Свидетельство о публикации № СВ/0133
Максишкина Ольга Владимировна, учитель, МБОУ «Школа № 54», г. Казань
Ссылка на файл: «Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО».
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно – исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений в Российской школе. Как реализует педагог нововведения? Что он делает в школе, чтобы достичь результатов?
Современная ситуация, которая сложилась в сфере образования, характеризуется направленностью на свободный выбор учеником путей образовательного маршрута, распространением педагогической поддержки и созданием других условий, способствующих самореализации школьников. И все это напрямую зависит от профессионально-педагогической подготовки учителя, уровня его квалификации, и, конечно, от личностных качеств преподавателя, которые являются важным фактором в обучении и в формировании личности учащихся.
Каким должен быть учитель 21 века? Каковы его основные черты, развитию которых должны способствовать реформы педагогического образования, инновационные процессы, происходящие в учебных заведениях?
Учителю 21 века придется решать новые педагогические задачи. Ему предстоит существенно влиять на отношение ребенка к окружающему миру, людям, себе, содействовать развитию у него способностей и желания решать проблемы, с которыми он встречается сегодня, и с которыми ему придется встретиться завтра. И все это учитель должен донести до учащегося с помощью своих личностных качеств и профессионального мастерства.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Говорят, что педагог должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Ведь профессия учителя относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Поэтому, педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Суммируя требования к труду и личности учителя, предъ¬являемые условиями развития общества на современном эта¬пе, их можно представить следующим образом: высокая куль¬тура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чув¬ство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация инди-видуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудни¬чеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высо¬кий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требователь¬ность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.
Уже сама личность педагога, его пример могут оказать сильнейшее воздействие на формирование духовного мира ребенка, и то каким будет новое поколение, во многом зависит от профессионально-личностных качеств и особенностей учителя. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное- это ее направленность.
Следовательно, влияние учителя тем сильнее, чем самобытнее его личность. Прежде всего, это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому человеку того, чего ты не имеешь сам. Значит, чтобы учить и воспитывать других, в первую очередь, надо быть воспитанным и образованным самому. Необходимо, чтобы кругозор учителя пополнялся, а не ограничивался одной школьной программой. Ведь индивидуальность учителя главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, выдумкой, заинтересованностью, творчеством, он мотивирует учеников, пробуждает у них интерес к делу. Поэтому многие педагоги утверждают, что становление учителя — это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уж как предметника.
Таким образом, все вышеперечисленные качества являются основными признаками индивидуального стиля педагогической деятельности и в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которых, каждый хороший преподаватель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Но помимо личностных качеств преподавателя, ведущим аспектом является уровень его профессионализма.