Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель Тетерина Татьяна Борисовна.
МКДОУ «Озерский детский сад» село Озерки Алтайский край Тальменский район.
Игровой калейдоскоп
Конспект НОД
Файл: конспект
Файл: презентация
Проект
«Азбуку города помни всегда,
чтоб не случилась с тобою беда»
для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Азбуку города помни всегда,
чтоб не случилась с тобою беда» |
Разработчики и составители проекта | Белова О.А., воспитатель первой квалификационной категории |
Название организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко». |
Участники | Воспитатели, воспитанники и их родители. |
Актуальность, основания для разработки проекта | Одной из проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. С чем это связано? Травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из-за несоблюдения или не знания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, нарушением правил езды на велосипедах и т.д. Безопасность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня культуры их поведения. Поэтому необходимо обогатить опыт детей, создать единую развивающую среду по теме, способствующую усвоению полученных знаний в игровой деятельности, активизации речи, привлекая при этом к сотрудничеству родителей. |
Цель | Формирование у детей дошкольного возраста основ знаний правил дорожного движения, правильного поведения на дорогах города. |
Задачи | 1.Образовательные:
Познакомить детей со строением улицы и дорожными знаками, правилами дорожного движения. Формировать представления детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей. 2.Развивающие: Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге. Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, познавательную активность. Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать связную речь. 3.Воспитательные: Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения. |
Сроки реализации | Сентябрь 2015-май 2016 |
Ожидаемые результаты | 1.Заложить основы безопасного поведения в дорожнойсреде и сознательного отношения к соблюдениюправил дорожного движения.
2.Создать необходимые условия по обучению детей дошкольного возраста ПДД в условиях ДОУ; 3.Расширить кругозор воспитанников; 4.Повысить социальная компетенция дошкольников; Совершенствованы основы культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте; 5.Вовлечь родители в образовательный процесс ДОУ по формированию у детей основ безопасного поведения в дорожной среде и сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения 6.Повысить заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом. 7.Создать мотивацию у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге; По окончанию проекта ребёнок должен: • знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»; • уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги. • различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) • знать средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки; |
Место проведения | 633010. Новосибирская область, г. Бердск,
ул. К.Маркса, 71\1; МАДОУ№8 «Солнышко». Группа №1. |
Тип проекта – групповой, информационно-ориентированный, долгосрочный.
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное
Введение
Важность обеспечения безопасности дорожного движения растет, и это объясняется увеличением количества автомобилей на дорогах. В таких условиях большое значение приобретает выполнение правил дорожного движения для детей, которые являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения. Несчастные случаи, происходящие с детьми на дорогах, чаще вызваны: выходом на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом или из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия; игрой на проезжей части; ходьбой по проезжей части. Эти действия ребенок производит из-за неспособности оценить реальную опасность, грозящую ему на дороге. Поэтому правила дорожного движения для детей дошкольного возраста имеют огромное значение для сохранения их жизни и здоровья, и родители должны воспитывать в своих детях уважение к Правилам и осознание того, что их неукоснительное соблюдение является обязательным.
Необходимо акцентировать внимание детей на Правила, будучи в дорожной обстановке, где можно наглядно учить ребенка ориентироваться и оценивать обстановку на дороге. Родители не должны надеяться на то, что ребенка научат, как вести себя на дороге, в детском саду. Они обязаны сами использовать любую возможность для формирования и развития у детей навыков правильного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. В этом контексте очень важным является положительный пример взрослых, так как именно на нем основывается детское восприятие законов дороги. И если родители сами переходят дорогу в неустановленном месте или пренебрегают в присутствии ребенка сигналами светофора, то наивно надеяться на то, что и сам ребенок будет выполнять эти правила. Поэтому и родителям, и педагогам следует неустанно учить ребенка внимательности и осторожности на дороге; указывать на ошибки участников дорожного движения; закреплять полученные знания о безопасном поведении посредством чтения книг, стихов и, конечно, не забывать о поощрении положительных привычек ребенка в правильном поведении на дороге. Нужно помнить, что в вопросах безопасности ребенка нет мелочей, а беду всегда легче предупредить, чем преодолевать.
Прежде чем начинать работу по проекту, я изучила специальную литературу по теме; овладела методикой ознакомления детей с основными правилами дорожного движения, составила картотеку игр, подборку художественных произведений для детей по данной теме.
Актуальность проблемы
Одной из проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. С чем это связано? Травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из-за несоблюдения или не знания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, нарушением правил езды на велосипедах и т.д. Безопасность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня культуры их поведения. Поэтому необходимо обогатить опыт детей, создать единую развивающую предметно-пространственную среду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, способствующую усвоению полученных знаний в игровой деятельности, активизации речи детей, привлекая при этом к сотрудничеству родителей.
Гипотеза
Работу по данной проблеме я вела не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя их знания по этой теме и у взрослых, и у детей. Считается, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так. Дорога и игра – это два взаимосвязанных понятия. Чтобы научить ребёнка безопасному поведению на дороге, с ним надо играть. Если изучать правила дорожного движения с детьми через игру, дети быстрее их запомнят, и будут соблюдать в своей жизни. Именно игра позволит ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста элементов правил дорожного движения, правильного поведения на дорогах города.
Задачи:
1.
1.1.Образовательные:
- Познакомить детей со строением улицы и дорожными знаками, правилами дорожного движения.
- Формировать представления детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
1.2.Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге.
- Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, познавательную активность.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
- Развивать связную речь.
1.3.Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
2.
2.1. Повысить заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
2.2.Создать мотивацию у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
Объект исследования: воспитанники группы
Предметом деятельности является процесс освоения правил дорожного движения и основ безопасности и поведения в различных ситуациях на дороге детьми.
Сроки реализации проекта:
( сентябрь 2015-май 2016г.).
Участники проекта:
Дети группы
Родители группы.
Воспитатель Белова Ольга Сергеевна;
Ожидаемые результаты:
- Сформированы основы безопасного поведения вдорожной среде и сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- Созданы необходимые условия по обучению детей дошкольного возраста ПДД в условиях ДОУ;
- Расширен кругозор воспитанников;
- Повышена социальная компетенция дошкольников;
- Совершенствованы основы культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
- Вовлечены родители в образовательный процесс ДОУ по формированию у детей основ безопасного поведения в дорожной среде и сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения
- Повышена заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
По окончанию проекта ребёнок знает:
- алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- умеет выбрать способ перехода проезжей части дороги.
- различает пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый)
- знает средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки;
Предполагаемые продукты проекта:
- Развивающая предметно- пространственная среда в группе:
— -атрибуты: знаки дорожного движения, ГАИ, ДПС, дорога-улица и т.д.;
-литература;
— на участке организации пространства – ребенок-водитель детского транспорта (велосипед, самокат);
- Слоздан учебно-методический комплекс по безопасности движения на дорогах:
-Систематизирован материал в соответствии с перспективным планом:
— Картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений
-Лейпбук «Путешествие по Азбуке правил дорожного движения».
- Презентация проекта.
Методы и приемы работы с детьми:
- Чтение книг.
- Поиск информации в Интернете.
- НОД
- Игры: дидактические, сюжетно — ролевые, театрализованные, подвижные.
- Лепка, аппликация, рисование.
- Самостоятельное обдумывание.
- Обращение к родителям.
- Обращение к специалистам.
- Воссоздание предмета или события.
Виды детской деятельности:
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
Условия реализации проекта
Информационно – методические.
- Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений и т.д.
- Подборка художественной литературы.
- Материал для художественного творчества.
- Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы.
- мультфильмы на тему «Правила дорожного движения».
- Фильмы о ПДД.
- разработка целевых прогулок, досуговых мероприятий, театрализованных постановок и т. д. ;
- консультаций для педагогов;
- план работы с родителями;
- организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);
- взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
- систематическое оформление информационного стенда.
Материально-техническое
- детские машинки, макеты улиц, жезл сотрудника ГИБДД, одежда, самокаты, велосипеды, маски знаков,знаки.
Этапы реализации проекта
- I этап – подготовительный (сентябрь 2015- октябрь 2016)
- II этап- основной (ноябрь2015 –апрель 2016)
- IIIэтап- заключительный (май 2016.)
План реализации проекта
Содержание работы | Сроки | Участники | Ответственный | Работа с детьми |
Подготовительный этап (сентябрь 2016- октябрь 2015) | ||||
Диагностика навыков осознанного безопасного поведения детей на улице города; | 09.15 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | Беседы |
Анкета для родителей «….» | 10.15 | Родители | Белова О.С. | |
Систематизация информационно-наглядного материала, материала НОД, совместной деятельности в соответствии с перспективным планом; | 09.15 | Воспитатель | Белова О.С. | |
Основной этап (ноябрь2015 –апрель 2016) | ||||
Познание (ознакомление с окружающим) | 10.10.2015 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | Беседа «Правила и безопасность дорожного движения»; |
Познание (аппликация из бумаги) | 19.10.2015 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | «Весёлый светофор»; |
Чтение художественной литературы. | 10.12.2015 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | рассказ Н. Носова «Автомобиль»; |
Познание (конструирование из строительного материала) | 18.12.2015 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | Конструирование «Строим улицу»; |
Совместная деятельность. | 15.01.2016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно»; |
Развитие речи «Что мы видели на улице»; | 19.02.2016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | Составление рассказа «Что мы видели на улице»; |
Познание (ФЭМП). | 09.03.2016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | Путешествие «В гости к Кубарику» |
Художественное творчество | 21.03.2016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | Рисование «Машины нашего города»; |
Художественное творчество | 18.042016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | Рисование, совместная деятельность «Дорожные знаки» |
Художественное творчество | 21.04.2016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С. | аппликация, коллективное творчество). «На нашей улице». |
Просмотр видеофильма | 18.05.2016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С | «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»; |
Дидактические игры | В течение месяца | «Угадай, какой знак», «Светофор» «Найди нужный знак» и т.д. | ||
Выход к перекрестку | ||||
ПРАКТИКА Моделирование ситуаций в автогородке на территории ДОУ | весна-осень | Дети,
воспитатель |
Белова О.С | |
Моделирование ситуаций на дороге на макетах в группе |
в теч. месс. |
Дети,
воспитатель |
Белова О.С | |
Заключительный этап (май 2016) | ||||
Итоговое мероприятие | 16.05.2016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С | Конкурс |
Итог:
1.Разгадывание кроссворда 2.Итоговое занятие. |
20.05.2016 | Дети,
воспитатель |
Белова О.С | 1. «Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда»
2. «Путешествие в страну правил дорожного движения» |
Взаимодействие с родителями. | ||||
Анкетирование «Знакомы ли ваши дети с ПДД?» | Воспитатель, родители | Белова О.С | ||
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах города»; | Воспитатель, родители | Белова О.С | ||
Консультации по ПДД | В течении года | Воспитатель, родители | Белова О.С | |
Памятки по ПДД | Воспитатель, родители | Белова О.С | ||
Индивидуальные беседы в вечерние часы: «Правила и безопасность детей на улицах города», «На нашей улице»; | В течении года | Воспитатель, родители | Белова О.С |
Результаты реализации проекта:
- Заложены основы безопасного поведения вдорожнойсреде и сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- Созданы необходимые условия по обучению детей дошкольного возраста ПДД в условиях ДОУ;
- Расширен кругозор воспитанников;
- Повышена социальная компетенция дошкольников;
- Совершенствованы основы культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
- Вовлечены родители в образовательный процесс ДОУ по формированию у детей основ безопасного поведения вдорожной среде и сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения
- Повышена заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
- Создана мотивация у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
По окончанию проекта ребёнок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги.
- различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый)
- знать средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки;
Продукты проекта:
1.Совершенствована развивающая предметно- пространственная среда в группе
-атрибуты: знаки дорожного движения, ГАИ, ДПС, дорога-улица и т.д.;
-подборка литература;
2.На участке организации создано пространство(использование автогородка) – ребенок-водитель детского транспорта (велосипед, самокат);
3.Создан учебно-методический комплекс по безопасности движения на дорогах:
4.Систематизирован материал в соответствии с перспективным планом:
— Картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений
— Лейпбук «Путешествие по Азбуке правил дорожного движения».
5.Презентация проекта.
Итоги проекта
В ходе реализации проекта «Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда» предполагаемые результаты были достигнуты: я обогатила опыт детей, создала необходимые условия в ДОУ для работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, повысила компетентность родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов. Собрала богатый материал по безопасности дорожного движения и обобщила как опыт работы по данному проекту. В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть правила дорожного движения, на улице. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.
Дальнейшее развитие проекта.
В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД. В планах разработать программу по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. Составить сборник материалов (пособие, который бы, включил в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей дошкольного возраста, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).
Приложения
- Диагностика «Безопасность и ПДД»;
- Перспективный план;
- Предметная среда в группе;
- «Правила и безопасность дорожного движения» (конспект занятия по познанию (ознакомление с окружающим));
- «Светофор» (познание). конспект занятия по конструированию;
- Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль» (конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой)
- «Строим улицу» (конспект занятия по конструированию из строительного материала);
- «Нам на улице не страшно» (конспект занятия по сюжетно-дидактическим играм);
- «Что мы видели на улице» (конспект занятия по развитию речи);
- Беседа с решением проблемных ситуаций. Конспект «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»;
- «Цвета, их последовательность и их последовательность» (конспект по ФЭМП);
- «Улица города» (конспект занятия по рисованию);
- «Дорожные знаки» (конспект занятия по рисованию);
- «На нашей улице» (конспект занятия по аппликациям);
- Родительское собрание «Безопасность детей на улицах города» (конспект);
- «Правила дорожного движения» (конспект познавательно-игрового конкурса);
- Дидактические игры на развитие мышления и внимания;
- Загадки;
- Анкета;
- Кроссворд.
21.Фото детей.
ЛИТЕРАТУРА
- Арушанова А.Г. «Как обеспечить безопасность дошкольников». М., 1991.
- Петрова И.М. «Нам на улице не страшно». Детство-Пресс, 2000
- Рылеева Е.В. «Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности». «Открой себя» М. Пресс, 2000
- Сулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». М. Просвещение, 1980
- Степаненкова Э.Я. «Дошкольникам о ПДД». М., 1987
- Общеобразовательная дошкольная программа «Истоки», 2010
- Нищева Н. «Коррекционные занятия с дошкольниками старшего возраста», 2010
- Скоролупова О. А. «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004
- Дидактические игры
Презентация
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10