Лэпбук — как средство этнокультурного воспитания детей
Автор: воспитатель Поспелова Елена Николаевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Колокольчик» г. Кудымкара.
Актуальность проекта
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования.
Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
Нас, педагогов, заинтересовал вопрос о возможности использования лэпбука в этнокультурном воспитании.Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям народов. Требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ, определяют основное содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста по данному вопросу и включает в него: историю, обычаи, обряды и традиции коми-пермяцкого народа. Поэтому для реализации этнокультурного развития мы в своей работе используем современное средство воспитания – лэпбук. Эта интерактивная книга имеет массу достоинств, среди которых: необычный способ фиксации всей информации, возможность познакомиться поближе с культурой коми – пермяцкого народа в одном пособии, пополнение предметно-развивающей среды группы, создание условий как для самостоятельной, так и совместной деятельности детей.
Проблемы:
• недостаточный уровень интереса детей к национальной культуре;
• низкая организационная и творческая активность родителей в образовательном процессе.
Вид проекта: творческий, информационный, познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: Дети подготовительной группы «Одуванчики», их родители, педагоги ДОУ № 27.
Гипотеза: в результате создания лэпбуков с этнокультурной направленностью повысится интерес у родителей и детей к национальным ценностям и традициям коми-пермяцкого народа.
Цель проекта: создать серию лэпбуков для приобщения детей к культуре коми-пермяцкого народа и обогащения предметно — развивающей среды группы.
Задачи проекта:
• Познакомить родителей с понятием и технологией создания лэпбука.
• Вызвать интерес родителей к ценностям и традициям коми-пермяцкой культуры, творческую активность участников проекта.
• Провести презентацию этнокультурных лэпбуков.
• Организовать мастерскую по созданию лепбуков.
• Расширить и углубить знания родителей об истории, обычаях и быте коми-пермяков.
Формы и методы реализации проекта:
• Консультирование родителей
• Мастер-класс
• Сбор и изучение информации
• Беседы
• Выставка
• Презентация работ
Ожидаемый результат:
• Развивающая среда пополнится серией лэпбуков.
• Родители вместе с детьми получат представления о культуре и истории коми-пермяков.
• С помощью лэпбуков дети познакомятся с орнаментом, бытом, утварью коми-пермяков, получат знания об их прошлой жизни.
• У детей сформируется интерес и чувство уважения к культуре родного края.
• Родители с детьми активно будут использовать лэпбуки в своей познавательной и игровой деятельности как в детском саду, так и дома.
• Повышение компетентности и роли родителей в этнокультурном воспитании детей.
Критерии оценки результата проектной деятельности:
• Количество семей принявших участие
• Оригинальность полученных лэпбуков
• Объем познавательного и информационного материала для детей
• Доступность и разнообразие материалов в лэпбуке
• Оригинальность защиты лэпбуков
Формы оценивания результатов проектной деятельности:
• собеседование с детьми и родителями о проделанной работе;
• наблюдения в свободной деятельности за игрой детей с лэпбуками;
• анализ активности участия родителей в создании и обогащении предметно-развивающей среды;
• повышение познавательных интересов родителей и детей к коми-пермяцким традициям.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
• Информирование родителей о предстоящей деятельности.
• Проведение мастер – класса «Изготовление лэпбука и работа с ним»
• Обсуждение и распределение тем лэпбуков между семьями: «Коми-пермяцкая литература», «Орнамент и язык коми-пермяков», «Быт, еда и утварь коми-пермяков», «Праздники, обычаи и обряды коми-пермяков», «Амулеты и обереги коми-пермяков».
• Индивидуальные консультации для родителей по их темам.
II этап – основной
• Консультации по изготовлению лэпбуков.
• Выбор оформления, дизайна лэпбуков.
• Сбор материалов по выбранным темам.
• Подготовка иллюстраций, игр.
• Изготовление лэпбука.
• Подготовка защиты лэпбука 1-2 минуты.
III – этап заключительный
Презентация совместно с ребенком лэпбуков на родительском собрании.
Оформление выставки готовых лэпбуков.
Список используемой литературы
1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений».
2. Г.А. Прохорова «Взаимодействие с родителями в детском саду».
3. А.И.Долгушина, В.В. Субачев «Традиции земли Уральской».
4. В. Г. Казанцева «Этнокультурный компонент в ДОУ».
5. Т.Е. Тотьмянина, М.Е. Галкина «Отчий дом. (Чужанiн)»
Промежуточный результат проекта
На подготовительном этапе с родителями был проведен мастер – класс, где было дано понятие и значение лэпбука, как изготовляется, семьям были розданы темы лэпбуков. Совместно с родителями обговорили и набросали примерные варианты игр, иллюстраций, списки коми–пермяцких произведений. В нашем проекте принимают участие 5 семей.