Вовлечение семьи в образовательную деятельность
Автор: воспитатель Курочкина Наталья Александровна.
ГБОУ школа1194 (дошкольное отделение корп.1548) Зеленоград.
«Действительно ли лэпбук является средством непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность?»
Краткое описание разработки. Актуальность темы. Тему своей статьи я выбрала не случайно, эта форма работы мне показалась очень интересной, увлекательной, продуктивной. Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о её снижении. В связи с этим, перед нами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является Лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Важно приобщать родителей и детей к совместной деятельности с помощью изготовления лэпбука, подбора информации, совместного творчества, чтобы родители выступали помощниками своим детям, педагогам. Цель. Осветить в статье проблему: «является ли лэпбук средством непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность?» Задачи: 1) Изучить научно-методическую литературу и другие источники по теме. 2) Раскрыть понятие «лэпбук» 3) Изучение возможностей лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста 4) Показать принципы работы по данной теме, как используется лэпбук для вовлечения родителей в образовательный процесс. Область применения: ГБОУ школа1194 (дошкольное отделение корп.1548) Авторская разработка представлена в виде описания инновационного опыта
Файл:Статья
Статья «Действительно ли ЛЕПБУК является средством непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность?»
Что такое Лэпбук? Может давно забытое старое, а может это новшество 21 века? Давайте разберёмся, что это такое и как с ним работать.
Очень давно, когда я ещё училась в начальной школе, наши учителя использовали в своей работе что-то похожее: стенгазеты с кармашками, в которых прятались ребусы, загадки, фотографии, сюрпризы. Эта форма работы была очень интересна нам и увлекательна.
Но на сегодняшний день это новая, наиболее перспективная форма, затрагивающая широкий спектр образовательных областей и интересов. «Лэпбук» (от лат. Lap – колени, book – книга) – книга на коленях. Лэпбук – интерактивная, тематическая папка, это сравнительно новое средство. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.
Лэпбук очень широко используется в проектной деятельности, для его создания необходимо придерживаться следующих этапов:
1) Целеполагание (выбор темы)
2) Разработка лэпбука (составление плана)
3) Непосредственное выполнение (практическая часть)
4) Подведение итогов.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: [ 1]
1) Информативен
2) Полифункционален (способствует развитию творчества, воображения)
3) Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого)
4) Обладает дидактическими свойствами
5) Является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства
6) Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
7) Доступность (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста)
8) Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Давайте проанализируем, чем же привлекательна данная форма работы?
Лэпбук помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного материала! В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому. Для малышей – кармашки с карточками, со сказочными героями, фигурками животных, с материалами для сенсорного развития. А старшим детям задания посложнее: подбери по цвету, форме, размеру», «информативные книги с кармашками» и т. д.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Он очень необходим в представлении результатов проектной деятельности.
Создание лэпбука – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители нашей группы обеспечивают техническую поддержку (фото, видео), информационную (сбор информации для лэпбука), мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)
Родители выступают непосредственными партнёрами в работе, совсем недавно прошёл мастер-класс на тему: «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей»
Задачи мастер – класса:
1) Приобщать детей и родителей к совместному творчеству
2) Способствовать развитию у детей желания собирать и организовывать информацию по изучаемой теме и повышать качество понимания и запоминания изучаемого материала.
Как изготавливать лэпбук, с чего начать?
1) Нужно определиться с темой
2) Составить план (можно использовать модель трёх вопросов: что ты знаешь о…, что хотел бы узнать…, что сделать, чтобы узнать…»
3) Макет лэпбука
При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:
1) Принцип деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
2) Принцип вариативности – предоставление ребёнку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
3) Принцип креативности – создание ситуаций, в которых ребёнок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Таким образом, сделаем вывод, что лэпбук действительно является средством вовлечения семьи в образовательную деятельность. Данная работа направлена на стимуляцию развития личностных качеств взрослых и детей. Она позволяет объединить детей, родителей и педагогов в решении образовательных задач. Приносить удовлетворение всем участникам проекта, видящим продукт своей деятельности.
Публикация на тему: «Действительно ли лэпбук является средством непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность?»
Краткое описание разработки.
Актуальность темы.
Тему своей статьи я выбрала не случайно, эта форма работы мне показалась очень интересной, увлекательной, продуктивной.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о её снижении.
В связи с этим, перед нами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является Лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Важно приобщать родителей и детей к совместной деятельности с помощью изготовления лэпбука, подбора информации, совместного творчества, чтобы родители выступали помощниками своим детям, педагогам.
Цель.
Осветить в статье проблему: «является ли лэпбук средством непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность?»
Задачи:
1) Изучить научно-методическую литературу и другие источники по теме.
2) Раскрыть понятие «лэпбук»
3) Изучение возможностей лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста
4) Показать принципы работы по данной теме, как используется лэпбук для вовлечения родителей в образовательный процесс.
Область применения: ГБОУ школа1194 (дошкольное отделение корп.1548)
Авторская разработка представлена в виде описания инновационного опыта
Список литературы:
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.