Стимулирование у детей интереса к исследовательской деятельности
Автор: воспитатель Перевышина Елена Сергеевна.
МДОУ «Д/с № 121 к.в.» г. Магнитогорска город Магнитогорск.
«Посадка лука на перо»
Cоздание условий для стимулирования интереса к исследовательской деятельности у детей . Формировать умение правильно высаживать лук.
Файл: конспект
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема: «Посадка лука на перо»
Цель: создание условий для стимулирования интереса к исследовательской деятельности у детей. Формировать умение правильно высаживать лук.
Образовательная:
• Продолжать закреплять и углублять знания детей о луке и его строении .
• Закреплять представление о том, что для роста репчатого лука в домашних условиях нужен свет, влага, тепло, почва;
• Упражнять в правильных приемах посадки луковиц.
Развивающие задачи:
• развивать логическое мышление, развивать речь ребенка, трудовые умения.
• Развивать диалогическую речь; активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, стрелка.
• Развивать любознательность, активность, инициативность в познавательной деятельности, стремление осуществлять наблюдения и опыты, записывать в дневник полученные данные исследования.
Воспитательные:
• воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле ;
• воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними;
• воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть.
Предварительная работа: рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, «История возникновения лука» чтение сказки «Чипполино» Дж.Родари; разучивание стихов, пословиц, загадок.
Материал: луковицы разного размера, контейнеры от яйц, лейка, лупа, совочки, вода, лопатки, ведерко, белый лоскут ткани.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята обратите внимание, у нас сегодня гости на занятие. Поздоровайтесь.
Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Верно. Начинается весна и пока холодно. А хотите, чтобы нас стало теплее и светлее? Для этого нужно взяться за руки и сказать друг другу приятные слова.
Дети: Пожелания детей друг другу.
Воспитатель: Вам стало от этих слов теплее? Вот с таким хорошим настроением мы и приступим к работе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого.
Кто это?
Дети: «Чиполлино».
Воспитатель: читает сообщение
Сообщение от Чиполлино:
«Здравствуйте ребята! Я рад вас всех видеть! У нас в нашем городке скоро весна и пора сажать лук, т.к. он полезен для здоровья и защищает организм от болезней. Но я сажать лук не умею. Ребята, мне нужна ваша помощь.
Сообщение: Ребята, а вы уже посадили лук?
Дети: нет
Сообщение: Почему же вы не посадили?
А, я все понял. Вы наверное просто не знаете в чем польза лука, поэтому и не сажаете?
Воспитатель: как это не знаем, ребята могут рассказать о луке много интересной и занимательной информации.
Дети: Лук это защитник от многих болезней. В луке есть особые вещества которые убивают многие виды микробов, эти вещества называются — фитонциды, Лук улучшает аппетит, помогает бороться со многими вирусами.
Вот какой полезный для здоровья человека лук. Про него даже пословицу придумали «лук от семи недуг».
Воспитатель: Правильно лук очень полезен. Может быть, ещё знаете о полезном применение лука.
Дети: в старину луковой шелухой красили ткани, и даже волосы.
Воспитатель: Давайте проведем маленький эксперимент, и посмотрим, окраситься ли белая ткань.
(дети подходят к столу и проводят эксперимент)
Воспитатель: Вот это настой из луковой шелухи, какого он цвета. Мы опустим в него ткань и подождём чуть-чуть (отжимаю, показываю).
Что стало с тканью?
Дети: Ткань окрасилась. Ещё этим полезным настоем надо опрыскивать комнатные растения, если вдруг в них заведутся вредители (тля либо паутина). Мамы и бабушки красят куриные яйца на праздник, Пасха.
Сообщение: Ребята, как много вы интересного знаете про лук. Но все, я теперь точно уверен ,что такие смышленые ребята смогут мне помочь в посадке лука.
Воспитатель: показывает коробку с луком.
Посмотрите, что это?
Дети: Луковицы.
Воспитатель: Каждый возьмите себе по луковице (педагог проходит с подносом и дети берут по одной луковице). Что вы можете рассказать о луковице?
Дети: луковица твердая, здесь она разная по величине и форме, а так же разная по окраске, у одних луковиц чешуя – желтая, золотистая, у других фиолетовая.
Воспитатель: все верно рассказали. Скажите, к какой культуре относиться лук?
Дети: луковичные овощные растения.
Воспитатель: Какие виды лука вы можете назвать?
Дети: лук — батун, шнитт – лук, лук – порей. А вообще различают около 400 видов лука (дети называют сорт лука).
Воспитатель: Ребята, теперь давайте вспомним строение лука.
Сообщение : вот посмотрите, Чиполлино нарисовал и прислал нам схему строения лука (показ неправильной схемы строения лука)
Дети: находят ошибки в схеме.
Воспитатель: ребята подойдите к столу. Я сейчас разрежу луковицу. Кто хочет попробовать? Какой лук на вкус? Что происходит с нашими глазами. Когда разрезаем лук?
Дети: на вкус, горький, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Воспитатель: А теперь ребята давайте с вами отдохнем и поиграем.
Физкультминутка
Есть у нас огород, (дети берутся за руки и встают в круг)
Там зеленый лук растет (дети присаживаются на корточки)
Вот такой вышины, (встают)
Вот такой ширины (расходятся)
Ты лучок сюда спеши (шаги на месте)
И немного попляши (повороты вокруг себя)
Молодцы ребята. Мы отдохнули. Вот какой хороший огород получился у нас.
Воспитатель: сегодня мы с вами научимся сажать лук и сделаем свой огород.
Но сначала, вспомним, если луковицу посадить, что появиться?
Дети: (стрелки, корни).
Воспитатель: что необходимо для роста любого растения?
Дети: почва, вода, свет, тепло.
Воспитатель: Я предлагаю вам надеть фартуки и подойти к столу.
Какие способы посадки лука вы знаете?
Дети: в воду, в землю.
Воспитатель: как вы думаете, где быстрее прорастет лук в воде или земле?
Дети: дети рассуждают.
Воспитатель: Давайте мы с вами представим, что мы с вами ученые и проведем маленькое исследование. Посмотрим, где же лук быстрее прорастет. Но для начала лук надо посадить.
Воспитатель: Перед тем, как мы начнем работать, нам необходимо вспомнить правила безопасности:
1.Не брать лук и землю в рот.
2.Не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.
Воспитатель подводит детей к 1 столу, на котором подготовлен необходимый инвентарь.
Посмотрите, что лежит у меня на столе.
Для того, чтобы посадить лук в воде, что нам понадобится?
Дети: кувшин воды, емкость для посадки, картон.
Воспитатель: Давайте попробуем посадить лук в воду. Для начала нам надо определить, где у лука верх. Возьмите в руку лупу и внимательно посмотрите на луковицу. Попробуйте определить, откуда будет расти зеленый лук?
Дети: Лук нужно сажать донцем вниз.
Воспитатель: Посмотрите, как буду сажать лук в воду, я наливаю в баночку из лейки воду. Теперь надо посадить лук. Воспитатель просит одного ребенка подать воду, а другого – подать лейку с водой.
Воспитатель высаживает лук.
Воспитатель: Вот я посадила свою луковицу.
Ребята Чиполлино прислал еще одну схему «посадка лука в воду.
(Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» показ неправильного алгоритма посадки лука в воду)
После закрепления алгоритма действий при посадке лука, педагог предлагает детям самостоятельно посадить лук.
Педагог включает музыку. Дети приступают к самостоятельной практической деятельности по посадке лука, опираясь на алгоритм посадки на доске. Педагог осуществляет контроль, помощь. После посадки ребенок в свой стаканчик вставляет палочку со своим именем. Педагог предлагает выбрать место, где поместить огород подоконник.
Дети: подоконник (там светло и тепло).
Воспитатель: (Индивидуальная работа)
Сколько воды надо налить в стакан?
покажите где у лука донце?:
Вот какие вы молодцы, все справились и посадили свои луковицы.
Воспитатель: а теперь давайте рассмотрим еще один способ посадки лука. Посадка лука в землю.
Стол №2.
Воспитатель: Подойдите к столу 2 , для того, чтобы посадить лук в землю, что нам понадобится, какой инвентарь?
Дети: Земля, совок, стаканчики и ложечки одноразовые, вода, лейка.
Воспитатель: Сейчас я посажу свою луковицу, а вы смотрите внимательно:
1.Насыпаю совочком в стаканчик землю.
2.Делаю лунку с помощью ложечек, аккуратно не просыпая землю.
3.Беру луковицу и опускаю ее в лунку донцем вниз и прижмите плотно землю вокруг луковицы.
4.Поливаю.
Вот я посадила свою луковицу.
Воспитатель: а теперь посмотрим, какую схему нам прислал Чиполлино.
(Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» (Чиполлино показывает правильный алгоритм посадки лука в землю)
После закрепления алгоритма действий при посадке лука, педагог предлагает детям самостоятельно посадить лук.
Педагог включает музыку (Звуки природы). Дети приступают к самостоятельной практической деятельности по посадке лука, опираясь на алгоритм посадки на доске. Педагог осуществляет контроль, помощь. После посадки ребенок в свой стаканчик вставляет палочку со своим именем. Педагог поместить лук, высаженный в землю в огород на подоконник. Вот какие вы молодцы, все справились и посадили свои луковицы.
Итог занятия.
Сообщение: ребята спасибо вам большое. Я все понял и научился , вместе с вами сажать лук. Теперь то у меня точно вырастит лук!
Воспитатель: Вот мы с вами сейчас посадили лук. При правильном уходе, он нам быстро даст зеленые стрелочки, которые можно употреблять в еду.
А чтобы лук вырос, как нам нужно за ним ухаживать?
Дети: необходимо поливать рыхлить, свет, тепло.
Воспитатель: Вы все молодцы, хорошо потрудились теперь мы будем ухаживать и ежедневно вести дневник наблюдения за нашем урожаем ( педагог показывает дневник наблюдения).
Воспитатель: Теперь посмотрите у вас на столах лежат смайлики.
Если у вас сохранилось хорошее настроение и у вас все на занятие все получилось, покажите смайлик с улыбкой.
Если не все получилось, покажите задумчивый смайлик.
Ну а если совсем было трудно, покажите грустный смайлик.
Но какое бы настроение у вас не было к концу занятия, давайте мы с вами дружно улыбнемся.
Вот наше занятие и подошло к завершению и мне хочется его закончить таким маленьким позитивным и поучительным стихотворением
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
Используемая литература:
Сказка Д. Родари «Чиполлино»
«Труд и наблюдения в природе. (Сост. А. Ф. Мазурина). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1967.
Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М .: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада». М.: Изд. «Просвещение» 2006.