Урок алгебры в 7 классе
Автор: учитель математики Артюхина Татьяна Владимировна .
МБОУ «СОШ №21» город Старый Оскол, Белгородской области.
Урок алгебры в 7 классе «Взаимное расположение графиков линейных функций»
Разработка урока урока алгебры «Взаимное расположение графиков линейных функций». Тип урока: изучение нового материала. Деловая игра «Редакция» Вид урока: проблемный. Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа. Разработка урока содержит раздаточный материал и презентацию.
Файл: урок алгебры
Файл: презентация
Файл: группа 1.1
Файл: группа 1.2
Файл: группа 1.3
Файл: группа 1.4
Файл: группа 1.5
Файл: группа 1.6
Урок алгебры в 7 классе:
Тема урока: «Взаимное расположение графиков линейных функций»
Цель урока: формирование практико-ориентированной компетенции при построении графиков функций в зависимости от коэффициентов
Задачи:
Образовательные:
1.Повторить свойства линейной функции
2.Отработать навык построения графиков линейной функции
3.Определить влияние коэффициентов к и m на взаимное расположение графиков линейных функций
4.Отработать знания и умения определять взаимное расположение графиков линейных функций заданных аналитически
- Приобретение навыков исследовательской работы
Развивающие:
1.Развивать навыки самоконтроля
2.Развивать коммуникативные компетентности (культуру общения, умение работать в группах
3.Развивать осмысленное отношение к своей деятельности; творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества
4.Развивать самостоятельность мышления, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы.
5.Развивать практическую направленность изучаемого материала
6.Развивать математическую речь, память, умение анализировать, обобщать и делать выводы;
7.Развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление;
Воспитательные:
1.Воспитывать ответственное отношение к учению;
2.Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;
3.Воспитывать аккуратность, трудолюбие, чувство коллективизма, уважение и интерес к математике
4.Воспитывать культуру общения, умения слушать и слышать других
Тип урока: изучение нового материала. Деловая игра «Редакция»
Вид урока: проблемный.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока:
1.1 Организационный момент «Планерка» — 1 мин
Цель: обеспечить рабочую обстановку на уроке, включить всех обучающихся в рабочую обстановку.
«Импульс». Всем участникам предлагается встать в круг, взяться за руки и путем легкого сжатия руки передавать импульс друг другу. Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс», когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет. Я передаю импульс добра. Я передаю импульс радостного настроения. Я передаю импульс дружбы.
1.2. Постановка цели и мотивация – 1 мин
«Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения»
Бахтин Михаил Михайлович — известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры.
- Актуализация опорных знаний «Работа в отделе»– 6 мин.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся.
Экспресс-опрос
1)Слайд 3: проверка знания видов функций и формул их задающих; алгоритм построения графиков линейной функции и прямой пропорциональности.
Какие функции вам известны?
Какой формулой задается каждая из этих функций?
Как называется переменная x и y в формуле, задающий функцию?
Что является графиком этих функций? В чем их сходство и различие?
Каким образом мы сможем построить графики этих функций?
2)Слайд 4: Среди записанных на доске формул выберите те, которые задают линейную функцию, прямую пропорциональность. Сколько точек, кроме начала координат, достаточно для построения графика прямой пропорциональности?
y=5x-7 y=-2x
y=2/x y=5x+2
y=-2x+7
y=-3
y=x/2
y=3,6x
y=x-4
y= (5x-1) + (8x+9)
3)Слайд 5: нахождение значения функции для известного значения аргумента и нахождение аргумента по известному значению функции.
Функция задана формулой y=2x+5. Найдите значение функции, соответствующее значению аргумента, равному -3;0;5
Функция задана формулой y=4x-9. Найдите значение аргумента, при котором функция принимает значение -1;0;3
4)Слайд 6: проверить принадлежность предложенных точек графику заданной функции у= -2х
А(4;-8),
В(-10,20),
С(0,5; -2),
Т (-¼;½)
5)Слайд №7: установите соответствие между графиком линейной функции и ее формулой.
а) б)
в) г)
д) е)
1)у=2х 2) у=-2х 3)у=2х+2 4) у=-2х+2 5)у=-2х+2 6)у=-2х-2
3.Введение в тему. Постановка учебных задач «Производственное совещание»– – 2 мин.
Цель: обеспечить целеполагание.
Известно, что графиком линейной функции и прямой пропорциональности являются прямые. Ребята, вспомните из курса геометрии, каким может быть взаимное расположение двух прямых (параллельны, пересекаются, совпадают). А теперь нам предстоит выяснить, от чего зависит взаимное расположение двух прямых, то есть перед нами такая проблема: слайд №8
- Выяснить при каком значении k и m графики функций параллельны, пересекаются.
- Выяснить существует ли связь между значением m и координатами точек пересечения графика с осями координат.
Для этого мы выполним исследовательскую работу, то есть проведем настоящее корреспондентское расследование.
4.Изучение нового материала в ходе выполнения исследовательской работы «Корреспондентское расследование»– 15 мин.
Цель: создание условий для введения нового материала. (слайд №9)
Сейчас вы выполните исследовательскую работу, которая поможет ответить на следующие вопросы: от чего зависит параллельность, пересечение графиков линейных функций? Как по аналитическому заданию функций определить взаимное расположение их графиков? Для этого в одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул.
Работа в группах. Письмо №1.
Отдел №1. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
Запишите вывод в тетрадь.
Отдел №2. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
у = -4х | ||
у = -4х-5 | ||
у = -4х +2 |
Запишите вывод в тетрадь.
Отдел №3. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
у = 1,5х | ||
у = 1,5х+3 | ||
у = 1,5х-4 |
Запишите вывод в тетрадь.
Вывод: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида у = kx +b параллельны, если коэффициенты при х одинаковы.
Письмо №2.
Отдел №1. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
у = 3х + 1 | ||
у = 2х -3 |
Запишите вывод в тетрадь.
Отдел №2. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
у = -3х + 1 | ||
у = -2х -3 |
Запишите вывод в тетрадь.
Отдел №3. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
у = ¾ х + 2 | ||
у = х — 5 |
Запишите вывод в тетрадь.
Вывод: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида у = kx +b пересекаются, если коэффициенты при х различны.
Письмо №3.
Отдел №1. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
y= 6x + 1 | ||
y= —3x + 1 |
Запишите вывод в тетрадь.
Отдел №2. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
у = 3х + 3 | ||
у = 2х + 3 |
Запишите вывод в тетрадь.
Отдел №3. В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
у = 0,2х — 4 | ||
у = -3,5х — 4 |
Запишите вывод в тетрадь.
Вывод: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида у = kx +b пересекаются в одной точке, если коэффициенты при х различны, а коэффициенты b одинаковые.
- Первичная проверка понимания изученного материала «Производственное совещание» – 5 мин.
Цель: отработка умения определять по формулам задающим линейные функции взаимное расположение графиков функций
5.1. Работа в парах
1)Не выполняя построения, установите взаимное расположение графиков линейных функций (слайд №17):
у = 2х и у = 2х – 4
у = х +3 и у = 2х – 1
у =4х + 6 и у = 4х + 6
у =12х – 6 и у = 13х – 6
у =0,5 х + 7 и у = 1/2 х – 7
у =5х + 8 и у = 15/3х + 4
у = 12/16х – 4 и у = 15 /16х +3
2)Поставьте вместо … такое число, чтобы графики заданных линейных функций (слайд №18):
пересекались: параллельны:
у = 6х + 5 и у = … х + 5
у = — 9 — 4х и у = -… х — 5
у = — х – 6 и у = -…х + 6
а) у = 1,3х – 5 и у = …х +7
б) у = …х + 3 и у = -4 х — 6
в) у = 45 — … х и у = -2х – 5
5.2 У доски – по одному человеку от группы. Остальные – на местах.
1) Дана функция y = 3x – 3. Предлагается записать: а) две формулы линейных функций, графики которых были бы параллельны графику данной функции; б) две формулы линейных функций, графики которых были бы с данным графиком пересекающимися прямыми; в) две формулы линейных функций, графики которых пересекались бы с графиком данной функции в одной точке.
2) Дана функция y = -4x + 1. Предлагается записать: а) две формулы линейных функций, графики которых были бы параллельны графику данной функции; б) две формулы линейных функций, графики которых были бы с данным графиком пересекающимися прямыми; в) две формулы линейных функций, графики которых пересекались бы с графиком данной функции в одной точке.
3) Дана функция y = 2,5х + 7. Предлагается записать: а) две формулы линейных функций, графики которых были бы параллельны графику данной функции; б) две формулы линейных функций, графики которых были бы с данным графиком пересекающимися прямыми; в) две формулы линейных функций, графики которых пересекались бы с графиком данной функции в одной точке.
- Самостоятельная работа «Командировка» — 8 мин.
- Домашнее задание. «Отчет о проделанной работе» — 1 мин.
Прочитайте §________. Выполните: № __________________________
- Рефлексия «График».
Цель: создание условий для формирования навыков самоанализа.
Учащимся предлагается построить в конце урока графики:
— изменения их интереса: зеленый – на уроке было интересно; желтый – обычный урок; красный — на уроке было неинтересно;
— уровня познания: зеленый – на уроке узнал много нового; желтый – эта информация мне немного знакома, так как изучил тему самостоятельно; красный — на уроке не узнал ничего нового;
— личной активности: зеленый – на уроке был активен, так как все понял; желтый – на уроке был не очень активен, так как тема не совсем понятна; красный — на уроке был пассивен, потому что ничего не понял.
Презентация
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 10
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27