Проект по экологическому воспитанию
Автор: воспитатель Волосникова Александра Андреtвна.
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 144 г. Екатеринбург.
«Волшебница Вода»
Проект экологического характера, для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница Вода»
Файл:Проект
Проект по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Волшебница вода»
Актуальность
Глобальные последствия воздействия человека на окружающую среду, проявляющиеся в качественном и количественном истощении природных ресурсов обуславливает внедрение новой системы экологического образования и воспитания дошкольников. В связи с этим, на данный момент перед педагогикой стоит задача воспитания молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к окружающему миру. Так как впечатления и переживания детей в дошкольном возрасте могут оказывать сильное влияние на их отношение к окружающей среде в будущем.
Тема данного проекта посвящена воде. Будучи основой существования всех живых организмов, вода с древности считалась первоисточником. По словам великого Леонардо да Винчи, вода является «вознице природы и жизни». Так же как и многие знаменитые люди, поэтесса М. И. Цветаева, обращаясь к детям, призывала: «Никогда не лейте зря воды потому, что из-за ее отсутствия в пустыне погибает человек».
На Земле осталось мало районов, где имеется чистая вода. Почти каждый второй житель планеты пьет загрязненную воду. Это связано с загрязнением окружающей среды, причиной того является жизнедеятельность человека. Чистая вода стала дефицитом во многих странах. Из-за загрязнения нельзя не только пить воду из многих рек России, но и купаться.
Именно этот факт стал отправной точкой для разработки проекта природоохранного характера. Так как большинство дошкольников и не знают о существовании данной проблемы.
Данная разработка рассматривает проблему воды с разных точек зрения. И сочетает в себе обилие методов и приемов взаимодействия с дошкольниками. В структуре проекта отражена взаимосвязь всех природных единиц, проведена параллель между жизнедеятельностью человека и загрязнением рек и озер, как следствие вымирание некоторых видов рыб и растений. Такой подход поможет объяснить дошкольникам правила поведения в природных условиях, заложить основы бережного отношения к окружающей среде.
План проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: проект программно-планового характера.
Направленность проекта: экологическое воспитание в ДОУ.
Этапы реализации проектной деятельности:
- Стартовый;
- Этап реализации;
- Рефлексивный.
Стартовый этап
Этап | Содержание |
Моделирование | Оценка образовательной ситуации, выявление проблемы.
Тема: «Волшебница вода» Цель: расширять представления детей о значении воды в жизни человека и природы. Задачи: 1. Формировать представление детей о взаимосвязях в природе, экологической ситуации на планете. 2. Учить детей любить и оберегать природу. 3. Обогащать словарный запас. 4. Развивать внимание, память, логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Участники:дети старшего дошкольного возраста; воспитатели;родители воспитанников. Продолжительность: 3 недели. Этапы работы по реализации проекта: 1. Подготовительный этап: раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию, мотивация детей к поиску решения задачи. 2. Основной этап: координация деятельности детей по сбору необходимой информации, поощрение деятельности. Проведение мероприятий. 3. Заключительный этап:создание Лэпбука «Дом для Капельки». Оценка результатов. Примечание: в ходе реализации проекта, отмечается познавательный интерес участников образовательного процесса; на итоговом мероприятии ведется наблюдение и фиксируются результаты активности детей. Целевые ориентиры:Проявляет интеллектуальную активность. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется животным и растительным миром. |
Проектирование | 1. Подбор методического обеспечения: загадки по теме, иллюстрации по теме, игры и задания по теме.
2. Разработка презентаций «Подводный мир», «Мир воды»; подготовка макета лэпбука 3. Подбор мероприятий для обеспечения интегративного подхода: 4. Аппликация, лепка, рисование; 5. Физкультурно-оздоровительная работа; 6. Подвижные игры, пальчиковые гимнастики; 7. Опытно-экспериментальная деятельность. 4. Подбор методов и приемов для вовлечения родителей в образовательный процесс. |
Конструирование | 1. Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями над проектом. Организация предметно-пространственной среды (Приложение 1.)
2. Планирование организации проектной деятельности (Приложение 2.) 3. Методическое обеспечение (Приложение 3.) |
Приложение 1.
Перспективный план работы с детьми над проектом
Этап | Неделя | Мероприятие | Цели | Место проведения |
l | Понедельник | Формирование представлений об окружающем мире – Беседа/наблюдение
«Где может жить Капелька» [3, 6], Художественно-эстетическая деятельность «Где живет Капелька», П/и «Мы капельки» |
Заинтересовать детей.
Ввести детей в проблемную ситуацию. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. |
Групповая комната, улица. |
Вторник | Наблюдение/экскурсия
«Поиски ручейка» [3, 9], П/и «Мы капельки» |
Познакомить детей с особенностями водоемов, на примере ручейков рассказать, как образуются реки, а потом и озера. | Участок, территория детского сада. | |
Среда | Формирование представлений об окружающем мире – Презентация «Мир воды»
С загадками [3, 11], П/и «Мы капельки» |
Познакомить детей с различными водоемами, показать разнообразие состояний воды в природе. | Групповая комната. | |
Четверг | Художественно-эстетическая деятельность – Аппликация «Реки»
[3, 6], П/и «Мы капельки» |
Закрепление материала об образовании рек в природе. | Групповая комната. | |
Пятница | Чтение художественной литературы «Речка» [3, 8].
П/и «Мы капельки» |
Закрепление представлений об образовании озер. | Групповая комната. | |
Понедельник | Наблюдение «Облака»,
Формирование представлений об окружающем мире «Ходит капелька по кругу» [3, 20]. Художественно-эстетическая деятельность «Ходит капелька по кругу» [3, 24]. П/и «Мы – киты…» |
Формирование представлений об образовании облаков и туч.
Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. |
Улица.
Групповая комната. |
|
Вторник | Наблюдение «Снег»,
Опытно-экспериментальная деятельность «Растения и вода», «Выращиваем кристаллы». П/и «Мы – киты…» |
Закрепление представлений об образовании снега, льда, инея.
Дать детям представления о значении воды в жизни растений. |
Улица
Групповая комната. |
|
Среда | Формирование представлений об окружающем мире «Что растет в воде?» [3, 31].
Наблюдение «Сосульки». П/и «Мы – киты…» |
Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. | Групповая комната.
Улица. |
|
Четверг | Художественно-эстетическая деятельность «Подводный мир».
П/и «Мы – киты…». Опытно-экспериментальная деятельность «В поисках пресной воды». |
Закреплять знания детей о водных растениях и их особенностях. | Групповая комната. | |
Пятница | Чтение художественной литературы [3, 51].
Опытно-экспериментальная деятельность «Форма воды», «Таяние льда», «Облако», «Плотность воды». П/и «Мы – киты…» |
Дать представления детям о проблеме загрязнения водоемов, рассказать о последствиях такой деятельности.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на необходимость сохранения чистоты водоемов. |
Групповая комната. | |
Понедельник | Формирование представлений об окружающем мире «Подводный мир»,
Художественно-эстетическая деятельность «Аквариум». |
Познакомить детей с обитателями морских глубин, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде.
Закрепление полученных знаний. |
Групповая комната. | |
Вторник | Формирование представлений об окружающем мире «Почему нужно беречь воду»
Ролевая игра [3, 47]. |
Закрепление представлений о значении воды в жизни человека и окружающей среды. | Групповая комната. | |
Среда | Формирование представлений об окружающем мире «Правила поведения на природе»,
Опытно-экспериментальная деятельность «Фильтрование воды» |
Формирование у детей бережного отношения к природе, закрепление правил поведения у озера.
Дать представление детям о возможности очистки загрязненной воды, обратить внимание, на то, что грязная вода может быть опасна для жизни. |
Групповая комната. | |
Четверг | Чтение художественной литературы – экологическая сказка [3, 56].
Художественно-эстетическая деятельность «Водные растения» [3, 35]. Речевое развитие – стихи по мнемотаблице. |
Закрепление представлений о необходимости воды для жизни человека.
Подготовка детей к обучению грамоте. |
Групповая комната. | |
lll | Пятница | Просмотр домашнего задания «Мой эксперимент».
Итоговое мероприятие – создание лэпбука «Дом для Капельки». |
Закрепление полученных знаний и оформление лепбука «Дом для Капельки» | Групповая комната. |
Работа с родителями
Содержание работы | Задачи |
Проведение экспериментального наблюдения в домашних условиях – «Мой эксперимент». | Вовлечение родителей в образовательный процесс, обеспечение системного подхода в работе с детьми. |
Создание мнемотаблицна тему «Вода» | Вовлечение родителей в образовательный процесс, просвещение родителей о методе развития речи и подготовке детей к обучению грамоте. |
Организация предметно-пространственной среды
- Демонстрационный материал «Речные рыбы», «Водные растения»
- Наглядный материал «Круговорот воды в природе»
Приложение 2.
Организация проектной деятельности
- Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий
Введение детей в проблемную ситуацию при помощи игрового персонажа Капельки.
Капелька рассказывает, что она потерялась и никак не может найти свой дом. Ее родной дом – чистая быстрая река.
Педагог предлагает детям, помочь Капельке вернуться домой. А как мы сможем это сделать? Дети предлагают свои варианты поиска информации. Педагог обобщает: мы узнаем больше о воде, если заглянем в ее мир, рассмотрим картинки, посмотрим презентацию, почитаем книги, проведем маленькие опыты, разгадаем загадки и выучим стихи. Вот тогда мы точно сможем помочь нашему новому другу вернуться домой. А для того чтобы нам не запутаться и не заблудиться, мы будем складывать новые знания в волшебную шкатулку. В конце нашего путешествия, мы увидим, в каких местах мы побывали и что нового узнали.
- Практическая деятельность по реализации проекта
- Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о значении воды в жизни человека и окружающей среды. С этой целью дети опытно-экспериментальным методом исследуют воду, узнавая ее свойства и особенности, рассматривают иллюстрации, читают стихи и сказки. Совместно с педагогом разгадывают загадки на данную тему.
Дети совместно с родителями проводят эксперимент в домашних условиях «Мой эксперимент».
Педагог организует просмотр презентации на данную тему: «Мир воды», для того чтобы дать представления о количестве воды на планете, но не вся она используется человеком в бытовых целях; «Подводный мир» — для того чтоб дать представления детям о разнообразии подводных жителей и их особенностях.
- Речевая деятельность.
Проводятся беседы и словесные игры на выбранную тему. Устанавливаются взаимосвязи в природе. Дети совместно с родителями составляют мнемотаблицы на любое стихотворение о воде. С помощью педагога составляют описательные рассказы о значении воды в жизни человека. Разгадывают предложенные им загадки, учат стихи, поют песни.
- Художественно-эстетическая деятельность.
Детям предлагаются различные задания:
- рисование – «Где живет капелька», «Ходит капелька по кругу»;
- аппликации– «Водные растения», «Река», «Аквариум»;
- лепка – «Подводный мир».
- Проведение ролевой игры «Я капелька…»
- Физическая деятельность.
Подвижные игры: «Мы капельки», «Мы – киты…»
Пальчиковые гимнастики: «Водопад», «быстрый ручей».
- Социально-коммуникативная деятельность.
Развитие эмоциональной отзывчивости к природе происходит при непосредственном соприкосновении с действительностью – при помощи опытно-экспериментальной деятельности. Формируются основы безопасного поведения на природе – средствами бесед, чтение художественной литературы, просматривании иллюстраций.
Приложение 3.
Образец составления мнемотаблицы
Если б дали | березе расческу | Изменила б береза прическу |
В речку | как в зеркало, глядя | Расчесала б |
кудрявые пряди | И вошло б у нее в привычку. По утрам | заплетать косичку |
Список литературы
- ФГОС ДО
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. Старшая группа. Ч.2. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 40 с. (24 шт.)
- Рыжова Н. А. «Волшебница вода». – М.: «Линка-пресс», 1997 – 72 с.
- Егоренков Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». – М.: «Аркти», 2000 – 128 с.
- Клепинина З. А. Я И МИР ВОКРУГ. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 1997 – 128 с.
- Колтунова И. Р., Лазарева О. Н., Окружающий мир. Екатеринбург: У-
- Бурдина С. В. «Готов ли ты к школе? Окружающий мир.природа» 2016.
- Городецкая Н., Ефимова В. «Сохраним родную природу». – М.: «Плакат». 1989.