Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе
Автор: Воспитатель Ван Ольга Николаевна.
МОУ Одоевская СОШ Шарьинского муниципального района Костромской области с. Одоевское, Шарьинский район.
Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе
Файл: конспект
Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе
Тема НОД: «Волшебница водица»
Цель:Уточнить представления детей о свойствах воды (прозрачная, жидкая, без запаха, без цвета, имеет вес). Вовлечь детей в опытно-экспериментальную деятельность.
Психолого – педагогические задачи:
- Совершенствовать умение рассуждать, отвечать на вопросы.
- Учить изображать дождь, рисуя кистью короткие тонкие штрихи, закреплять умение правильно держать кисть, развивать образность восприятия музыки учить узнавать в музыке звуки дождя.
- Воспитывать умение слушать воспитателя.
Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НОД: беседа, вопросы и ответы , обсуждение, рассказывание.
Форма организации детей: групповая.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о воде, отгадывание загадок.
Методические приёмы: сюрпризный момент (превращение в капельки); упражнение на слуховое восприятие (звук воды, шум дождя); опыты с водой, льдом; рассматривание иллюстраций; рисование дождика.
ЧАСТИ НОД | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
I часть — вводная | Цель: Уточнить представления детей о свойствах воды (прозрачная, жидкая, без запаха, без цвета, имеет вес). Вовлечь детей в опытно-экспериментальную деятельность. | |
Создание образовательной ситуации | -Ребята, вы любите узнавать что-то новое? А о чем мы сегодня будем узнавать новое? (Звучит запись со звуком воды) Скажите, что за звуки раздаются? Правильно! Это шумит водичка.
-Давайте я вам расскажу стихотворение, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня разговаривать. Вы слышали о воде? Говорят, она езде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! Без воды нам не умыться, Не наесться, напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! Ребята, а кому нужна вода? Она нужна растениям? А для чего? А нужна ли вода животным? А рыбам? А человеку? Ребята, а как вы думаете, почему нам не прожить без воды? (выслушиваем ответы детей) Правильно, мы используем воду при приготовлении пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи. |
Ответы детей. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Что бы нам узнать о воде больше, давайте превратимся в Капельки – маленькие частички воды. | |
II часть — основная | Цель: Совершенствовать умение рассуждать, отвечать на вопросы. | |
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми | Опыт 1: Перед вами стоит по два стакана. Какие они? (Пустой и полный) Что в них? (В одном ничего, а в другом вода). Возьмите в руки стаканы и определите: они одинакового веса? (Один лёгкий, другой тяжелый) Ребята, а почему один стакан тяжелее другого? (Потому что он с водой) Значит, что мы можем сказать про воду? (что она имеет вес; что вода тяжелее воздуха).
Опыт 2: А теперь аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? (Выслушиваем предположения детей). Вода льётся, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью. Физкультминутка: (Дети встают вкруг) Капля раз, капля два, (Показываем поочерёдно ладошки) Капля медленно сперва. (Медленно сводим ладошки вместе) А потом, потом, потом-всё бегом, бегом, бегом. (бег) Мы зонты свои откроем (присесть, сделать домик руками) От дождя себя укроем. Опыт 3: Перед вами снова два стакана. В одном стакане вода, а в другом- молоко. В оба стаканчика положим ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком- нет? Почему? (выслушиваем ответы детей) Верно, ложечки видны в воде, потому что она прозрачная, а молоко-нет. Вода прозрачная, т. е. через неё видно предметы, которые находятся в ней. Дети становятся в колонну и выполняют движения по мотивам стихотворения: обходят «камни» (круглые коврики, пробегают по скамье, проползают в ворота). Робкой струйкой меж камней Пробивается ручей Пробежится по оврагу, Просочиться под корягой. Одолеет все преграды На пути с друзьями рядом, И широкою рекою Разольётся на просторе. Молодцы, ребята- хорошо справились с заданием! Давайте снова превратимся в учёных и узнаем ещё что-нибудь о воде. Опыт 4: Перед вами вновь стоит по два стакана. В одном вода, а в другом- сок. Давайте понюхаем воду. Чем пахнет вода? (ответы детей) Правильно, вода ничем не пахнет. Значит она не имеет запаха. Теперь понюхаем сок (ответы). Сок пахнет фруктами. А теперь попробуем воду и сок. Делаем вывод, что вода не имеет вкуса. Опыт 5: Посмотрите, что я вам принесла (лёд, льдинки). Давайте с вами посмотрим, что произойдёт, если мы возьмём лёд в ладошки (растает, почему?(потому что ладошки тёплые, и что у нас получилось (вода). А теперь давайте поиграем. Массаж рук в воде «Игралочка-считалочка» Варим кашу для малышек Тесто делаем для пышек Сладким чаем угощаем Ну а после-отдыхаем! В ванночку-бултых! (Крутят ручкой в воде) (Месят тесто) (Набирают воду в ладошки) Дети вытирают ручки, усаживаются на свои места. |
|
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | — Ребята, мы узнали много нового о воде. Ответьте мне пожалуйста, на вопросы: –Почему. когда мы переливаем воду из одного стаканчика в другой, легче пустой стаканчик? (Вода имеет вес).
-Почему вода из одного стакана перетекает в другой? (Вода жидкая, она может течь). -Почему через стакан с водой видны предметы? (Вода прозрачная). — Какой у воды вкус? А какой запах имеет вода? (Нет вкуса, нет запаха). Какие вы молодцы! Всё узнали, и запомнили! Дидактическая игра «Где спряталась вода» Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.) дети должны определить, где именно на картинке можно найти воду. |
|
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми | -Ребятакто желает первым рассказать про воду.
— Молодец, Кирилл! Хорошо рассказал, видно, что внимательно слушал. — Молодцы, ребята! — Ребята , чей рассказ вам понравился больше? — Почему ? |
|
III часть — заключительная | Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы. | |
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | — Молодцы ребята. (Звучит аудиозапись «Шум дождя»). –Ребята, а что у нас за звуки раздаются? (Гремит гром, дождь идёт.) Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить! Шум дождя прекращается). А знаете, что дождик имеет разные названия? Давайте ребята о них расскажем. (Пальчиковая игра «Сколько знаем мы дождей»).
Сколько знаем мы дождей Сосчитаем поскорей: Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. Дождь со снегом, Дождь с грозой, Дождь холодный, Проливной! Вот как много есть дождей Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно) А вот интересно ребята, а откуда на нас льётся дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч). Правильно, из туч. Собираются маленькие капельки в тучке. Когда им становится тесно они убегают на землю дождём. Посмотрите, на моей картинке цветочки, травинки так и ждут дождя. Тучка нависла над моим лужком, а дождя так и нет. Вот одна капля, вторая и посмотрите, какой сильный дождь пошёл. А на ваших листочках трава и цветы всё ещё ждут дождя. |
|
Плавный выход у детей из НОД в самостоятельную деятельность. | — Давайте нарисуем дождь. «Вот одна капелька, другая… кап-кап-кап. И вот уже сильный дождь пошел, а теперь всё слабее ка-ап, ка-ап».
Вот наш дождик и полил весь лужок. Теперь цветочки и трава вырастут большими и будут радовать нас своей красотой. |