Свидетельство о публикации № СВ/0127
Хасамеев Айдар Фаритович, преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №6 Советского района г. Казани», г. Казань
«Казань музыкальная». В статье затрагиваются некоторые проблемы организации концертной деятельности города.
Ссылка на файл: «Казань музыкальная»
В настоящее время Казань является одним из значимых музыкальных центров России. Изучая концертную жизнь города можно выделить несколько основных ее составляющих.
Во — первых, это музыкальное образование, воспитывающее будущих артистов. В городе существует три музыкальных ВУЗа, два среднеспециальных музыкальных заведения, десятки музыкальных школ. Во — вторых это концертные организации, концертные залы, театры, музеи и дома творчества. Здесь базируются творческие коллективы, фольклорные ансамбли, ансамбли песни и танца, симфонические, народные и джазовые оркестры. В — третьих союз композиторов РТ. В — четвертых средства массовой информации: телевидение, радио, печать и т.д., являющиеся незаменимыми агентами в продвижении и пропаганде концертного дела. И конечно, зрители, заполняющие ежевечерние залы, клубы, театры и т. д. Также в городе активно развиваются молодежные, студенческие музыкальные направления. Мы считаем, все эти компоненты неразрывны и взаимосвязаны между собой.
Важную роль в концертной деятельности города играет профессиональное музыкальное образование. Главным музыкальным учебным заведением этого направления, в течение вот уже более полувека, является Казанская государственная консерватория (КГК), открытая в 1945 году. Ее организатором и бессменным ректором в течение 42 лет был выдающийся композитор, народный артист СССР, Лауреат трех Государственных премий СССР, Лауреат Республиканской премии им. Г.Тукая, Герой Социалистического труда, профессор Назиб Гаязович Жиганов (1911-1988). Консерватория выпустила несколько тысяч музыкантов всех специальностей. Все музыкальные учебные заведения, казанские оркестры, театры укомплектованы в подавляющем большинстве ее выпускниками.
Говоря о проблемах воспитания и образования, мы должны отметить: недостаток хорошей материально — технической базы, количественные недоборы учащихся в музыкальных школах и училищах, отсутствие непрерывного системного образования (начиная от музыкальной школы и до высших учебных заведений). В этом плане наиболее благополучная обстановка сложилась в Средней специальной музыкальной школе — лицей, которая была открыта в 1960-61 гг.
Продолжая свой анализ, мы обратили внимание на вокальное искусство. Здесь ситуация такова — происходит отток специалистов с высокой квалификацией в другие регионы России. Говоря о трудоустройстве молодого специалиста, мы можем констатировать, что они явно и сегодня не будут востребованы. Не менее важная проблема еще в том, что старшее поколение педагогов уходит, а новое не формируется. Столичный театр, в частности Татарский Академический Государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля мало заинтересован выпускниками ВУЗов РТ, театр процветает благодаря приезжим артистам. На наш взгляд именно в этом жанре обстановка могла быть более благоприятной. Мы полагаем, что этому способствуют проводимые фестивали и конкурсы, один из которых, самый значительный — Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина.Предварительный анализ различных певческих школ, студий дает нам право сделать вывод о том, что вокальная культура города на довольно высоком уровне. Если грамотно работать в данном направлении, то в театры Казани можно «намагничивать» молодых и высокопрофессиональных специалистов, и Казань обладала бы «вторым» Мариинским театром. Мы полагаем, что выживать за счет одних приезжих гастролеров это однобокий и тупиковый вариант.