Свидетельство о публикации № СВ/0104
Маслова Наталья Викторовна, воспитатель, КГКУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «ЕСАУЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ», Красноярский край, Березовский район, с.Есаулово
Сборник СОЦИАЛЬНО – МОДЕЛИРУЮЩИЕ (ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ), КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА. В сборнике описана технология проведения социально-моделирующих, профориентационных игр.
Представлены апробированные профориентационные (социально-моделирующие) игры и упражнения, рассчитанные на реальные условия работы в детском доме, школе: многие игры проводятся в рамках воспитательских и классных часов, уроков, предполагают работу с группой детей, проводятся одним ведущим (педагогом), предполагают высокую динамику работы. Основная идея таких игр – играть со всеми и с каждым в отдельности. Данные игры позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» и «непрестижных» на сегодняшний день профессий.
Ссылка на файл: Сборник СОЦИАЛЬНО – МОДЕЛИРУЮЩИЕ (ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ), КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Введение
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов. Выбирая профессию, мы выбираем образ жизни. Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой, особенно у детей, которые воспитываются в детских домах. Происходит это из-за незнания себя, своих возможностей, интересов, склонностей, с одной стороны, и из-за незнания мира профессий, с другой.
Одним из факторов успешности человека является его профессиональная деятельность. Чтобы помочь ребенку в выборе будущей профессии, необходимо учитывать его способности, состояние здоровья и образовательные возможности.
Ребенку, который воспитывается в семье, легче ориентироваться в мире профессий, так как у него есть наглядный пример. Как правило, ребенок выбирает ту профессию, которую советуют родители, при выборе играют роль семейные традиции, совет или пример авторитетного взрослого, положительное социальное окружение. А как быть ребенку, который воспитывается в детском доме, ведь его окружение до поступления в детский дом было негативное: родители, ведущие асоциальный образ жизни и обедненная среда. У государственного ребенка нет реального представления вообще о будущем и о мире профессий в частности.
Детям, выросшим в условиях детского дома, очень трудно адаптироваться после того, как они покидают стены заведения, что проявляется в социальной неготовности взаимодействовать с окружающим миром. Все это определяет необходимость оказания помощи выпускникам и их поддержки в начале самостоятельной жизни.
В рамках программы «ППС профессионального самоопределения воспитанников детского дома» нами разработан блок социально – моделирующие и профориентационные игр, которые направлены на профессиональное самоопределение, трудовое воспитание и социальную адаптацию воспитанников детского дома.
Данная форма выбрана нами в связи с тем, что в игре ребенок чувствует себя естественно, т.е. находится в состоянии деятеля, инициатора собственного развития; а также игра позволяет ребенку построить реальную действительность и достигать конкретные цели.
Кроме того, игра предоставляет возможность выстраивать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в совместную деятельность со взрослыми.
Данные игры позволяют нам педагогам смоделировать ситуацию успеха для воспитанников с низкой самооценкой и хронической неуспешностью: также определяются сферы, где ребенок может быть успешен, и поощряются даже незначительные его успехи.
Такие игры,
• во-первых, развивают способность и умение отстаивать свою точку зрения с учётом точек зрения и интересов других;
• во-вторых, игра формирует представление о различных социальных ролях, а также профессиональных ролях, интересах, что позволяют решать проблему профессионального самоопределения;
• А ещё такие игры лишены элемента соревновательности, что позволяет людям, имеющим затруднениям в публичном выступлении, преодолевать страх аудитории. Особое психологическое воздействие игра оказывает на взаимоотношения в группе.
Игра носит познавательный характер, развивает способность оценки ситуации и применения различных знаний в решении данной проблемы.
Основная идея таких игр – играть со всеми и с каждым в отдельности. Данные игры позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» и «непрестижных» на сегодняшний день профессий.