Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста
Авторы: воспитатели Сухова Елена Вячеславовна, Коновод Тамара Тимофеевна.
ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста
Проект направлен на адаптацию детей 2-4 лет
Файл:Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста 1
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста
Актуальность
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
— строгий режим дня;
— отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
— новые требования к поведению;
— постоянный контакт со сверстниками;
— новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
— другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ:
— знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
— подготовительная работа в семье;
— выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Цель проекта:
— создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
— сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
— Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
— Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
— Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Методы:
— Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации) ;
— Анкетирование (родителей) ;
— Наблюдения;
— Беседа;
— Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Основные направления проекта:
— Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
— Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
— Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
— безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
— позитивное развитие отношений в детском коллективе;
— повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
— снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
— вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
Формы работы с детьми:
— элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;
— исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
— релаксационные игры (песок, вода) ;
— сказкотерапия;
— игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
— культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
— предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
— постепенное заполнение группы;
— гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
— информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
— наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (организационный):
— создание методического обеспечения;
— создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе;
— помещение информации в родительский уголок.
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
— знакомство с семьей;
— ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
— информационная деятельность:
— организованные тематические встречи;
— беседы с родителями.
— практическая деятельность:
— совместные праздники, развлечения;
— работа с детьми;
— итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День рождения группы».
3этап. Заключительный (результативность):
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
— знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):
— установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
— ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
— приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
— приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
— ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
— ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей):
— ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
— ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
— ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
— ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-4 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Для самостоятельной активности детей были подготовлены центры развития:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- книжный уголок;
- уголок сенсомоторного развития;
- уголок настольно-печатных игр;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровая зона (с игрушками, строительным материалом).
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
На дальнейшем этапе реализации проекта велась работа на установление доверительных отношений с детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения. Эта задача осуществлялась с помощью комплекса следующих мероприятий (табл.1):
Табл.1 Организация мероприятий, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком.
№ недели
Дни недели |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Понедельник | 1. «Вместе весело шагать…»- беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами
2.Игра «Полянка настроения» 3.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Бабочки на лугу»
2.Сказкотерапия 3.«Цветок» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» |
1.Игра «Полянка настроения»
2.Сказкотерапия 3.«Солнечный зайчик» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» релаксационное упражнение |
1.Игра «Салют»
2.Сказкотерапия 3.«Цветок» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
Вторник | 1.Игра «Колючий ёжик»
2.Сказкотерапия 3.«Воздушные шарики» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Храбрые лягушата»
2.Сказкотерапия 3.«Тепло-холодно» релаксационное упражнение |
1.Игра «Что нам подскажут наши пальчики»
2.Сказкотерапия 3.«Пчелка» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Бабочки
на лугу» 2.Сказкотерапия 3.«Воздушные шарики» релакса- ционное упражне- ние 4.«Обнималки» телесная терапия |
Среда | 1.Игра «Что нам подскажут наши пальчики»
2.Сказкотерапия 3.«Облака» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия. |
1.Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
2.Сказкотерапия 3.«Солнышко и тучка» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Дом счастливого ребенка»
2.Сказкотерапия 3.«Бабочка» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Упражнение
«Дышим животиком» 2.Сказкотерапия 3.«Облака»релак- сационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
Четверг | 1.Игра «Легкое перышко»
2.Сказкотерапия 3.«Лентяи» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Разговор с игрушкой»
2.Сказкотерапия 3.«Солнышко и тучка» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Храбрые лягушата»
2.Сказкотерапия 3.«Птички» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Полянка настроения»
2.Сказкотерапия 3.«Лентяи» релак сационное упраж нение 4.«Обнималки» телесная терапия |
Пятница | 1.Упражнение «Дышим животиком»
2.Сказкотерапия 3.«Водопад» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Дом счастливого ребенка»
2.Сказкотерапия 3.«Улыбка» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
2.Сказкотерапия 3.«Сосулька» релаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапия |
1.Игра «Легкое перышко»
2.Сказкотерапия 3.«Водопад» ре лаксационное упражнение 4.«Обнималки» телесная терапияы |
Итоги проекта
В ходе реализации проекта «Я иду в детский сад» были получены следующие результаты:
- Успешное прохождение детьми адаптационного периода;
- Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;
- Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;
- Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
- Создана картотека игр в адаптационный период для детей 2-4 лет.
Литература
- ГризикТ. И., Глушкова Г. В., ДороноваТ. Н., Маслий С. Ю., Соловьева Е. В., ТарловскийН. Ф., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет «Радуга»: методические рекомендации для воспитателей. -М. : Просвещение, 2010.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. :Просвещение, 2007.
- Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 2007.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. – М. : Владас, 2007.
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М. : Учитель, 2006.
- Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М. : Просвещение, 2003.
- Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1981.
- Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.
- Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. — Дошкольное воспитание №8, 2005., голосо