Познавательно-исследовательский проект Природа как воспитатель…
Автор: воспитатель Ковалева Екатерина Сергеевна.
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад «Созвездие» Самарская область.
Познавательно-исследовательский проект «Природа как воспитатель…»
Экологическое воспитание детей с младшего дошкольного возраста
Файл:Проект
Файл:Презентация
Аннотация
Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, зоология – наука о животных и многие другие. Но есть особая наука, которые исследуют каким образом растения, животные, человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта зовётся экологией. Её название произошло от древнего греческого слова «ойкос» — это означает «дом». Ведь природа, это общий дом и для растений и для животных и для людей.
Проблема экологического воспитания детей заключается в необходимости формирования гуманного отношения к природе.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Данная методическая разработка может быть применена педагогами дошкольных учреждений на занятиях, в свободной деятельности детей, в индивидуальной работе, а так же на прогулках.
Введение
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей отрицательно влияют на подрастающее поколение. Отсутствие примера и должного воспитания формирует у современных детей безразличие к природе, как к неотъемлемой части нашей жизни.
Основная задача экологического воспитания — развитие в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников.
Цель методической разработки: формировать знания о целостности природы и об основных признаках живых существ, и научить ребёнка относить растения, животных и человека к живым существам.
Условия применения:
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.
Для работы по экологическому воспитанию в группе, необходим грамотно организованный уголок природы, включающий всё необходимое для опытов и наблюдений; часть природного материала собирается воспитателем и родителями совместно с детьми во время прогулок. Помимо этого для наглядности важно иметь иллюстративный материал и оборудование для применения мультимедийных презентаций в образовательной деятельности детей.
Основная часть
В.А. Сухомлинский говорил: «Человек был и всегда остаётся сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
К трём годам у детей экологические знания носят общий характер: дети имеют представление о временах года, во время прогулки отмечают изменения в погоде и связь между некоторыми природными явлениями. Знакомятся с ближайшим экологическим окружением, учатся отличать деревья от трав, листья от цветов, называют цвет природных предметов, узнают овощи, фрукты, растения, различают высоту звуков, подражают голосам животных.
Детям этого возраста уже доступны элементарные оценки, в первую очередь эстетические: красиво – некрасиво, нравится – не нравится, приятно – неприятно. Конечно, малыши ещё не способны самостоятельно анализировать, чтобы правильно оценивать явления. Поэтому, усваивают в основном оценки, общепринятые взрослыми, и здесь чрезвычайно важно целенаправленно воздействовать на формирование правильных экологических оценок, создавать ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания: поливать растения, кормить животных, не уничтожать цветы, травы, кусты – беречь всё живое.
Ознакомление детей с домашними и дикими животными идут параллельно. Детям рассказывают о том, какие условия создаёт человек для жизни домашних животных: обустраивает место для жизни, поддерживает его в чистоте, кормит, лечит, помогает выращивать детенышей, защищает от врагов, ласково обращается. Вместе с этим дети знакомятся с жизнью диких животных: среда обитания, добыча пищи, умение защитить себя и своих детёнышей. Для этого природа наделила их умением приспосабливать к окружающей среде: менять окраску, очень быстро передвигаться, замирать, прятаться и т.д.
Работа по экологическому воспитанию детей включает 2 раздела:
1 раздел:
• Познакомить с многообразием живых существ, дать понятие о жизненных функциях организма (питание, дыхание, движение);
• Познакомить детей с особенностями внешнего строения живых организмов и функциями конкретного органа (как части живого организма органы связаны друг с другом: не будет корней, растение погибнет);
• Формировать знания об основных потребностях живых организмов (в тепле, воздухе, свете, пище, месте обитания);
• Познакомить детей с конкретными местами обитания живых организмов (водная, подземная, воздушная, наземная среда);
• Учить детей удовлетворять потребности живых организмов (трудовая деятельность детей в природе);
• Дать знания о признаках, по которым можно определить состояние живого существа (все живые организмы способны чувствовать);
• Расширять представления о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы (например, домашние животные отношение человека к себе; растения откликаются на уход).
2 раздел:
• Рассказать, что конкретные животные и растения приспособлены жить в разных средах обитания;
• Учить устанавливать связи между внешним строением и средой обитания, между особенностями поведения и средой. На основе этих представлений сформировать обобщённое представление: о птицах: тело покрыто перьями, есть два крыла, живут на земле, могут летать в воздухе; о рыбах: живут только в воде, тело покрыто чешуёй;
• Обобщить представление о домашних животных на основе выделения существенных признаков: не самостоятельный способ удовлетворения потребностей, приносимая человеку польза;
• Деть знания о том. Какие условия создаёт человек для удовлетворения основных потребностей домашних животных;
• Познакомить детей с трудом взрослых по уходу за домашними животными;
• Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе. Обратить особое внимание на изменения состояния самой среды обитания по сезонам (воды, воздуха, земли).
В работе используются иллюстрации, стихи, рассказы, загадки, игры, беседы на экологические темы. К примеру, игра «Кто лишний?», «Кто где живёт?», «Большие и маленькие» и др. С большим удовольствием дети рассматривают красочные альбомы «Домашние животные», «Дикие животные», «Кто где живёт». Вариант сценария мероприятия по экологическому воспитанию представлен в Приложении № 3 (картинки, стихи, загадки и игры представлены в презентации (Приложение № 4)).
Большую роль в накоплении знаний по природе играют целевые прогулки, наблюдения в уголке природы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему, труд в уголке природы и на участке. Все это можно отразить в схеме совместной деятельности воспитателя и детей (Приложение 1).
В процессе обучения воспитателем используются различные формы работы с детьми. Сюда можно отнести: занятия на экологические темы, экскурсии в природу (парк, поле, луг лес), наблюдения за животными и растениями в разное время года, уход за животными и растениями, отражение своей деятельности в рисунках по экологической тематике. В процессе работы большая роль отводится развитию речи детей, обогащению словаря, активизации словаря. Всё вышеперечисленное представлено в схеме (Приложение 2).
Не меньшую роль в экологическом воспитании детей играют родители. Очень важно, чтобы в реальной жизни знания, полученные детьми через занятия, наблюдения, праздники, книги, игры, сказки, загадки на экологическую тему не разрушались словами и поступками взрослых, которым ребёнок верит безоговорочно. Важно, чтобы родители были примером подражания отношения их к природе. А ведь растения, животные – это наша природа. Красота, которую дарит природа, бесценна.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк,
Родничок и тополёк.
Дерево, трава и птицы,
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Заключение
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
Список литературы
1. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение, 1988г.
2. Курбатова Р.А. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села. – М.: Просвещение, 1989.
3. Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1989.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2001.
5. Формирование начал экологической культуры. Дошкольное воспитание. № 7, 1996.
6. Стратегии экологического образования в Российской Федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001.
7. Фокина В. Статья Дошкольное воспитание № 6, 1995.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15