Проект Хочу всё знать Мир диких и домашних животных
Автор: воспитатель Толстопятова Зинаида Михайловна.
МБДОУ № 63 «Жемчужинка» город Набережные Челны Республика Татарстан.
Файл:Проект
Проект «Хочу всё знать. Мир диких и домашних животных»
Тип проекта: познавательно — речевой
Сроки проекта: Февраль
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цели:
1.Расширить у детей представление о диких и домашних животных (среда обитания повадки и т. д.);
2.Развивать устойчивый, познавательный интерес к животным.
3.Привлечь родителей к сотрудничеству в проектной деятельности.
Актуальность проекта: Вдошкольном возрасте ребенку открыт целый мир, он готов получать новые знания и опыт. Очень важным в этот период является формирование основ нравственности посредством экологического образования, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы. Дети в недостаточной степени имеют представления о животных, их повадках, образе жизни. И если общение с животными происходит бесконтрольно, оно может принести не только пользу ребенку, но и вред. Неправильное общение детей с животными могут оказаться в силу целого ряда причин: ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. И при тесном контакте с животным, особенно с домашним, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. И здесь, без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. И мне, как воспитателю, захотелось расширить кругозор детей знаниями о животных: домашних и о животных, проживающих в лесах Татарстана. Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «Мир диких и домашних животных» дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных как в природе, дома или во дворе.
Задачи:
1.Учить классифицировать животных: дикие, домашние;
2.Формирование знания детей о жизни диких и домашних животных;
3.Развитие эстетического восприятия животных с помощью различных изобразительных средств.
Проблема:Как познакомить дошкольников с миром диких и домашних животных?
Как скоординировать работу по формированию основ экологического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада и родителей?
Гипотеза:Если использовать комплексный подход по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром диких и домашних животных, дети получат запас представлений об особенностях животных, их повадках, сформируются навыки взаимодействия с животными, будет развиваться любознательность и познавательный интерес.
Значимость работы: Заложить в детях первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей их в природе.
Предполагаемый результат:
1. Дети научаться классифицировать диких и домашних животных;
2. Расширятся представления о диких и домашних животных (строение, повадки, питание, места проживания, др.)
3. Дети научаться создавать образы диких и домашних животных с помощью различных изобразительных средств
4.Обогатится словарный запас детей (активное использование в речи).
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
1. Выбор и утверждение темы проекта.
2 этап — основной
Систематизированная игровая деятельность:
— цикл занятий по речевому, познавательному развитию;
— знакомство с художественной литературой;
— оформление выставки детских рисунков ;
— дидактические игры «Кто как кричит?», «Мамы и их детки», «Кто где живет?», «Кто что любит?», «Чей хвост?»,
— драматизация сказки «Теремок»;
— Игровая ситуация «Медвежата»;
— подвижные игры «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Кролики»;
— Пальчиковые игры «Ёжик», «Жил- был зайчик», «Медвежонок в гости шёл», «Котенок»;
— беседы о жизни диких и домашних животных.
3 этап – заключительный
— подведение итогов в реализации проекта;
— оформление альбома «Дикие и домашние животные»
— развлечение«В гости к животным»
1Перспективно-тематический план
№/п | Реализуемые мероприятия | Совместная работа воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная работа с родителями |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
ООД по познавательному развитию – «Домашние и дикие животные»
Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Задачи: Образовательные: Дать общее представление о строении, внешнем виде, передвижении, питании и детенышах.Продолжать учить детей в умении сравнивать, находить сходство и различие диких и домашних животных. Развивающие: Развивать память, наблюдательность. Воспитательные: Учить детей проявлять заботу о животных.
Лепка. Тема: «Подарки для котёнка» Цель:Закрепить умение лепить несложные объёмные предметы 1. Обучающие: — Продолжать учить детей раскатывать шар круговыми движениями ладоней из куска пластилина — Закреплять знания цветов синий, красный, жёлтый, зелёный; 2. Развивающие: — развивать мелкую моторику рук, координировать и синхронизировать движения обеих рук; 3. Воспитывающие: — Воспитывать отзывчивость, доброту и желание помочь; — Прививать аккуратность при выполнении работы.
Рисование ООД «Избушка для лисы» Задачи: Обучающая — продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования, упражнять в умение пользоваться кистью. Развивающая – развивать способность детей мыслить Воспитательная — воспитывать желание помогать, выручать из беды.
ООД по речевому развитию. Заучивание стихотворения А Барто «Лошадка»; Цель: Учить детей запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова. Воспитывать у детей умение слушать
Итоговое развлечение для детей и родителей «В гости к бабушке Арине» |
1. Беседа «Расскажи о своем любимце»
Цели: помочь детям рассказать о животном, который живет в доме, или который ему нравится. 2 Беседа «Кто живёт в лесу?» Цели: Закрепить знание детей о диких животных. Научить называть отличительные особенности их внешнего вида.
3. Д/игра «Кто как кричит?» Цели: расширять знания о животных, учить подражать их голосам.
Д/игра «Мамы и их детки» Цели: Учить называть животное и их детёныша.
«Кто где живет?» Цели: Формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, учить правильно называть животное;
Д/игра «Кто, что любит? » Цели: Познакомить детей чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание.
4.Разучивание пальчиковых игр «Ёжик», «Жил- был зайчик», «Медвежонок в гости шёл», «Котенок» Цели: развитие речи, мелкой моторики.
5. Наблюдения за домашними животными (собакой, кошкой) на прогулке Цель: закрепление представления о домашних животных.
6.Ознакомление с художественной литературой: Сказки: «Теремок» обр. Е. Чарушина, «Лиса и заяц», обр. В.Даля, «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; Заучивание и чтение стихов о животных: А. Барто «Котенок» Песенки, потешки «Как у нашего кота», «заинька попляши» Проза: В. Сутеев «Три котенка», Е. Чарушин «Медведица и медвежата» Цель: Формировать литературное восприятие, воспитывать умение слушать, понимать содержание.
7.Загадки про домашних и диких животных Цель: Развивать у детей сообразительность, смекалку.
8. Драматизация сказки «Теремок» Цель: Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать сказку, слушать и понимать заданный вопрос. 9. Игровая ситуация «Медвежата» Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль животного, имитировать его движения. |
1.Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов «Дикие и домашние животные»
2. Рисование: — раскраски с изображением домашних и диких животных; — рисование животных по трафаретам. Цели: Совершенствуем умение правильно держать карандаш, кисть, мелок, любое другое средство для рисования; формировать умение правильно подбирать цвет.
3. Обучающие пазлы «Собери животное» Цели: формировать представления о животных (диких)
5.Подвижные игры: «Кролики» Цель: закреплять умение бегать врассыпную, имитировать движения в соответствии с текстом. П/игра «Лохматый пес» Цель: Развитие ловкости, смекалки, аккуратности, закреплять умение двигаться врассыпную.
6.Конструирование. Тема «Домик для животных» Цель: учить отбирать нужные для постройки детали, побуждать обыгрывать постройку.
7.Д/игра «Чей хвост?» Цель: закрепить знание детьми частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост.
|
1. Консультации для родителей «Животные – лучшие терапевты для вас и ваших детей» «Животные – источник нравственного и трудового воспитания» 2. Консультации для родителей «Расскажите детям о диких животных» 3. Папки передвижки: «Контакт детей с животными: «Бездомная кошка» 4. Рекомендации «Читаем детям о животных» (перечень литературы): «Коза и семеро козлят», «Как волк теленочку мамой был», «Кот, — серый лоб, козел да баран». А.Барто «Лошадка», «Пес», «Козленок» В. Сутеев «Кто сказал мяу» В. Берестов « Котенок», «Коровушка» Е. Чарушин «Собака», «Корова» К. Ушинский «Коровка», «Лошадка», «Две козы» Л.Толстой «Слушай меня, мой пес» В. Жуковский «Котик и козлик» С. Маршак «Усатый – полосатый» 5. Фотогалерея «Домашние любимцы» |
При реализации проекта были использованы методы и приёмы: анализ познавательной литературы, наблюдения, творческая деятельность, игровая деятельность, презентации о домашних и диких животных
Результаты работы: Проект «Мир диких и домашних животных» был направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних и диких животных, их роли в жизни человека, на формирование у детей навыков группировки объектов природы по признакам: домашние – дикие.
Данный проект позволил открыть удивительный мир диких и домашних животных. Дети узнали какую пользу приносят человеку домашние животные, какое место в нашей жизни занимают дикие животные. Он поспособствовал к размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них, или они для нас. В работу по проекту были подключены родители: с их помощью была организована фотовыставк «Домашние любимцы», выставка рисунков «По следам диких животных».
Данный проект позволил развить творческое мышление детей. Дети рисовали избушку для зайки, учились лепить зайца, а потом вместе строили дом для бездомных животных. Ребята с интересом осваивали новую игру «Кролики», которая помогала развивать ловкость, умение прыгать с продвижение вперед. В ходе бесед учились анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Вывод: Таким образом, анализируя проделанную работу, можно с уверенностью сказать, что использование комплексного подхода по ознакомлению детей с темой «Дикие и домашние животные» вызвало у них огромный интерес и эмоциональный отклик.В ходе проведенных всех мероприятий, дети научились понимать:
— какую важную роль играют в природе и в жизни человека домашние животные
— как ухаживать за домашними животными.
— какую роль в природе играют дикие животные.
В результате проведенной было отмечено, что если использовать комплексный подход по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром диких и домашних животных, дети получат запас представлений об особенностях животных, их повадках, сформируются навыки взаимодействия с животными, будет развиваться любознательность и познавательный интерес. Кроме того, включение родителей в процесс способствовало более заинтересованного их сотрудничество с детским садом.
Наша гипотеза верна, что и требовалось доказать.
Информационные ресурсы:
1. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
2. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стихи и рассказы о животном мире-М.,2005г
3. О.А Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. –М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003»,2010
4. Красная книга Татарстана
5. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Мир животных. Дикие и домашние животные средней полосы России. –М.,2005г.
6. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.:Карапуз- Дидактика, 2007.
7. Рыжова Н.А. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. — «Линка — Пресс». 1966. — 56 с., иллюстрации (серия «Наш дом — природа»).