URL Познавательно-тематический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы «С чего начинается Родина…»-001863-15-02-17
Познавательно-тематический проект С чего начинается Родина…
Автор: воспитатель Якимова Ольга Владимировна.
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад «Созвездие» Самарская область.
Планирование работы с детьми средней группы и их родителями по ознакомлению с историей своей семьи, семейными традициями; ознакомление с историей нашего посёлка, как с малой родиной.
ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
ТИП ПРОЕКТА: ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ
По числу участников: групповой
Сроки реализации: долгосрочный (февраль – май)
Состав участников: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Задачи:
- Сформировать у детей представление о семье, доме , детском саде, поселке, в котором живут.
- Формировать духовно- нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку, природе родного края, к культурному наследию.
- Воспитывать любовь, уважение к своей семье, чувство гордости за свою малую Родину.
- Познакомить с историей возникновения поселка.
- Формировать интерес к прошлому и настоящему родного поселка, о достопримечательностях поселка, о названиях улиц и его исторических памятниках.
- Бережно относиться к историческому наследию нашего поселка.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачев
Актуальность
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач ДОО.
Чувство Родины… Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице на которой он живет, к детскому саду, поселку, городу. Это корни, связывающие его с родным домом. Очень важно, чтобы дети знали историю своего родного края, заботились, оберегали его достопримечательности.
Цель проекта: Расширять представления детей о родном крае, об истории семьи в контексте истории родного края. Знакомить с достопримечательностями района, в котором они живут.
Содержание проекта:
- Блок «Моя дружная семья» (беседы, рассматривание фотографий, продуктивная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, досуги, оформление уголков, альбомов…)
- Блок «История родного поселка» (НОД, оформление альбомов, уголков по теме, выставки рисунков, экскурсии, фотоэкскурсии, дидактические игры по краеведению…)
Ожидаемый результат проекта:
В процессе бесед, экскурсий, рассматривания иллюстраций, фотографий, чтении стихов, рассказов — о семье, о родном поселке, о его людях, у детей появилось чувство гордости за свою семью, за свой поселок, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего поселка, своей семьи, активность в поиске краеведческого материала, интерес к природе родного края.
Родители активно вовлечены в совместную деятельность в составлении своего родословного древа.
Мероприятия по реализации 1 блока проекта
Формы работы с детьми:
- Рассматривание фотографий и беседа на тему «Моя семья».
- Выставка рисунков, фотографий на темы» Я и моя семья», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Семейный отдых».
- Художественная, продуктивная деятельность.
- Дидактические, сюжетно – ролевые игры.
- Вопрос-ответ « За что я люблю свою маму».
- Праздничный концерт, посвященный 8марта.
- Поделки с детьми к празднику пап и мам
Формы работы с родителями:
- Привлечение родителей к составлению родословной своей семьи
- Экскурсии с детьми по красивым местам поселка
- Составление миниальбома «Я и моя семья»
Планирование работы с детьми в средней группе по 1 блоку проекта
Непосредственно образовательная деятельность
Художественно-эстетическое развитие (рисование):
- «Я и моя семья»
- «Портрет мамы, папы»
- «Папа, мама, я — спортивная семья»
- «Приглашение на праздник 8 марта»
Речевое развитие
- Беседа «Папа в армии служил»
- Беседа «О маме»
- Заучивание стихов
Макет
Генеалогическое древо
Игровая деятельность
Сюжетно — ролевые игры: «Семья», «Поездка на концерт», «Магазин».
Создание уголка «Моя семья»
Фотовыставка «Я и моя семья», «Папа, мама, я – дружная семья»;
Праздничный концерт « 8 марта»
Мероприятия по реализации 2 блока проекта.
Формы работы с детьми:
- Рассматривание иллюстраций поселка «Прошлое и настоящее поселка»;
- Выставка рисунков, фотографий на темы: «Праздничный салют»;
- «Военная техника»;
- Дидактические игры, сюжетно — ролевые игры ;
- Заучивание стихов, песен;
Формы работы с родителями:
- Привлечение родителей к изготовлению макета памятника
воинам, погибшим в ВОВ;
Экскурсия к памятнику 9 мая, возложение цветов;
- Рассказы о ветеранах войны нашего поселка;
Планирование работы по 2 блоку проекта:
Непосредственно образовательная деятельность
Речевое развитие
- Рассказ воспитателя: «История возникновения поселка»
- (настоящее и прошлое поселка)
- Рассказ воспитателя «Много в нем лесов, полей, озер»
- Беседа «Деревья на участке и в нашем поселке»
- Рассказ воспитателя «День победы»
- Беседа» Моя малая Родина»
Художественно-эстетическое развитие (рисование):
- «Улица, на которой я живу»
- «Наши леса, озера»
- «Парад военной техники»
- «Праздничный салют»
Оформление уголков
- «Вот мой поселок родной »
- «День победы»
Макет: Изготовление макета памятника воинам, погибшим в Великую Отечественную войну.
Оформление альбомов
- «Мой родной поселок. » (Прошлое и настоящее)
- «Фото моей семьи»
- «День победы»
Дидактические игры по краеведению
- «Узнай, где я нахожусь»
- «Карта поселка»
- «Собери картинку»
Экскурсии с родителями по красивым местам поселка.
Этапы проведения и реализации проекта:
1 подготовительный этап: (январь)
- Изучение интереса детей к теме
- Подборка материала и литературы по теме проекта
- Разработка плана работы по реализации проекта
2 основной этап реализации проекта (февраль-май)
Организационно – практический:
- Создание развивающей среды
- Разработка содержания НОД
- Оформление альбомов:
- «Моя семья»
- «Мой край родной»
- «Памяти павших во имя живых»
- Праздничный концерт, посвященный дню Победы.
- Праздничный концерт, посвященный 8 марта.
3 этап реализации проекта (май)
Презентационно-завершающий
- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
- Выставка продуктов детской деятельности и родителей
- Презентация проекта
- Совместные досуги (спортивный праздник, викторины, развлечения)
- Продолжение работы над проектом в старшей и подготовительной группе.
Список используемой литературы:
- Алешина Н.В.Патриотическое воспитание дошкольников-«Перспектива»,2008 год;
- КовалеваГ.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
- Форталева Н. П. Экскурсии — средство приобщения детей к истории родного края// Управление ДОУ-2005,№1
- «У огненной черты» — история завода «Коммунар»
- С чего начинается Родина? \Под ред.Л. К. Кондрыкинской .- М.:ТЦ сфера;2003
- Ресурсы интернета
Конспект НОД
По нравственно — патриотическому воспитанию в средней группе
«Моя малая РОДИНА»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Задачи:
- Дать детям представление, что такое малая Родина, родной край.
- Познакомить с картой Самарской области.
- Расширить знания о родном поселке.
- Развивать связную речь, активизировать словарь по теме
- Воспитывать любовь к родному краю, малой Родине.
Методы и приемы:
Практические: мультимедийная игра «Я покажу — ты назови»; Слайды «Природа поселка», Запись песни « С чего начинается Родина?»
Словесные: беседа, чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем?», отгадывание загадок-описание, чтение пословиц и поговорок.
Наглядные:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности. |
Игровая | Мультимедийная игра «Я покажу — ты назови»
Игра с мячом «Наш поселок, какой?» |
Коммуникативная | Беседы, вопросы, пословицы, поговорки о Родине, чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем?», загадки-описание о поселке. |
Двигательная | Физминутка «Сколько здесь людей умелых» |
Музыкальная | Слушание записи песни « С чего начинается Родина?» |
Изобразительная
|
Рисование |
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
Педагог предлагает назвать, как называется наша страна, людей, которые живут в ней | Отвечают на вопросы | Положительный эмоциональный настрой, включение
в образовательный процесс. |
Педагог предлагает послушать запись песни Ю.Н.Новикова о Петра Дубраве. | Дети слушают музыку и смотрят слайды о природе | |
Дети вспоминают пословицы и поговорки о Родине | Понимание смысла пословиц и поговорок | |
Сегодня поговорим о нашей с вами малой родине. У каждого человека есть место, где он родился, это и есть малая Родина. Как называется наша малая Родина? А область, где расположен наш поселок? | Отвечают на вопросы
Рассматривают карту Самарской области , находят наш поселок Петра-Дубрава, отмечают флажком. Ребенок читает стихотворение «Что мы Родиной зовем?» |
Активизировали словарь: малая родина, Самарская область, россиянин |
Физкультминутка «Сколько здесь людей умелых» | Проговаривание слов вместе с движениями | Обеспечение потребности в движении |
Предлагает вспомнить название улиц поселка. | Дети называют улицы ,на которых они живут. | Знание своего адреса |
Игра «Наш поселок, какой?» | Красивый, зеленый, чистый, современный, многонациональный. | Умение выразить свое отношение к поселку. |
Загадки — описание достопримечательностей поселка. Мультимедийная игра «Я покажу — ты назови» | Находят отгадки-картинки
(получают звездочку)
Просмотр слайдов, узнавание и называние знакомых мест поселка |
Знание общественных мест поселка. |
Особую красоту нашему поселку придают деревья. Какие деревья растут в поселке? Название, какого дерева есть в названии поселка?
В завершение предлагает исполнить песню «В родной моей сторонушке» |
Дети отвечают на вопросы.
Дети исполняют песню |
Знание название деревьев, которые растут в поселке
Положительный эмоциональный настрой. |