• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

«Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста»

  • Публикации

развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

Автор: воспитатель Щеглова Ирина Ивановна.

МБДОУ № 22 Краснодарский край Мостовский район станица Ярославская.

Файл: Сборник пальчиковых игр

Методическая разработка:

«Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста».

Для детей дошкольного возраста.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.
Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры — это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр — дети быстро успокаиваются после стресса.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка.кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

В сборнике пальчиковые игры систематизированы по:

— Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять);
— Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);
— Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);
— Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)

Сборник позволяет педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а так же закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.

Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов

«Мальчик-осьминожег»

Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям
взрослого.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это мальчик-осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде,
И в учебе, и в труде.
Потому что осьминожка —
Это просто многоножка.

«Человечек»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Предложите малышам поиграть.
— Посмотрите, какой у меня человечек.
Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол
— Человечек пошел погулять.
Покажите, как шагает человечек.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Предложите детям повторить движения.

«Птички»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.

Предложите малышам повторить ваши движения.
— Вот птички летают, машут крылышками.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и
опустите кисти (помашите крыльями).)

— Приземлились птички, крылышки сложили.
(Соедините ладони вместе.)
— Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!
(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
— Вот как птички зернышки клюют!
(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или
несколькими пальцами, сложенными щепотью.)
— Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и
опустите кисти.)

«Моторчик»

Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить
подражать движениям взрослого.
Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.
Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завестимоторчики».
Покажите малышам, как завести моторы. Для этогопальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплестивместе, а большими пальцами вращать друг вокругдруга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно.

«Мы топали»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.
Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:

Мы топали, мы топали,
До тополя дотопали,
До тополя дотопали,
И ножки все оттопали!
Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться
быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать
быстрее).

«Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям
взрослого.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с
большого.)
Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.
Повторите игру с пальцами другой руки.

Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами

«Прячем ручки»

Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
Материалы: платки или коробки.
Предложите детям повторить следующие движения:

— Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячут руки за спину.)
— Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают руки.)

— Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)
— Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки
под платок, в коробку.

Ира «Ветерок»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).
Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в
ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха

Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры

«Платочки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.

Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:
Вот платочек гладкий-гладкий,
Ну а этот, словно в складках!
Он шершавый, жесткий даже.
Ну, кому мы их покажем?

«Прятки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить
определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.
Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:

Кто там прячется от нас?
Кто залез в глубокий таз?
Разгребем, разроем ямку,
А потом еще одну.
Никому мы не позволим
Просто так пойти ко дну!

Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры

«Человечки»

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.

Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые
одеты куколки из шариков для пинг-понга.

Здравствуй, здравствуй, бабушка!
Здравствуй, здравствуй, дедушка!
Приходи, чаек попьем!
Чай попьем, потом споем!

«Клювики»

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.

Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками»
«клюет» бумажные шарики.

Мы на ярмарке бывали
И колечки увидали:
Это — Гале, это — Нине,
Это – Тане, это – Лине,
Ну а это – для Настюши.
Все подарки вез Петруша!

Список литературы

Пальчиковые игры для детей раннего возраста [Электронный ресурс].

Пальчиковые игры и упражнения по временам года [Электронный ресурс].

Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс].

Навигация по записям

Конспект занятия в подготовительной группе «Символика России» → ← Деревенька моя любимая

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Весенние конкурсы

Весенние мотивы

Весенние мотивы

Конкурсы для педагогов Весенние мотивы

подробнее
Пасха

Пасха

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей посвященный Пасхе.

подробнее
9 мая

9 мая

Конкурс для педагогов, воспитателей и детей в честь дня победы в великой отечественной войне «9 мая»

подробнее
Космос

Космос

Конкурс для педагогов и детей «Космос»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.