Публикация статьи Из опыта работы Детско-родительские отношения
Автор: воспитатель Черкашина Тамара Алексеевна .
Ямальский многопрофильный колледж г. Салехард.
Публикация статьи: Из опыта работы. Детско-родительские отношения.
Файл: статья
Тема: Из опыта работы «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Из опыта работы: «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Цель – формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого;
помочь родителям увидеть их, посмотреть на себя как бы «со стороны», задуматься над конкретными, подчас не всегда понятными словами и действиями ребенка.
Свою работу с детьми я направляю на обеспечение разносторонней ориентировки, в окружающем: в предметном мире, созданном людьми ( с разнообразием свойств и качеств вещей и предметов), в мире природы безграничном своем разнообразии, в мире человеческой деятельности и т.д.
Центральное место в развитии ребенка занимает формирование у него познавательных процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, представления об окружающем.
В работе с родителями стараюсь установить контакт с их семьями: их образование, культурный уровень, взаимоотношение сложившиеся в семье. Такие сведения помогают мне правильно спланировать работу с коллективом родителей так и индивидуально с отдельными семьями. Огромное значение в формировании и в воспитании ребенка имеет личный пример родителей.
При общении с ребенком, от родителей подчас ускользают некоторые процессы и факторы, влияющие на психику ребенка и имеющие достаточно отдаленные последствия – тип личности, характер будущей самооценки, способ реагирования на жизненные удачи или неудачи и т. д. Часто родители и не подозревают о той роли, которую играет то или иное их конкретное воздействие на будущие качества личности ребенка.
В страданиях детей всегда виноваты родители. И пусть мы чисты перед законом, внутри всегда гложет вопрос: а все ли мы, я дал своему ребенку? Не упустил ли чего-нибудь важного? Мы спешим, торопимся. Кормим – и подчас слишком закармливаем. Оберегаем – и тоже подчас излишне, пряча детей от самих себя…
Не упускаем ли мы иногда что-то более главное, чем сытая жизнь в красивой «фирменной» одежде? Не теряем ли мы в заботах о еде и джинсах главнейший вопрос для каждого родителя: а что я вложил в душу своему ребенку? Что я дал его личности?
Мои собственные наблюдения убедительно свидетельствуют как о дикой правовой, медицинской, психологической культуре родителей, так и о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях, разъяснению родителям особенностей возрастного развития детей их индивидуальных особенностей, причин собственного недовольства своим ребенком или агрессии к нему.
На сегодняшний день, следствием современных социально-экономических условий таких как: перегрузки на работе родителей, сокращение свободного времени, поиск дополнительного заработка, является нарушение гармонии в детско-родительских отношениях. Основными причинами, мешающими успешной реализации воспитания в семье являются:
— во-первых, депривация родительского воспитания;
— во-вторых, отсутствие компетентности родителей по вопросам воспитания детей, что приводит к тому, что детско-родительские от- ношения выстраиваются в зависимости от настроения, эмоций и не всегда действуют позитивно на эмоциональное состояние ребенка;
— в-третьих, существующий в нашем обществе культ жестокости негативное влияние на взаимоотношения в семье. Анализ отечественной и зарубежной литературы в рамках специфики детско-родительских отношений позволил увидеть следующее. В отечественной психологии Ю.Б. Гипернрейтер (социально-психологический подход) исходит из того, что человек – существо общественное, которому для того чтобы выжить, необходим целый ряд социальных связей, важное место среди прочих занимает семья.
Психология, педагогика и проблемы ребенка сильно зависит от общения детей и родителей, которое может быть как здоровым, так и вредным. Когнитивный подход А.Я. Варга и В.В. Столина содержит изучение такого аспекта детско-родительских отношений, как «родительские установки», восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Анализ, выполненный западными учеными, существенных трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить их причины, которые можно разделить по трем основаниям: – интериндивидуальные, зависящие от биологических особенностей индивида; – интериндивидуальные, связанные с особенностями семейного воспитания; – макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи. Интериндивидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные физиологические процессы. родителей, воспитывающих «трудных» детей. Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий (М. Эйнсворт и К. Рубин). В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познавательная активность, снижается самооценка. Макросистемные причины определяются совокупностью социокультурных условий, в которых находится семья, таких как экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, а также культурные традиции семьи. В общей психологии и психологии личности считается, что важнейшими параметрами родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность:
— нужно научиться диагностировать мотивы взаимодействия с детьми.
— умение владеть собой и ситуацией, сопротивляться внешним про- воцирующим моментам.
— умение оберегать ребенка от внешних воздействий, научить правильно реагировать на травмирующую ситуацию (например, если нет возможности изменить обстоятельства, то всегда можно изменить отношение к ним).
— постоянное наращивание воспитательного потенциала путем вдумчивого анализа чужого опыта, заимствования эффективных средств воздействия.
— умение анализировать собственные ошибки в воспитании, конфликты. Всех сложностей внутрисемейных отношений не избежать. Но воспитание чуткости, уверенности, помогут в решении семейных проблем с меньшими потерями, чем при стихийном течении событий и позитивно влияют на формирование личности подростка. Педагогически грамотный родитель глубоко обдумывает, анализирует свои наставления, советы, оценки и отношения. Взаимоотношения с детьми устанавливаются гибкие и тактичные, меняются и развиваются по мере взросления детей, что позволяет спокойней проходить возрастные кризисы. Оглядываясь назад в прошлое, можно с уверенностью сказать, что раньше родители остро нуждались в конкретных навыках, знаниях и практических методах в воспитании детей, в преодолении трудностей во взаимоотношениях. На сегодняшний день эта проблема отошла в сторону, так как родители действительно могут научиться пользоваться конкретными навыками и практическими методами во взаимоотношениях с детьми. В заключении хотелось бы видеть оптимистическое предположение о том, что если общее состояние общества в целом, материальное и духовное обеспечение семей с детьми повысится, то возрастет эмоциональная ценность детей. Желание иметь больше детей будет фактором личностного роста родителей, эмоционально психологического благополучия, и таким образом решится проблема низкой рождаемости, малодетности и бездетности населения в целом, упрочатся связи между детьми и родителями, отношения между поколениями станут более гармоничными.
Понимание такой родительской роли является основой для существования модели семье, в которой личность каждого родителя оказывает значительное влияние на раскрытие (пробуждении) детского потенциал, и в этом им необходима не только помощь и взаимопонимание друг друга, но и других близких людей. Позитивное восприятие ребенка, передача ему опыта через позитивное отношение в разнообразном деятельностном пространстве, через открытость внешнему миру и другим взрослым, взаимопонимание с ребенком, проявляющееся в уважении к собственной и детской индивидуальности таковыми являются важнейшие составляющие детско-родительских отношений, личностные качества родителей должны стать основой современного родительства.
Таким образом, развитие детско-родительских отношений всегда было обусловлено историческим и социальным аспектами. Сегодня в постоянном противостоянии двух понятий (самостоятельность и успешность) современная семья теряет большую долю своих полномочий и традиционных прерогатив. Уже не только накопление экономического капитала является приоритетом в семье, но и создание духовного семейного капитала, в котором развиваются детско-родительские отношения, которые в настоящее время претендуют на исполнение только контролирующей роли по отношению к семье.