Воспитание морально-нравственных качеств
Автор: воспитатель Соловьева Тамара Михайловна.
ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.
Конспект занятия на тему: «Воспитание морально-нравственных качеств через устное народное творчество»
Файл: конспект занятия
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Тема: «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ВАРВАРЫ»
ЦЕЛЬ: ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. УЧИТЬ ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПОТЕШЕК И ПОГОВОРОК. СОЗДАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
ЗАДАЧИ:
— ПРОДОЛЖАТЬ ЗНАКОМИТЬ С УСТНЫМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ И НЕКОТОРЫМИ ВИДАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (ПОТЕШКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ).
— ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ.
— ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РУССКОГО НАРОДА.
— ВЫЗВАТЬ РАДОСТЬ ОТ ПОВТОРА ЗНАКОМЫХ ПОТЕШЕК, ИГР, ПОСЛОВИЦ И ПЕСЕНОК.
— СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЕ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ АКТИВИЗИРОВАТЬ В РЕЧИ
— ЗНАКОМЫЕ ПОТЕШКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
— ИГРОВОЙ: ( СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ, ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ХОРОВОДНЫЕ)
— СЛОВЕСНЫЙ: (БЕСЕДЫ, ВОПРОСЫ, ПООЩРЕНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ПОТЕШКИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ, ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ)
МАТЕРИАЛ:
-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ДОМИК, ЛЮЛЬКА, МОЛЬБЕРТ, ПЕНЕК, СУНДУК, ПИСЬМА.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: -ГРУППОВАЯ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: — БЕСЕДА, ЗАУЧИВАНИЕ ПОТЕШЕК. ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, НАРОДНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ: «В нашей группе есть Танюша
Она носит юбку в рюшу.
А еще у нас есть Даша — баловница она наша.
И Никита, Саша, Маша, Вика, Рита, Елисей
Не забудем и про Леру, много в группе есть детей.
Елисейка – хохотун, Аня – веселушка,
А еще Кирюшка и Милашка душка,
Сережа, Лиза и Осман , Макар – забияка,
Егор, Лиза и Илья — это все наша семья
Друг без друга нам нельзя.
Мы играем и поем , вместе весело живем.»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Скажите, дети что же я вам прочитала?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Это я сочинила про вас потешку. В давние времена сочиняли люди потешки, для того чтоб порадовать, потешить, повеселить, высказать свою нежность и любовь. Вот и я тоже придумала потешку чтоб порадовать вас.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А скажите мне , пожалуйста, почему я в конце потешке назвала вас всехдружной семьей ?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Согласна. Конечно, целый день мы вместе. И играем и занимаемся и гуляем , а самое главное мы очень дружные и по доброму относимся друг к другу) . Молодцы. Вы знаете, ребята, а я вот сегодня шла в детский сад и ко мне подошла почтальон. Просила передать письмо. И когда я увидела кому, очень удивилась. На конверте было написано: детский сад, ребятам средней группы. Это же нам. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребятушки. Зовут меня бабушка Варвара. Я живу в деревне Добрынино, на улице Ласковой дом 5. Слышала я, что очень вы дружные, ловкие, умелые, а еще знаете много потешек, загадок, пословиц, игр да песенок. Вот у меня к вам какое дело. Уехали мои взрослые дети в город работать, а старшие внуки – учиться и остались мы вдвоем с Маринкой, младшей внучкой. Да не справляюсь я с ней. Не спит Маринка, плачет и плачет. Может вы поможете, поиграете да колыбельную споете. Жду вас очень, детушки»
А здесь и билет на поезд. Вот только написано до ст. Лесной , выйдете под лесным пенечком задание найдете , выполните и второй билет получите до станции «Сказочной». На этой станции тоже нужно будет выполнить задание , а след. Билет будет до стации «Добрынино» Ну что, поехали.
(дети садятся на импровизированный паровозик и едут)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот и станция «Лесная» Пойдемте, посмотрим, ой а вот интересный пенечек. А под ним листочек. Давайте посмотрим что здесь написано «Расскажите потешку о сове, волке и птичке-невелички»
(дети рассказывают потешки) Воспитатель берет след.билет
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что вот и билет до след.станции. Поехали. А вот и станция «Сказочная» Что же здесь за задание нам приготовила б.Варвара. Посмотрите сундучок какой-то. Посмотрим. А вот и задание «Отгадайте что это за сказки» (На сметане он мешен, на окошке стужен, у него румяный бок,кто же это?) , (Трое их живет в избушке, у них три чашки и три кружки. Три кроватки три подушки, угадайте без подсказки , кто герои этой сказки?) (Сидит в корзине девочка, у Миши за спиной, а он того не ведая, несет ее домой?)
(дети отгадывают загадки, за это им дарят книжки со сказками и билет до «Добрынино»)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот и билет, ну что поехали?
А вот и станция «Добрынино» . Пойдемте поищем дом бабушки Варвары. А вот и он. Посмотрите дверь открыта, давайте постучим. Никого нет. Ну что раз нас приглашали давайте зайдем и подождем бабушку Варвару.
(Дети заходят, садятся на стульчики)
Выходит бабушка Варвара.
Б.Варвара:Ой, гости дорогие, детушки родные, как же я вам рада. Вот и пословица говорит «Гость в дом – хозяйке в радость». А я вот была в хлеву, кормила свою коровушку. «Моя то коровушка –Буренушка, встает она до солнышка, травку в полюшке жует, молочка домой несет. Вот какая коровушка то у меня. А вы то знаете откуда молочко то берется? (ответы детей) Молодцы. А вот моя внученька в люльке, смотрит на вас. Авы пословицы то в садике учили? А давайте поиграем. Я начну, а вы продолжайте
В гостях хорошо, а дома ……..
В дружной семье и дома ……..
При солнышке тепло , а при матери…….. ( а как вы понимаете эту пословицу) (ответы детей)
Семья сильна,когда над ней крыша……..
Только трудом держится……… ( а эту пословицу как понимаете)
Без труда – не выловишь и рыбку из………. (а эту пословицу как понимаете)
Крепкую дружбу топором не………
Не имей сто рублей, а имей сто……..
В своем доме и стены ………..
Б.Варвара: Ну молодцы а игры вы народные знаете?
(Проводится игра «Тень теньпотетень»)
Тень, тень ,потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похваляются весь день
Похвалялася лиса: «Всему лесу я краса»,
Похвалялся волк: «Я зубами щелк да щелк»
Похвалялся наш зайчишка: «А я вовсе не трусишка, я от лис и всех волков –
убежал и был таков»
Похвалялася коза: «Огород я обошла, грядки все я прополола, да и оводу пошла».
Похвалялась Жучка: «Я совсем не злючка, я хозяйство сторожу и чужих не допущу».
Похвалялась Мурка: «Я дымчатая шкурка, я всю ночь ловлю мышей ,
И всех крыс гоню взашей».
Похвалялася Варвара : « Я нагрею самовар, пирогов я напеку, всех я в гости позову».
Б.Варвара: Ох и молодцы. Может вы и колыбельные песенки знаете? А Маринку мою укачаете?
(Дети укачивают малышку , поют колыбельные песенки)
Б.Варвара: Ой, вот так молодцы. Ну а за это вот угощайтесь моими пирогами, а я пойду во двор выйду, на коровушку посмотрю.
Б.Варвара уходит.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что ж и нам пора домой .В гостя хорошо, а дома лучше.
Дети едут на поезде в детский сад.
Воспитатель: Ну что понравилось в гостях. Какая же бабушка Варвара (ответы детей) (добрая, ласковая,заботливая, работящая) А вам она никого не напоминает? (ответы детей) Ну а теперь «Кончил дело,гуляй смело»