Конспект организации познавательно–исследовательской деятельности
Автор: воспитатель Качаева Юлия Александровна.
МБДОУ №42 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.
Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе: Тема: «Цветные лоскутки»
Файл: конспект
Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.
для слушателей РМО воспитателей младшей и средней групп ДОУ Центрального района.
Тема: Познавательно –исследовательская деятельность «Цветные лоскутки» ( лексическая тема «Одежда»)
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей с ОНР в процессе исследовательской деятельности на материале темы «Одежда»
Задачи:
Речевое развитие: Формирование элементарных представлений о свойствах ткани. Обогащение и систематизация представлений по теме «Одежда». Формировать навыки диалогической речи.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых материалов и способов работы с ними.
Познавательное развитие: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. Стимулирование у детей процесс познания и вовлечение их в совместную исследовательскую деятельность. Развитие мышления, познавательных способности в играх с тканью.
Художественно-эстетическое развитие: способствовать получению эмоционального отклика на предлагаемые ситуации, упражнения, игры, беседы на тему.
Физическое развитие: развитие общей и мелкой ручной моторики, координации, удовлетворение потребности в двигательной активности.
Оборудование:Платок для игры 1 шт. Кукла, одетая в бумажную одежду. Коробка-Матрешка. Разные лоскутки ткани 20/20 по количеству детей. 1 лоскут прозрачной ткани. Теплый утюг, гладильная доска. Тазики по количеству детей. Сушилка 1 шт, прищепки по количеству детей.
Предварительная работа:
— расширение и конкретизация представлений об одежде, ее названии и назначении.
Формы работы: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
Организация детских видов деятельности:
— коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, с другими детьми);
— игровая деятельность;
— двигательная деятельность
Активизация словаря:
одежда, шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка;
ткань на ощупь: шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, толстая, тонкая;
ткань прозрачная, непрозрачная
ткань по расцветки: в горох, клетку, в полоску …….
Ход образовательной деятельности
Действия воспитателя | Содержание | Действия детей |
Ситуация 1. Цель: мотивация детей на образовательную деятельность. Выполнение движений руками в соответствии с текстом. Речь с движениями. | ||
1.1Обращает внимание на гостей. Предлагает поздороваться. Обращается к детям.
— Ребята, посмотрите, что же спрятано у меня в ладошках. Это моя улыбка.(дует) Я вам дарю свою улыбку и желаю хорошего настроения. А давайте подарим свои улыбки нашим гостям. 1.2.Предлагает поиграть и движения повторять |
Речь с движениями Раз, два, три Кто же спрятался внутри Посмотрите не зевайте Поскорее отвечайте …….(Алеша) Вы одежду назовите И о ней нам расскажите. Одежда:шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка; |
1.1Дети стоят в кругу. В ладонях «спрятана улыбка». Дарят улыбку.
1.2.Выполняют действия в соответствии текста. Показывают или отвечают на вопрос. |
Результат: дети заинтересованы в выполнении игровых действий, выполняют движения, согласовывая их с текстом | ||
Ситуация 2. Цель:Формирование навыка диалогической речи и формирование первичных представлений о ткани и одежде и с понятием ткань. | ||
2.1. Обращается к детям
-Ребята, а кого я спрятала сейчас? (кукла) А что на ней надето?(платье) А из чего оно сделано?( бумаги) А у нас одежда из чего ? (из ткани) А ткань разная бывает или одинаковая? Не знаете? А нам, наверное, Матрешка поможет. Интересно, что она сегодня для нас приготовила? Предлагает достатьиз матрешки разные виды ткани. Влад, какая у тебя ткань? (по цвету, плотности, мягкая, прозрачностии.т.д). Карина, а у тебя какая ткань? |
кукла платье бумага ткань В Матрешке спрятаны разные лоскуткиткани. ткань на ощупь: шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, толстая, тонкая; ткань прозрачная, непрозрачная ткань по расцветки: в горох, клетку, в полоску ……. |
2.1. Отвечают на вопросы.
Дети по очереди вытаскивают по одному лоскутку ткани, называют отличительные особенности каждой ткани. Отвечают на вопросы. |
Результат: Дети осваивают навыки диалогической речи. Имеют представления о видах ткани. | ||
Ситуация 3. Цель: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемым объектом в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. | ||
3.1.
Воспитатель достает прозрачный лоскуток ткани из матрешки. Предлагает поиграть в прятки с лоскутками ткани. Дети прячутся за ткань. Я вас не вижу через лоскуток ткани. А вы меня видите? (Да) 3.2. -Ребята, а давайте теперь спрячем лоскуток ткани в ладошке и сожмем кулачек. А теперь достаньте лоскуток и посмотрите на него, что с ним произошло? Ткань помялась. (Да) Стала мятая. 3.3. Давайте попробуем разгладить ткань ладошками. Получилось разгладить? А чем можно разгладить? (утюгом). Ребята утюгом могут пользоваться только взрослые. (Внести в группу теплый утюг и разгладить мятую ткань). -У меня есть утюг. Утюгом могут пользоваться только взрослые, потому что он горячий, и вы можете обжечься. Гладит утюгом ткань. Ткань разгладилась с помощью утюга Какая стала ткань? (гладкая разглаженная) 3.4. -Ребята, а хотите посмотреть, что будет с тканью, если я отпущу ее в воду? Давайте подойдем к тазикам с водой. Воспитатель вместе с детьми отпускает ткань в воду. Что стало с тканью? Она стала мокрой. Давайте поднимем и посмотрим, как стекает вода с ткани. Давайте отожмем воду. Вот так. А если ткань повесить на веревку и закрепить ее прищепкой оставить на время, кто знает, что с ней произойдет? (она высохнет) |
Опыт №1 «Прозрачная и не прозрачная ткань»
Вывод:У меня прозрачная ткань, так как через нее все видно. А если через ткань ничего не видно, то она не прозрачная. Опыт №2 «Ткань мнется» Вывод: Если ткань сжимать в руках она мнется. Опыт№3 «Ткань можно гладить» Вывод: Если ткань мятая, ее можно разгладить утюгом. Опыт№4 «Ткань намокает» 1)опускаем 2)поднимаем3)отжимаем в воду 4) сушим |
Высказывают своё желание действовать, выполняют действия. Дети самостоятельно экспериментируют с тканью прячут ее в кулачке. Пытаются разгладить без помощи утюга. Делают вывод. (дети смотрят). |
Результат: Дети выполняют действия опытов, делают вывод с помощью воспитателя | ||
Ситуация 4.Цель: Подведение итогов выполнения работы, мотивация на смену деятельности. | ||
4.1Ребята, что на нас надето?
Из чего сделана наша одежда? Какая бывает ткань?(шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, тонкая, толстая., прозрачная и не прозрачная) А что мы с тканью делали? (мяли, мочили, гладили, сушили). Теперь мы много знаем о ткани из которой сшита наша одежда. Предлагает навести порядок в группе и собираться на прогулку. |
4.1.Отвечают на вопросы: | |
Результат: Дети освоили навыки диалогической речи. Дети анализируют свою деятельность, мотивированы на смену деятельности |