Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Круглова Ольга Александровна, воспитатель, МОУ » Детский сад № 326 Красноармейского района Волгограда», г. Волгоград.
I. Название проекта: « Я живу между Волгой и Доном».
Автор проекта: Круглова Ольга Александровна. МОУ «Детский сад № 326 Красноармейского района Волгограда»
Тип проекта: информационный, долгосрочный, групповой.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствовать более углубленному изучению истории родного района, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;
Формировать у детей умение вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культуре родного края;
Способствовать умению детей использовать различные источники краеведческой информации;
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,
учить мыслить, фантазировать;
Приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.
Проблема: Что мы знаем о районе, в котором мы живём?
Место проведения: МОУ, детский сад№326.
II.Актуальность: Чувство Родины…Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к своим близким людям. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине, месту, где человек родился. В связи с этим огромное значение имеет помочь ребёнку сформировать первичные представления о малой Родине. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного района и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Дошкольный возраст – это период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских
качеств, развивается представление детей о человеке, обществе, культуре. В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды: местные историко – культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.
Очень важно заинтересовать детей, дать им почувствовать сопричастность, любовь к природным и культурным ценностям родного края.
Малой Родиной для наших детей является город Волгоград, Красноармейский район, микрорайон, где расположен детский сад, улицы, на которых они живут. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Этот проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в социальном мире.
III.Содержание: «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
стать подлинным ее патриотом» С.В. Михалков.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления
личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,
развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Этапы работы над проектом:
Длительность работы над проектом — 8 недель.
1 этап – Организационно – диагностический.
Проводился анализ, подбор литературы и материала; анкетирование детей и родителей.
2 этап – методически – практический.
Разработка перспективного плана; проведение мероприятий по ознакомлению дошкольников с районом, в котором мы живём.
3 этап – заключительный. Презентация проекта.
Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии своего района, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан, предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном районе (приложение № 1).
В ходе обследования было выявлено, что 36 % детей имеют достаточно скудные представления о родном районе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 39% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни района. И только 25% смогли рассказать, что им нравится в родном районе, но их отношения были ещё неосознанны. Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления
заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по
отношению к своему району было проведено анкетирование родителей
Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Была дана консультация «Ознакомление старших дошкольников с родным районом» и разработаны маршруты выходного дня « Музей – заповедник Старая Сарепта» и « По местам боевой славы» . Таким образом, мною была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному району, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.
Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены разделы работы.
1раздел: Знакомство с улицей, на которой я живу.
2 раздел: История нашего района, его достопримечательности, промышленность района.
3раздел: Волга – Донской судоходный канал.
4раздел: Музей – заповедник «Старая Сарепта».
Для работы над проектом совместно с родителями и при участии детей был разработан перспективный план.
Перспективный план по работе над проектом «Я живу между Волгой и Доном»
Разделы Срок Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Продукт детской деятельности
Улица, на которой я живу С 07.10-18.10.
2013г. Беседа «Улица, на которой стоит детский сад».
Экскурсия по улице им. композитора Танеева Рисунки, фото, составление рассказов об улице, на которой они живут. Альбом «Улица, на которой я живу».
История района
С 21.10-
01-11.
2013г. Рассматривание иллюстраций о прошлом и настоящим нашего района.
Просмотр презентации «Город на канале»
Чтение литературных произведений о районе.
Интерактивная лекция сотрудника музея « Старая Сарепта»- « Герои легендарного Сталинграда»
Маршрут выходного дня
«По местам боевой славы»
Экскурсии с детьми по району.
Беседы о предприятиях района, на которых работают родители. Выставка рисунков
«Наш район глазами детей»
Волго – Донской судоходный канал С 04.11-
15.11.
2013г. Беседа «Как строился канал».
НОД« Ворота пяти морей»
Конструирование «Первый шлюз» Посещение музея «Волга – Донской канал»
Прогулки по набережной канала. Макет «Первый шлюз»
Музей – заповедник «Старая Сарепта» С 18.11-
28.11.
2013г. Фото экскурсия « Музей – заповедник « Старая Сарепта»
НОД « Чудеса истории» Маршрут выходного дня
«Музей – заповедник «Старая Сарепта»
Посещение выставки «Маленький принц» в музее «Старая Сарепта» Макет «Обелиск»
Анкетирование детей и родителей, консультирование родителей – с 01.10 по 04.10.2013г.
Защита проекта: семейная викторина «Любимый мой, Красноармейск» — 29.11.2013г.
Реализация проекта проходила через все виды детской деятельности. Для успешной реализации проекта в группе была создана предметно – развивающая среда, включающая в себя книги, альбомы, атласы, буклеты об исторических памятниках района, мультимедиа, позволяющие детям активно приобщаться к истории нашего района.
Во время реализации первого раздела дети познакомились с улицей, на которой стоит детский сад. Для этого была проведена беседа «Улица, на которой стоит детский сад»; экскурсия по улице им. композитора Танеева, где дети познакомились с социальными объектами, расположенными на этой улице, полюбовались детскими площадками. Совместно с родителями они нарисовали свою улицу, на которой они живут и составили небольшие рассказы о своей улице. Итогом стал альбом «Улица, на которой я живу»
Реализовывая второй раздел, дети познакомились с историей района, его достопримечательностями, промышленностью. Презентация «Город на канале». Прослушали интерактивную лекцию сотрудника музея «Легендарные герои Сталинграда», в которой рассказали о защите южных границ нашего города.
Дети принимали участие в районных конкурсах рисунка «Мой любимый район», а также организовывали выставку рисунков в группе «Наш район глазами детей
Работая над третьим разделом, познакомились с историей строительства канала в беседе «Как строился канал»; в НОД «Ворота пяти морей» ближе познакомились с Волга – Донским судоходным каналом. В НОД по конструированию «Первый шлюз» дети свои знания воплотили в конструктивной деятельности. Завершился этот раздел изготовлением макета «Арка Волга – Донского канала». Реализовывая четвёртый раздел совершили фотоэкскурсию по «Старой Сарепте» ;познакомились с музеем — заповедником «Старая – Сарепта» в НОД « Чудеса истории» побывали на экскурсии вместе с родителями в музее – заповеднике « Старая Сарепта» на выставке кукол «Маленький принц». В заключении этого этапа было создание макета «Обелиск»
Итогом проекта стала детско – родительская викторина «Любимый мой, Красноармейск», где дети с помощью родителей показали знания о своём районе.
IV.Результативность проекта.
С целью выявления результативностипроведенной мною работы по воспитанию любви к своей малой Родине были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном районе. 90% детей твердо знают название района, в котором живут. Об истории нашего района имеют точные знания 85% детей, 98% детей имеют представление о названии улиц района, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. О главных промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошее знание 64% детей, 36% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с достопримечательностями нашего города могут 81% детей, 19% — немного в это затрудняются. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем районе, видели его красоту и богатство своими глазами. В своей работе я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному району, попыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике. Анкетирование родителей подтвердило эффективность моей работы. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном районе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей района.
Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась
положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине.
Литература:
1. «Воспитание маленького Волжанина» Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет / под редакцией Е.С. Евдокимовой.- Москва, 2012г.
2. Е.С. Евдокимова, Ю.В. Езубова, Н.В. Додокина, И.В. Сластёнова. Игры детей Поволжья: традиции и современность.- Волгоград – Саратов: ЦОП, 2004.
3. Л.В.Лосева, М.В. Корепанова, А.М.Яценко. Моя Родина – Волгоград- Волгоград, 2002.
4. «Любимый наш Красноармейск» Сборник материалов по итогам конкурса. Волгоград, 2008г.
5. Старая Сарепта. Брошюра. Перевод частного лица. 2002г.
6.Интернет ресурсы:images.yandex.ru›; club-hotels.ru›hotel-otzyvy…staraia-sarepta…foto…