Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников
Автор: воспитатель Заречная Ольга Сергеевна.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 466 комбинированного вида» Новосибирск.
«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников» Нравственно-патриотическое воспитание
Файл:Статья
«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников»
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский.
Работаю с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема моей работы взята не случайно. Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.
Работая с детьми, я поняла, что в период дошкольного детства надо формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью народных и литературных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
На современном этапе развития образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. А с внедрением ФГОС ДОвыдвигается одним изосновополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Поэтому я, как воспитатель, буду делать все необходимое, чтобы дети выросли хорошими людьми. С формированными нравственными качествами, такими как: отзывчивость, дружелюбие, сострадание, умение уступать, помогать друг другу.
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, через работу со сказкой.
Я взяла за основу в нравственном воспитании работу со сказкой.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для чтения детям, я подбирала сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказки, провожу с детьми беседу. Анализ произведения организую так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей, который провожу путем постановки вопросов. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы детям помочь вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает ребенку думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Например:
После рассказывания детям русской народной сказки « Зимовье зверей», я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления дошкольников о дружбе. Просила объяснить, как по вашему мнению:
— Что означает крепкая дружба?
— С кем ты хочешь дружить?
— Какими качествами должны обладать друзья?
После беседы перешли к анализу самой сказки:
— Сколько героев было в сказке?
— Как они строили зимовье?
— Каково им было вместе жить?
— Зачем волк и медведь пришли в зимовье?
— Как звери защитили свой дом?
При помощи этих вопросов, дети усвоили нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».
После подробного анализа сказки предложила детям и родителям принять участие в конкурсе « Домов и кормушек». Целью, которого являлось показать необходимость заботиться о животных и птицах зимой в холодное время года. Так же мы в группе сделали макет «Зимовье зверей», при помощи которого можно изучать зимовку животных на ферме.
Использую сказки для решения конфликтных ситуаций. Это не только традиционное чтение и обсуждение сказок («Волшебное слово», «Синие листья»). Я помещаю любимых сказочных героев в необычные ситуации (схожие с конфликтом детей) и прошу ребят помочь героям, научить их.
В старшем возрасте ввожу речевое творчество. Мы совместно с детьми сочиняем сказки на интересующие нас темы, такие « Как еж попал в детский сад», «Приключение мышки», «Трудолюбивые пчелки». Где обсуждаем не только нравственные качества, но и экологическое воспитание. Используя прием совместного сочинения сказок, ТРИЗ – технологий (морфологические таблицы) я стала замечать, что дети стали более внимательны друг к другу.
В своей работе я основываюсь на следующих принципах:
— Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
— Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
— Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
— Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей.
Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.