Конспект НОД Знакомство с лентой Мёбиуса
Автор: воспитатель Криворучко Алена Станиславовна.
МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» пгт Новоаганск.
«Знакомство с лентой Мёбиуса»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности с воспитанниками 7-го года жизни. Данная НОД построена на основе кейс — технологии.
Файл:Конспект НОД
Тема: «Знакомство лентой Мебиуса»
Тип НОД: интегрированная.
Возрастная группа: комбинированной направленности 7-го года жизни.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая, конструктивная.
Форма реализации детских видов деятельности: беседа, знаковое моделирование, игровые упражнения, интерактивная игра, решение математических задач, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение, сбор информации об изучаемом объекте, физ. минутка, рефлексия.
Цель образовательной деятельности: формирование учебных действий средством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить с детьми числовую последовательность от 0 до 10 количественный, порядковый счет, названия цифр;
• формировать умение ориентироваться на плоскости (т.е. в двухмерном пространстве), на листе бумаги в клетку;
• продолжить формировать умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому;
• конкретизировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия: плоскостные геометрические фигуры;
• продолжать учить решать простые арифметические задачи в стихах и воспроизводить их решение с помощью счетных палочек и знаков арифметических действий.
Развивающие:
• Развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, сенсорные способности, мелкую моторику рук, воображение, словарный запас, самостоятельность, предприимчивость, пространственные представления на плоскости, наглядно-образное мышление, внимание, память, логику.
• Способствовать развитию графических навыков, речи, рефлексивной деятельности, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, коллективно.
• Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.
• Формировать коммуникативные навыки.
• Воспитывать умение учитывать мнение партнера, дружеские взаимоотношения.
Оборудование и материалы: Мольберт, магниты, коробка фокусника с лентами, ленты-мебиуса, маркер, человечек, ножницы, ТСО, мультимедийный проектор, массажный мячик су-джок.
Демонстрационный материал: платочки, «Мешочек фокусника», лента Мебиуса, лента –цилиндр, картинки-знаки, презентация PowerPaint,
Раздаточный материал: счетные палочки, знаки арифметических действий, ленты Мебиуса, карточки с заданием, красные карандаши, набор геометрических фигур, заготовки накидок,
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам,
И всем, кто живет на этой планете
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
«Доброе утро!» и взрослые и дети.
Ведение в тему:
— Ребята, вы знаете, что такое фокус? (ответы детей, какое-нибудь явление, основанное на искусстве, проворстве)
— Хотите увидеть фокус? (да)
(Воспитатель показывает фокус с исчезновением- появлением платочков)
— А фокусы кто делает? (фокусник)
— А сами вы хотели бы стать фокусниками? (ответы детей)
— Что бы стать фокусник, что для этого надо? Как вы думаете? (ответы детей)
— Какими качествами должен обладать фокусник? (Наблюдательным, внимательным, веселым, умным, интересным, ловким) (По ходу ответов детей воспитатель выкладывает карточки с качествами в хаотичном порядке на мольберт).
— Посмотрите, сколько много качеств вы назвали, выложите карточки по размеру от меньшего, к большему. (дети выкладывают на мольберте карточки по росту)
— С чего надо начать, что бы стать настоящим фокусником? (ловкие руки)
Основная часть (актуализация опорных знаний).
Задание № 1 «Ловкость рук»
— Ребята, перед вами чудесный мешочек, сейчас каждый из вас достает из него предмет.
— Что это за предмет? (бочонок с цифрой)
— Назовите, какие цифры у вас на бочонке? (дети называют цифры)
— А теперь, каждый из вас, выложит свою цифру на конструкторе цифр. (выкладывают цифру)
— Молодцы ребята!
— Назовите свои цифры. Соня — твоя цифра? И т.д. (перечислили)
— Как вы считаете, справились ли мы с данным заданием, у нас ловкие руки? (да )
Задание №2 «Наблюдательность»
— Ребята, каким следующим качеством, мы должны обладать? (наблюдательностью)
— Давайте для этого присядем за столы и будем тренировать это качество (дети присаживаются за столы).
— Для этого возьмите карточки. Закрасьте карандашом фрагмент столько раз, сколько он встречается в узоре.
— Работайте самостоятельно, каждый со своей карточкой, когда выполните задание, поднимете карандаш вверх. (дети выполняют задание)
— А теперь проверим, правильно ли вы выделили фрагмент. (самопроверка на интерактивной доске)
— Как вы думаете, теперь мы обладаем качеством – наблюдательности? (да)
— Тогда продолжаем дальше.
Задание №3. Следующее качество – интересный.
Воспитатель предлагает подойти к интерактивной доске.
— Ребята, следующее качество, которым мы должны обладать – быть интересным. Согласны? (да)
— У меня в руке мячик, работаем по цепочке, у кого в руках мяч, тот отвечает на вопрос. (воспитатель отдаёт мяч первому ребенку, появляется слайд, работа продолжается со сменой чередования детей и слайдов 8шт: Модуль «количество и счет» «Назови число» «Игра с машинками»- данное задание направлено на закрепление количественного и порядкового счета)
Задание № 4 «Умный»
(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с карточками-качествами)
— Ребята, каким следующим качеством, мы должны обладать? (быть умными)
(Решение задачи на действия сложения и вычитания)
— Молодцы!
— Чтобы обладать этим качеством, мы решим задачи.
— Послушайте внимательно условие задачи, а решение выложите счетными палочками. Необходимые для решения знаки лежат перед вами. (дети самостоятельно решают задачи и выкладывают решение сидя за столом)
Листья ежики носили,
Мягкую постель стелили.
был один листок дубовый,
Четыре было же кленовых.
Как все листья посчитать,
Общее число назвать? (1+4=5) (/+////=///// и т.д.) (5 листьев)
5 щенят в футбол играли.
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (5-1=4) (\\\\\-\=\\\\) (4 щенят)
— Молодцы!
Задание №5 «Веселый»
— Ребята, следующее качество, которым мы должны обладать – быть веселым. Будем веселиться? (да)
— Ну тогда начинаем!!!
(выполняем физ. минутки по видеоролику «Чударику-самолет»)
Задание № 6 № «Одежда фокусника»
(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с карточками)
— Ребята, какая карточка у нас осталась? (одежда фокусника)
— Ой, ребята, мы дошли с вами до самого интересного, так это мы сейчас будем переодеваться? (да)
— А где нам взять одежду? (варианты ответов детей)
— Вспомнила, у каждого настоящего фокусника есть свои заклинания.
— Повторяйте за мной: абра-кадабра-симсалабим, обернись, покружись и одежда появись. (дети оборачиваются вокруг себя и одежда не появляется, тогда воспитатель предлагает произнести заклинание закрытыми глазами – появляется коробка с одеждой)
Дети вместе с воспитателем на ковре рассматривают накидки, воспитатель предлагает украсить их.
— А украшать мы будем — фигурами. Согласны? (воспитатель раздает для каждого ребенка набор геометрических фигур)
Украшение одежды для фокусника
— Возьмите красный круг и расположите (приклейте) его в крайнем левом углу накидки (дети выполняют действие).
— Возьмите синий квадрат и приклейте его в крайнем нижнем правом углу накидки (дети выполняют действие).
— Возьмите зеленый прямоугольник и приклейте его посередине нижнего края плаща (дети выполняют действие).
— Между кругом и прямоугольником приклейте желтый треугольник.
— Между ромбом и квадратом приклейте розовый овал
— В верхней части плаща – приклейте оранжевую трапецию.
— Как можно назвать все эти фигуры? (плоскостные геометрические фигуры)
— А сейчас, посмотрите на мою накидку, так ли расположены у вас плоскостные геометрические фигуры (воспитатель показывает готовую украшенную накидку, дети осуществляют самоконтроль)?
— Ну а теперь, когда мы обладаем всеми качествами, можно приступать к самому главному – фокусу.
— Вы готовы? (да). Тогда занимаем свои места. (дети присаживаются за столы)
ЛИСТ Мебиуса (знакомство с листом Мебиуса через проблемную ситуацию и исследовательскую деятельность детей и воспитателя)
Объяснение нового материала
— Что у меня в руках? (Дети: полоска, лента)
— Что произойдет если я ее склею? (воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр) (предположения детей: кольцо, цилиндр)
— А теперь на это колечко мы посадим с вами человечка.
— Скажите, если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)
— Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты (1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек не может попасть вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра).
Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя.
— Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр.
— А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что, поинтереснее. Склеим нашу ленту другим образом. (воспитатель склеивает ленту перекручиваю одну сторону и получается лист Мёбиуса)
Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса и спрашивает
— На что это похоже? (варианты ответов детей)
— А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого геометрика Августа Фердинанда Мёбиуса.
— Давайте, поставим на нее тоже нашего человечка и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке (выполняются те же действия, что и с цилиндром).
— Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)
1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек может попасть
— Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? (предположения детей)
Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса)
— Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебийса? (воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса) (ответы детей: у цилиндра — две стороны – внешняя и внутренняя, а у Листа Мебиуса – одна сторона)
— Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? (да)
— Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет (проблемная ситуация)? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса)
— А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.
Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна.
— Ну как вам понравился фокус?(да )
Словарная работа
— Если у него одна сторона, значит он какой? (односторонний)
— А у цилиндра две стороны, значит он какой? (двухсторонний)
— А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. (да)
— Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус: раскрасите любым цветом лист Мебиуса и цилиндр, не переворачивая их, а завтра расскажите мне, что у вас получилось. Договорились? (дети выполняют действия)
(воспитатель достает из коробочки фокусника заготовки листа Мебиуса, цилиндры и раздает детям)
ИТОГ
Рефлексия.
— Итак, ребята, научились мы с вами показывать фокус, стали фокусниками? (да)
— И теперь я хотела бы вручить вам медаль-фокусника, только какую, вы сами выберите.
— Зеленая медаль – вам было интересно, весело и со всеми заданиями вы справились.
— Желтая медаль – вам было не всегда интересно, некоторые задания вызывали у вас затруднения.
— Красная медаль- вам было неинтересно, и у вас ничего не получалось. (дети самостоятельно оценивают свою деятельность и выбирают соответствующую медаль)
— Ребята, спасибо большое за проведенную встречу.