«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Автор: воспитатель Сухова Елена Вячеславна.
ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.
«Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.
Файл: Консультации для родителей
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Консультации для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма — важная часть духовно-нравственного развития человек. Что же такое патриотизм?
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративноприкладного искусства. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края — одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу — значит охранять Родину» (М.Пришвин).
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы — первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его. Необходимо постоянно проводить наблюдения, которые развивают интерес к природе, учить замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание во второй младшей группе.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
З. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующими блоками:
«Вместе дружная семья»
«Детский сад» «Труд взрослых» «Родной город»
«Родная страна»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
• специально организованные занятия
• беседы
• наблюдения
• чтение художественной литературы
• сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
• тематические праздники, развлечения
• целевые прогулки, экскурсии
Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы — друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки — всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
Дети младшего дошкольного возраста уже начинают понимать, что может сделать каждый человек, чтобы этот мир стал лучше, краше. В процессе различной деятельности они познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми.
Воспитательно-образовательный процесс в группе строится по комплекснотематическому принципу. Мы говорим и играем в то, что происходит в данный момент в стране. Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого, знакомим детей с родным языком, фольклором (знакомство с пословицами, поговорками, народными приметами и загадками и т.д, народным прикладным искусством, замечательными русскими писателями, художниками).
Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни детей.
«Вместе дружная семья»
Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи — папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа»), выставки рисунков («Моя семья», «Портрет мамы»). Ко Дню матери мы вместе с детьми подготовили развлечение с участием мам, а ко Дню Защитника Отечества — развлечение с конкурсами для пап и детей. В конце года мы запланировали проведение развлечения с участием всех членов семей наших воспитанников.
Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.
И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
«Детский сад»
В начале учебного года мы познакомились с детьми, познакомили их друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.
«Труд взрослых»
Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Мы вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям.
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.
Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание казать им посильную помощь.
«Родной город»
Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут, В течение года мы рассматриваем вместе с детьми открытки с видами родного города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (городской парк, лес, берег Хопра и т.д.). Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный город.
К концу года дети запомнили название родного города, свой домашний адрес.
«Родная страна»
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.
Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учим детей видеть красоту различных пейзажей. сообщает детям название страны и часто его повторяет.
Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.
В результате проведённой работы дети научились различать понятия «город» и «страна», знают, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны.
Большая работа ведётся по подготовке к празднованию 70-й годовщины Дня Победы.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе следующий принцип: семья и родители союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, родительские собрания в виде семинаров-практикумов (ПРИЛОЖЕНИЕ), творческих гостиных, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки — герои Великой Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы и музыкального зала.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания — формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию — это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели — воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Заключение:
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.