Формирование нравственно-патриотического воспитание у детей
Автор: воспитатель Ткаченко Надежда Викторовна.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 466 комбинированного вида» Новосибирск.
Формирование нравственно-патриотического воспитание у детей дошкольного возраста, через фольклор.
Файл:Статья
Формирование нравственно-патриотического воспитание у детей дошкольного возраста, через фольклор.
В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
К.Д.Ушинский
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое.Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Актуальность темы.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно — прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.Выставка «Русская изба» — это постоянно действующая экспозиция. Здесь представлены предметы быта, старинная утварь, мебель. Это самая обширная выставка.
Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздников, изготовлению пособий.
Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:
метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод;
метод моделирования,
социоигровые технологии,
игровой метод,
метод практических действий,
наглядный.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности .В народных фольклорных жанрах сохранились особенные индивидуальные черты русского народа, присущие ему нравственные ценности, а также представления о добре и зле, храбрости, трудолюбии, верности, красоте. Открывая детям народное творчество с его прибаутками, загадками, сказками, пословицами и поговорками воспитатель тем самым приобщает их к нравственно-эстетическим ценностям. В русско-народном фольклоре особым образом сочетаются слова, напевность, музыкальный ритм. Потешки и прибаутки звучат ласковым говором, отражая нежность, заботу, веру в благополучное будущее. Пословицы и поговорки несут в себе мудрость поколений, отражая жизненные позиции, при этом восхваляются положительные качества людей и указываются недостатки.. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки — потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.В русском фольклоре ярко проявляется единство Русской земли. В сказках, былинах мы видим образ Матушки-земли, что способствует появлению у дошкольников любви к своей родной земле, к своей Родине. В русско-народном творчестве мы видим проявление основной особенности нации – общности. Например, по всей России распространены одни и те же сказки и былины, это развивает очень важное для ребенка чувство единства. Русско-народный фольклор глубоко патриотичен. Русь практически постоянно подвергалась нападениям других народов: татаро-монголов, французов и т.д. При этом все это отражалось в народном творчестве, формируя национальное сознание и патриотическую гордость. «Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю.
Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями), который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем, организуем выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».
На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…»
В дошкольном возрасте восприятие основывается на эмоциональном отклике, а значит, что патриотизм у дошкольника проявляется в чувстве восхищения страной, и главной задачей воспитателя при ознакомлении детей со своей малой Родиной и в целом Россией становится раскрытие именно этих чувств. Патриотическое чувство всецело связано с чувством единения со своим народом, с чувством причастности к нему, привязанности к своей Родине, со стремлением сохранять, уважать и преумножать культурные ценности и традиции своего народа. Поэтому необходимо организовывать и проводить фольклорные праздники, при этом целенаправленно акцентируя внимание детей на фольклорных традициях русского народа для понимания и осознания детьми этих особенностей.
Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки — русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); Разработаны консультации для родителей: «Роль народного — прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания».
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре».Родители принимают участие в организации «Минимузеев». Изготовляют своими руками игрушки, костюмы, кокошники.Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Семейный музей» и др.
Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуре рекомендуется осуществлять через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь), и в конце года (май).
Педагоги участвовали в организации выставок детских работ, ярмарок и мини музеев в ДОУ.
В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.
Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина!
Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуре рекомендуется осуществлять через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь), и в конце года (май).