Детские исследовательские проекты Гимнастика мозга
Руководитель: учитель по физической культуре Шехова Виктория Дмитриевна.
Автор: 5 класс Пляскин Андрей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с. Харагун.
«Гимнастика мозга»
Дети начальных классов большое количество времени проводят в школе, (около 70%). Здесь они не только учатся, но и развивают свои способности. Задачей учителя является создать необходимые условия для полноценной учебной деятельности и развития, а также сохранения здоровья учащихся. Для этого ученными было разработано огромное количество методик кинезиологических упражнений или «Гимнастика мозга». Моя работа направлена на изучение и апробацию некоторых из этих методик.
Файл: гимнастика мозга
Аннотация.
Я выбрал тему «Гимнастика мозга» для того, чтобы изучить упражнения, проверить эффективность данных упражнений, посмотреть результат до и после упражнений, дать рекомендации и научить учителей начальных классов данным упражнениям.
Целью нашей работы является изучение и внедрение в учебный процесс начальной школы методики «Гимнастика мозга» и обобщение результатов данного опыта.
Задачи:
1) Изучить теоретический материал по данному вопросу;
2) Научиться применять методику кинезиологических упражнений;
3) Составить и оформить перечень рекомендации по использованию упражнений во время урока;
4) Провести тестирование учащихся для выявления результативности упражнений.
Объект исследования: учащиеся 2 класса
Предмет исследования: методика кинезиологических упражнений, разработанная Полом Деннисом.
Методы исследования: сбор информации, анализ информации, обобщение, тестирование, сравнение тестов.
Научная статья
В своей работе мы исследовали положительное влияние упражнений на мыслительную деятельность, внимание, правильное восприятие и речь, чтение, запоминание.
Гипотеза: мы предположили, что, применяя методику Пола Деннисона «Гимнастика мозга» в начальных классах у школьников улучшится память и внимание.
«Гимнастика мозга» – одно из направлений метода «Образовательная кинезиология». Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых помогает школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает результативно учиться, выстраивать отношения со сверстниками, с взрослыми, да и просто хорошо себя чувствовать. Данный комплекс убирает стрессовые телесные зажимы, помогает «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.
Кинезиология– наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
«Гимнастика мозга» или система кинезиологических упражнений, разработана многими ученными и широко применяется. Кинезиологическая гимнастика или «Гимнастика мозга» помогает активно развиваться ребенку, более полно используя ресурсы своей психики и способностей. Эти упражнения направлены на увеличение тонуса коры головного мозга, улучшение эффективности приёма и переработки информации, контроля и регуляции деятельности. Кинезиологические упражнения активизируют полноценную деятельность умственных способностей и тела, помогают управлять своей интеллектуальной, физической и эмоциональной деятельностью, «соединяют» голову с телом. Самый благоприятное время для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще полностью не сформирована. А это как раз необходимо обучающимся начальных классов. Как показала практика, положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.
Для необходимой эффективности необходимо соблюдать следующие условия:
— занятия проводятся каждый день, без пропусков;
— занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
— от детей требуется правильное выполнение движений и приемов;
— упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
— занятия проводятся в первой половине дня.
Все упражнения можно проводить с применением музыкального сопровождения, так как спокойная музыка создает определенный настрой у детей. На контрольных уроках, когда предстоит интенсивная умственная работа, упражнения проводятся непосредственно перед работой.
План исследований
В течении I и II четвертей мы, при поддержке учителей начальных классов применяли методику «Гимнастика мозга»,разработанную американским психологом Полом Деннисоном. Совместно с психологом нашей школы Власовой Ольгой Олеговной, мы провели тестирование с помощью методик доктора психологических наук, профессора, члена АПСН, специалиста по проблемам социальной психологии и психологии личности Роберта Семеновича Немова. Исследование проводилось во 2-ом классе. В тестировании приняло участие 16 человек.
Комплекс кинезиологических упражнений или «Гимнастика мозга» состоял из:
1)«Перекрестные шаги». Цель: активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний.
Локтем правой руки стремимся достать колено левой ноги. Меняем левую руку на правую. Выполняем движение медленно.
2)«Шапка для размышлений». Цель: улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса)
3)«Точки мозга». Цель: улучшает внимание, чтение.
Одну руку положить на пупок, другой массировать точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. Поменять руки местами.
4)Точки равновесия». Цель: улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений.
Дотронуться двумя пальцами одной руки до впадины у основания черепа, другую руку положить на пупок. Дышать, поднимая энергию вверх. Через минуту поменять руки.
5)«Ленивые восьмёрки». Цель: активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
6)«Зеркальные рисунки». Цель: улучшает зрительно-двигательную координацию.
Рисовать в воздухе или на листе симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз). Получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.
7)«Кулак – ребро – ладонь». Цель: улучшает мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.
Три положения руки последовательно сменяют друг друга на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.
Чтобы определить, действительно ли данные упражнения эффективны, совместно со школьным психологом, до и после применения «Гимнастики мозга» мы протестировали учащихся при помощи тестов Роберта Семеновича Немова.
Тесты заключаются в следующем:
1)Методика «Чего не хватает?»
Цель: выявление уровня развития восприятия детей.
Стимулирующий материал: 7 картинок с изображением предметов, на которых не хватает какой — либо существенной детали.
Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования — 25 секунд.
2)Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Цель: выявление уровня развития восприятия детей.
Стимулирующий материал: 1 рисунок с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.
Проведение обследования: ребёнку представляется картинка. Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования — 1 минута.
3)Методика «Что здесь лишнее?»
Цель: исследование процессов образно — логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей.
Стимулирующий материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 — из одной серии классификации, 1 — из другой).
Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.
Презентация
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Вывод:
Нами был изучен теоретический материал по данной теме, мы научились применять методику кинезиологических упражнений. По проведенному нами исследованию мы видим, что методика кинезиологических упражнений, разработанная Полом Деннисоном, эффективна.
В результате такой работы у детей улучшилась мыслительная деятельность, память, повысилась устойчивость внимания, облегчились процессы чтения и письма, они стали лучше чувствовать и осознавать свое тело, свои чувства и переживания, стали более чётко их выражать.
Детям очень нравятся эти упражнения, и они с удовольствием выполняют их.
Для педагогов начальной школы мы дали рекомендации по проведению упражнений во время уроков, что бы они применяли ее систематически, а так же для учащихся которые не справились с тестами.(Приложение 2)
Меня очень заинтересовала данная тема, мне бы хотелось узнать больше о аналогичных упражнениях и методиках, только для учащихся среднего звена, возраст которых 11-15 лет.