развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста
Автор: воспитатель Щеглова Ирина Ивановна.
МБДОУ № 22 Краснодарский край Мостовский район станица Ярославская.
Файл: Сборник пальчиковых игр
Методическая разработка:
«Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста».
Для детей дошкольного возраста.
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.
Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры — это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.
Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр — дети быстро успокаиваются после стресса.
Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка.кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.
С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.
В сборнике пальчиковые игры систематизированы по:
— Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять);
— Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);
— Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);
— Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)
Сборник позволяет педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а так же закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.
Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов
«Мальчик-осьминожег»
Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям
взрослого.
Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.
Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
Это мальчик-осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде,
И в учебе, и в труде.
Потому что осьминожка —
Это просто многоножка.
«Человечек»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Предложите малышам поиграть.
— Посмотрите, какой у меня человечек.
Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол
— Человечек пошел погулять.
Покажите, как шагает человечек.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Предложите детям повторить движения.
«Птички»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Предложите малышам повторить ваши движения.
— Вот птички летают, машут крылышками.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и
опустите кисти (помашите крыльями).)
— Приземлились птички, крылышки сложили.
(Соедините ладони вместе.)
— Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!
(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
— Вот как птички зернышки клюют!
(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или
несколькими пальцами, сложенными щепотью.)
— Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и
опустите кисти.)
«Моторчик»
Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить
подражать движениям взрослого.
Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.
Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завестимоторчики».
Покажите малышам, как завести моторы. Для этогопальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплестивместе, а большими пальцами вращать друг вокругдруга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно.
«Мы топали»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.
Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:
Мы топали, мы топали,
До тополя дотопали,
До тополя дотопали,
И ножки все оттопали!
Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться
быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать
быстрее).
«Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям
взрослого.
Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с
большого.)
Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Повторите игру с пальцами другой руки.
Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами
«Прячем ручки»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
Материалы: платки или коробки.
Предложите детям повторить следующие движения:
— Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячут руки за спину.)
— Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают руки.)
— Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)
— Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки
под платок, в коробку.
Ира «Ветерок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).
Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в
ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха
Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры
«Платочки»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.
Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:
Вот платочек гладкий-гладкий,
Ну а этот, словно в складках!
Он шершавый, жесткий даже.
Ну, кому мы их покажем?
«Прятки»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить
определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.
Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:
Кто там прячется от нас?
Кто залез в глубокий таз?
Разгребем, разроем ямку,
А потом еще одну.
Никому мы не позволим
Просто так пойти ко дну!
Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры
«Человечки»
Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.
Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые
одеты куколки из шариков для пинг-понга.
Здравствуй, здравствуй, бабушка!
Здравствуй, здравствуй, дедушка!
Приходи, чаек попьем!
Чай попьем, потом споем!
«Клювики»
Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.
Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками»
«клюет» бумажные шарики.
Мы на ярмарке бывали
И колечки увидали:
Это — Гале, это — Нине,
Это – Тане, это – Лине,
Ну а это – для Настюши.
Все подарки вез Петруша!
Список литературы
Пальчиковые игры для детей раннего возраста [Электронный ресурс].
Пальчиковые игры и упражнения по временам года [Электронный ресурс].
Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс].