатольевна.
МДОУ детский сад комбинированного вида с. Шелаево Валуйского района Белгородской области с. Шелаево Валуйского района Белгородской области.
«Знакомим детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
Статья рассказывает о профилактике дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, о системе работы педагогов с детьми и родителями.
Файл: статья
«Знакомим детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
(из опыта работы)
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости движения являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Проблемы роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей в стране направило педагогов нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Система деятельности детского сада по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге представляет собой целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на учебный год, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Цель: совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, педагогов, родителей.
Задачи:
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством их обучения правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
• Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
• Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
• Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Данная цель достигается за счёт работы коллектива педагогов в следующих направлениях:
— практическая деятельность воспитателей с детьми;
— взаимодействие с семьями воспитанников, школой, работниками ГИБДД по решению проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
— обновление и пополнение предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОУ для организации образовательного процесса по формированию навыков культуры поведения на дорогах и улицах.
Педагоги нашего коллектива считают, что дорожной азбуке детей нужно обучать с того момента, как ребёнок самостоятельно сделает свои первые шаги, ибо с этого момента он уже пешеход!
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения воспитатели начинают с младшей группы по принципу от простого к сложному, акцентируя внимание родителей на следующих задачах:
1.Дать детям необходимый минимум доступных им знаний правил дорожного движения, дорожных знаков.
2.Обучая правилам дорожного движения, следует, учитывая индивидуальные возможности, использовать разнообразные формы обучения.
Работа строится в пять этапов. Первый этап работы – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний. Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Четвёртый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.
В начале каждого учебного года в группах для детей проводится мониторинг усвоения программного материала по правилам дорожного движения. По результатам в группах организуется индивидуальная, подгрупповая и групповая работа с воспитанниками. Педагоги становятся авторами конспектов занятий, игр и развлечений, проводимых с детьми. В конце учебного года для определения эффективности работы мониторинг организуется повторно.
В младшей разновозрастной группе работа проводится в свободное время в форме игры. Это увлекает детей, они незаметно и постепенно усваивают правила при помощи дидактических («Найди нужный знак», «Светофор», «Наша улица»), сюжетно-ролевых игр («Юные водители», «Мы — пешеходы»). В игровых ситуациях детей учат правильно входить в автобус и выходить из него. Малыши знакомятся с дорогой, и с тем, что дорога разделяется на проезжую часть, где ездят только машины, и тротуар, где ходят только пешеходы.
Знания детей уточняются и закрепляются в подвижных играх («Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили») и наблюдениях за прохожими на улице. Воспитатель предлагает детям рассмотреть светофор, иллюстрации с изображением светофора, объясняя детям, для чего он нужен, рассказывает о назначении его сигналов.
Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются на занятиях.
Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений, проведении подвижных игр «Найди свой цвет», «Трамвай», на занятиях по математике.
К средней группе у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Постепенно их подводят к усвоению правил дорожного движения и активному использованию слов, обозначающих направление и местоположение предметов.
На занятиях по английскому языку преподаватель закрепляет знания дошколят о ПДД. Ребята учатся произносить по-английски такие слова как: автобус, дорога, зебра…
Дорожное движение требует от человека большого внимания, поэтому значительное место в играх уделяется развитию у детей внимательности, им задаются вопросы: Что изменилось? Кто позвал? Кто ушел? Сделай, как было. Уже в этом возрасте дети знакомятся с правилами езды на велосипеде в игровых сюжетах на тему «Где можно и нельзя кататься на велосипеде». Впервые в этой группе дети встречаются с сотрудником ГИБДД, который в доступной форме рассказывает о том, как строго дорожная служба следит за тем, чтобы водители и пешеходы выполняли правила дорожного движения. Дети рассматривают форму милиционера, машину, им рассказывают о назначении цветового сигнала-фонаря на крыше машины и предупреждающих дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге».
В старших группах много внимания уделяется ознакомлению детей с запрещающими знаками «Пешеходное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр дети узнают предписывающие и указательные знаки. Чтобы ребята усвоили и могли объяснить, что означает каждый дорожный знак, с ними разыгрываются дорожные ситуации с помощью светофора, автомобилей, дорожных знаков. Девиз работы: «На улице – не в комнате, о том ребята помните!». Воспитатели старшей разновозрастной группы интересуются, каким маршрутом ходят ребята в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь. Воспитанникам показывают и рассказывают о более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Потом на листе бумаге наносят с детьми в виде схемы все переходы, перекрестки, наиболее опасные места, дом и детский сад. Это готовит ребят к самостоятельному появлению на улице, во время предстоящей учебы в школе. Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья.
Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения используются различные игры:
— настольные, они очень наглядные и привлекательны для детей: «Угадай, какой знак», «Улица города», «Перекресток».
— подвижные: «Умелый пешеход», «Стоп», «Светофор».
Свои знания дети стараются показать на праздниках, развлечениях, викторинах. Они отгадывают кроссворды, решают логические и ситуативные задачи, а на рисунках изображают дома, проезжую часть, пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки.
Огромное внимание воспитатели уделяют целевым прогулкам. В каждой из возрастных групп они предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения. Как результат дети узнают на практике: как и где можно переходить дорогу, как необходимо вести себя в различных ситуациях на регулируемых и нерегулируемых перекрёстках, по возращению в группу дети выполняют коллективные и индивидуальные работы.
Знания детей закрепляются прочтением и анализом произведений художественной литературы, разучиванием стихов, разгадыванием загадок. Воспитанникам детского сада очень нравится, как проходит заседание «Литературного кафе» в школьной библиотеке. Работники библиотеки периодически знакомят детей с новинками художественной литературы, журналами и газетами по правилам дорожного движения, проводят конкурсы, игры, викторины.
Полученные знания о Правилах дорожного движения хорошо закрепляются и на творческих занятиях. Ребята лепят из пластилина всевозможные машины, пешеходов, светофор, изображают в рисунках дома, переходы, дорожные знаки. Во время подвижных игр дети не только закрепляют знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах.
В игровых комнатах оборудованы специальные уголки по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, куда поместили макеты домов, машин, светофоров, дорожные знаки, изготовленные вместе с детьми, родителями. Также есть там атрибуты к играм, цветные рули, жезл и фуражка милиционера, альбомы «Транспорт», «Дорожная Азбука» для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности.
В летний оздоровительный период ежегодно с детьми проводятся праздники и развлечения с участием педагогов и родителей «Путешествие в страну дорожных знаков», «Школа пешеходов», «Страна Светофория». На территории дошкольного учреждения ежегодно в мае обновляется разметка «Автодром на асфальте», где дети в летний период имеют возможность поиграть и почувствовать себя как в роли пешехода, так и в роли водителя, пассажира. В игре, как в настоящей жизни, у маленьких шоферов есть права на вождение, а за нарушителями следит зоркий глаз инспектора ПДД.
Содержание деятельности коллектива ДОУ не сводится только к работе с детьми. Осуществлять задачи по обучению Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребёнка непосредственным образцом поведения на улице. Поэтому, воспитатели разрабатывают и проводят с родителями беседы, консультации, тренинги, анкеты, которые делают более понятным смысл запретов и способов безопасного поведения детей и взрослых. В целях реализации плана работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и формированию навыков культуры поведения на улицах в информационных блоках для родителей периодически обновляется информация по пропаганде соблюдения правил дорожного движения.
Для родителей подобран фотоматериал из жизни детского сада, выпускаются буклеты, листовки по формированию у детей транспортной культуры и навыков поведения на дороге. Во всех группах до родителей доводится статистическая информация по количеству нарушений ПДД как в городе, так и районе.
Совместно с родителями проводятся конкурсы поделок, рисунков на темы: «Мы и дорога», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки»,
Каждый год педагоги ДОУ разрабатывают совместный план работы с сотрудниками ГИБДД. Сотрудники ГИБДД не только участвуют в праздниках, целевых прогулках, беседах с детьми, но и проводят консультации («Родителям о ПДД», «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье»), собрания («Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода», «Грамотный пешеход») для педагогов и родителей.
Изучать правила дорожного движения продолжают не только дети, но и сами педагоги. Чтобы обучать дошкольников правилам, воспитатели сами должны хорошо знать дорожные знаки, правила поведения в общественном транспорте, сигналы светофора, регулировщика. В помощь воспитателям в методическом кабинете оборудован уголок «Внимание!», в котором находятся плакаты, художественная литература, конспекты занятий, сценарии досугов и развлечений по правилам дорожного движения.
Налажена работа по привлечению школьников к подготовке, проведению мероприятий по Правилам дорожного движения. Учащиеся школы принимают активное участие в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Ребята старших и средних классов под руководством воспитателей проводят подвижные игры по ПДД, рассказывают о транспорте, организуют конкурсы рисунков, загадок. Помогают воспитателям в изготовлении атрибутов к праздникам, дорожных знаков, светофоров, макетов машин. Каждый месяц ребята подготовительных групп приходят в спортивный зал школы. Здесь они участвуют в эстафетах, играх, которые помогают им лучше запомнить и применять на практике знания о правилах дорожного движения. Дети детского сада всегда рады приходу школьников.
Надеемся, всё, что усвоили дети в детском саду, прочно останется у них в памяти навсегда и поможет им в дальнейшей жизни.
Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Важно отметить, что в этом процессе должны принимать участие не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представили социальных институтов. Тогда мы сможем добиться хороших результатов. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников ДОУ и родителей возрастает, потому что педагоги к этому неравнодушны. Сама жизнь настоятельно требует, чтобы дети научились в любой ситуации на дороге чувствовать себя уверенно и безопасно, чтобы в каждом ДОУ ярко светился «Зеленый огонек».