Развивающая предметно–пространственная среда логопедического кабинета
Автор: учитель-логопед Смирнова Ирина Николаевна.
МБДОУ — детский сад комбинированного вида № 123 г. Екатеринбург.
Развивающая предметно – пространственная среда логопедического кабинета
В статье описан один из логопедических кабинетов нашего дошкольного учреждения(работа с детьми, имеющими ОНР)
Файл: статья
Развивающая предметно – пространственная среда логопедического кабинета
Сухомлинский В. А. : «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
Основное назначение логопедического кабинета: создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушением речи обязательным условием, способствующим повышению эффективности коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация предметно-пространственной развивающей среды.
Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития;
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда;
обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей При организации ППРС логопедического кабинета я соблюдала основные принципы ФГОС дошкольного образования: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей. В кабинете достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над доской, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета выкрашены в светло-зеленые тона.
Ежемесячно логопедический кабинет пополняется пособиями, сделанными совместно с воспитанниками и их родителями. Весь материал эстетически оформлен и систематизирован по темам; материал для игр расположен на нижних полках в доступном месте; дидактические пособия легко снимаются и переносятся во время игр; материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
За годы работы я создала такую развивающую среду, что дети идут в кабинет логопеда с желанием и радостью. Находясь в кабинете, моим воспитанникам комфортно и уютно. Предметно-развивающая среда обладает мобильностью, быстро реагирует на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка. Считаю необходимым обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы такими элементами, которые стимулируют познавательную, двигательную и иную активность детей.
Основными направлениями работы, проводимой в логопедическом кабинете являются:
а) комплексное изучение детей;
б) обследование их речевого и психомоторного развития;
в) составление индивидуальных коррекционных программ на каждого ребёнка и перспективного плана работы по данным обследования;
г) проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий, направленных на:
-коррекцию нарушений звукопроизношений;
-коррекцию нарушений грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
-расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире;
-коррекцию звуко-слоговой структурой слова;
-профилактику нарушения чтения и письма, обучение грамоте;
-коррекцию нарушений мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи;
-развитие общей и мелкой моторики, дыхания, графический навыков;
-развитие пространственных и временных представлений;
-развитие всех видов памяти, восприятия, мышления;
-развитие конструктивной деятельности;
д) консультации родителей;
е) консультации воспитателей и специалистов ДОУ;
ж) ведение документации.
В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:
1. Коррекции звукопроизношения
2. Развития речевого дыхания
3. Развития мелкой моторики
4. Преодоления ОНР
5. Развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза
6. Формирования лексико-грамматического строя
7. Обучения грамоте
8. Развития связной речи
9. Методического сопровождения
10. Информационный центр
11. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.
1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся : зеркало, рабочий стол, индивидуальные зонды,салфетки, одноразовые перчатки , комплексы артикуляционной гимнастики и практический материал, игрушка «Бегемотик» для проведения артикуляционной гимнастики, альбомы и картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, картотека упражнений по преодолению гиперсаливации, для растягивания подъязычной связки, профили звуков, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, звуковички –звуковые человечки (гласные и согласные звуки, логопедические тетради на звуки (свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты, игры для автоматизации и дифференциации звуков, тексты для автоматизации поставленных звуков, логопедические кубики.
2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся мелкие предметы и игрушки, стихи и упражнения для развития ребенка (пальчиковой гимнастики, кольцебросы, лекала, цветные и простые карандаши, трафареты по лексическим темам, картинки для раскрашивания и штрихования, удочка с магнитами, материалы для самомассажа пальцев рук (массажные мячи, грецкие орехи, каштаны),цветные шнурочки, мозаики, окрашенные макароны, бусины разной тематики по лексическим темам, сухой бассейн с гречкой, песочница с подсветкой.
3. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включает в в себя дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, пузырьки пластиковые, пластиковые бутылочки с пенопластом (дыхательные тренажёры), мыльные пузыри, ромашка, птички, игры на поддувание, и т. д. детские музыкальные инструменты.
4. Центр по преодолению ОНР включает предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, загадки по лексическим темам, папки на лексические темы; мнемотаблицы по всем лексическим темам, зашифрованные скороговорки по звукам, стихи к праздникам в мнемотаблицах.
Игры на развитие внимания, памяти, мышления:«Развиваем внимание», «Найди четвертый лишний», «Назови одним словом»,«Развиваем память», «Что перепутал художник» и т. д.
5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает сигнальные кружочки, кубики для звуко-буквенного анализа, «Птички», звуковые линейки, коврики, полоски для анализа предложений, цветные мячики, предметные картинки на дифференциацию звуков; тексты на дифференциацию звуков, игровой материал для работы над звуко-слоговой структурой слова, темпо-ритмической стороной речи «Делим слова на слоги», «Раз, два, три — слоги повтори».
6. Центр развития лексико–грамматической стороны включает альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет – Н. Э. Теремкова» ,альбом по развитию речи –В. С. Володина, грамматика в картинках «Говори правильно», «Многозначные слова» ,«Антонимы», «Множественное число» ,«Словообразование», «Один-много», игры «Мир вокруг нас», «Развиваем речь», «Скажи по другому», «Слова наоборот»,«Говорящие слова» и т. д.
7. Центр обучения грамоте представлен букварем Н.В.Нищева, буквами, кассами букв. Имеются: лото с буквами, кубики с буквами, схемы предложений, домино с буквами, игры «Найди и прочитай», «Я учу буквы», «Словарные слова», «Умные сказки», кубики Зайцева, -«Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Буквари» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения), касса букв и символов на каждого ребёнка.
«От весны до осени», «Первые буквы», «Ребусы»,»Кроссворды», книги для чтения, картинки с текстами для чтения, карточки для составления слов.
8. Центр развития связной речи
Здесь имеются предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки для развития связной речи, картинки с последовательным сюжетом, набор иллюстраций по развитию связной речи, схемы для составления описательных рассказов (мнемотаблицы, 4 пособия «Я учусь пересказывать» — Н. Э. Теремкова, 4 наглядно-дидактических пособия «Времена года», рассказы цепной структуры, игра «Что перепутал художник», «Глаголы в картинках»,веселые уроки «Противоположности», «Маленькие слова», «В парке», «Секреты предлогов и падежей»,«Занимаемся вместе» Н. В. Нищева -4 пособия
9. В центре методического сопровождения имеются альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования О. Б. Иншаковой, Нищевой Н. В., Г. Б. Бабиной, протоколы логопедического обследовавния дошкольников А. В. Мамаевой, речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 Н. В. Нищевой, речевые пробы и система оценки для экспресс-диагностики детей от 6 до 7 лет Фотековой, «Развитие речи» — система тестов для детей 5-7 лет С. Е. Гаврина справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; методическая литература по коррекции звукопроизношения; по преодолению ОНР (общего недоразвития речи); учебно-методическая литература по обучению грамоте;
учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.
10. Информационный центр, где размещаются документация логопеда: нормативно-правовая база. Законы РФ, положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета МБДОУ, функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ, должностная инструкция учителя – логопеда, паспорт логопедического кабинета, копии выписок ПМПК, речевые карты, годовой план, календарный план учителя-логопеда, режим работы, тетради детей, план по самообразованию, отчеты за год, папки работы с родителями и воспитателями.
11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.
Многофункциональные игры, сделанные совместно с родителями и детьми «У бабушки в гостях» (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*),«Ежики» 4(с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*), «Корзинки» ,«Прищепки» ,«Футбол», «Слоговые пазлы» (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Составь слово»,«Подбери слово»(с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)
«Рыбалка» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Поезд»«Кто где живет?»«Подбери слово к схеме»,«Цепочка слов»,«Учимся читать и считать», «Бродилки»,«Соберем ягоды»,«Пирамидка»,«Собираем урожай», «Улитки»,«Гусеница» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Собери букет»,«Звуковые часы»,«Найди звук»
«Прочти слова по первым буквам»
Компьютерные игры: Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков всех групп, «Игры для Тигры»
Среда, окружающая детей в кабинете:
обеспечивает чувство психологической защищенности;
является средством полноценного развития воспитанников;
сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.
Таким образом, организация предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета для детей с нарушением речи направлена на вовлечение всех анализаторов в процессе восприятия и формирования предметных и пространственных представлений, а так же на овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие / Л.Н. Арефьева. — М.: Сфера, 2008. — 73 с.
2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А.И. Богомолова. — М.: Просвещение, 1979. — 208 с.
3. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания / О.В. Бурлакина. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. — 80 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-метод. пособие / Г.А. Волкова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 144 с.
5. Гавришева Л.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры / Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 32 с.
6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду / М.Ю. Гоголева. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 120 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ: Сб. метод. рек. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 240 с.
8. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда / И.И. Ермакова. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — 143 с.
9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: учебно. — метод. пособие / Н.С. Жукова. — М.: Соцполит. журн., 1994. — 96 с.
10. Кожевникова Д.В. Домашний логопед. Практическое пособие / Д.В. Кожевникова, П.В. Кожевников. — 2009. — 256 с.
11. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. Логопедическое пособие / Л.М. Козырева. — М.: Издатшкола 2000. — 144 с.
12. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 64 с.
13. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. — сост.Л.Е. Кыласова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 367 с.
14. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт. — сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. — Волгоград: Учитель, 2010. — 141 с.
15. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Методическое пособие / О.И. Крупенчук. — СПб.: Литера, 2005.
16. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб.: СОЮЗ, 2001. — 224 с
17. Логопедические игры для дошкольников (с приложением). Пособие / С.В. Васильева, Н. Соколова. — М.: Школьная пресса, 2001. — 78 с.
18. Логопедия / под ред.Л.С. Волковой. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
19. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с
20. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
21. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
22. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
23. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
24. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
25. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
26. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
27. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
28. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
29. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
30. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
31. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
32. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
33. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
34. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Р], [Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
35. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Л], [Л’], дифференциации сонорных звуков и звука [J]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015/
36. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Ш], [Ж]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.