Технологическая карта занятия
Автор: преподаватель педагогики Попова Александра Титовна.
Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева» город Якутск.
Технологическая карта занятия по теме «Формы, методы, средства обучения – Алгоритм проведения целевого анализа.»
Файл:Технологическая карта занятия
Дисциплина: Педагогика
Группа: АФК 14
Первый семестр 2016 г.
Тема занятия: Формы, методы, средства обучения – Алгоритм проведения целевого анализа.
Тип занятия:
— урок по первоначальному формированию умений и навыков (по Махмутову М.И.).
Вид занятия:
Практическое занятие.
Ø Формируемые компетенции: содержание занятия направлено на формирование следующих компетенций –
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде.
ПК 1.5.Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия.
Ø Цели занятия:
Учебные — Выявление знаний обучающихся по теме «Принципы, формы, методы, средства обучения», умения работать с видеоматериалом по проведению целевого анализа.
Развивающие— Формирование умения обобщать полученные знания, проводить анализ практического материала и делать необходимые выводы по проведению целевого анализа.
Воспитательные— воспитание интереса к своей будущей профессии, овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной Де по проведению целевого анализа, воспитание активности в групповой работе .
Обучающийся
должен знать принципы, формы, методы, средства обучения, их педагогические возможности и условия применения;
Должен уметь давать краткую характеристику целям, задачам, этапа урока/ занятия, давать характеристику анализируемой формы (принципы, средства или метода обучения) в рамках целевого анализа урока.
Ø Мотивация (актуальность темы)- Подготовка к изучению алгоритма проведения дидактического анализа урока, подготовка к планированию урока.
Ø Образовательная технология: кейс – метод.
Ø Продолжительность занятия – 1.30
Ø Место проведения- 209 ауд. УК 2
Образовательная технология : кейс – технология по структуре модели организации совместной Де автора
Г.Н. Прозументовой
Ø Оснащение занятия (средства обучения):
Учебник – «Педагогика » автор Г.М.Коджаспирова,учебно- методическое пособие «Технология разработки конспекта урока физкультуры» авторы Г.Б.Северухин и др.
ТСО – аудиовизуальные – устройство : проектор, дидактическое обеспечение : видео урока физической культуры в 4 классе.
Средства наглядности : Наглядность изобразительная , образная , словесная – дидактические материалы : опорные сигналы, карты деятельности карты Де групп, примеры конспектов занятий , рефлексивные карты Де групп.
Вспомогательные средства обучения” магнитная доска,, фломастеры, цветные вырезные бумажные фишки в виде круга , колокольчик.
Ø Межпредметные связи – психология, психология общения, физическая культура, частные методики АФК, теория организации АФК.
План – хронокарта занятия
Этапы занятия | Содержание занятия | время |
Этап погружения в совместную деятельность | Мотивация к предстоящей практической деятельности. Актуализация опорных знаний студентов. Выход на тему занятия. Постановка проблемы для решения в совместной Де. | 15 мин. |
Этап организации совместной деятельности | Выполнение образовательного кейса «Целевой анализ урока по аспекту «принципы — формы – методы – средства обучения»»- на основе анализа видеоурока физической культуры в 4 классе | 55 мин. |
Этап анализа и рефлексии совместной деятельности | Рефлексия деятельности — подведение итогов занятия (анализ эффективности организации занятия)
Выявление проблем организации совместной Де. Постановка задач для дальнейшей Де. |
20 мин. |
Ход занятия
Дидактическая структура (этапы занятия) |
Действия преподавателя |
Действия обучающихся |
Содержание этапа | Методы обучения (по И.Я.Лернеру М.Н.Скаткин ) |
Формы организации деятельности обучающихся, средства обучения |
Направленность на формируемые компетенции |
Этап погружения в совместную деятельность-
15 мин. Задача — формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. |
Приветствие — Здравствуйте ! Сегодня у нас практическое занятие . Вы заранее получили кейс в котором должны были поработать с вопросами просмотрев видеоурок физической культуры в 4 классе педагога Шишаева Александра Сергеевича. Мы будем работать в малых группах . Я вижу вы уже по желанию сели по группам . Сразупожвыбирете спикеров — Выбранные спикеры представьтесь пож. .
Давайте в начале занятия договоримся о нормах и правилах поведения при совместной работе . Правила работы в группе и при обсуждении 1.Внимательно слушаем выступления от групп, уважаем различные мнения , четко и ясно высказываем свою точку зрения. 2.Строим доброжелательные отношения и командный дух в группе , в коллективе. 3.Внимательно знакомимся с заданиями. Распределяем задания внутри группы при этом сразу выбираем «спикера » группы который будет представлять мнение группы , результат совместной работы группы. 4.Выполняем задания и обсуждаем результаты работы в группе. 5.Готовимся представлять результат работы группы (выступление спикера ). В конце занятия оцениваем свою работу – в коллективной рефлексии (Общий вывод о работе группы), в индивидуальной рефлексивной карте. Чтобы быть более организованными у меня будет в руках колокольчик – и когда он звонит мы начинаем работу в группах и потом заканчиваем работать . А как вы думаете по каким критериям мы будем оценивать свою работу ? Чтоб у нас все получилось нам надо быть какими ? – активными . Первый критерий – активность – чтоб увидеть вашу активность я раздам вам вот такие разноцветные кружки – фишки — мячики в тему анализируемого урока по теме «Баскетбол». У каждой группы свой цвет. Второй критерий – продуктивность (результативность) Третий критерий – удовлетворенность работы в групп. А сейчас вернемся к нашему кейсу – (смотрят в ноутбуках )Как вы думаете с чем связаны эти вопросы? Да верно с уроком с его наблюдением и анализом. Урок можно анализировать с разных сторон. С каких? – с педагогической точки зрения – педагогический анализ . В прош году на практике мы наблюдали уроки с какой стороны ? – с точки зрения санитарно- гигиенических норм – Еще? – психологический анализ урока – аспектный – системный – А если мы рассматриваем только формы методы средства как может называться такой анализ – анализ с определенной целью? – целевой анализ . Целевой анализ урока направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик — технологий обучения, в том числе и разработанных самим учителем. Тогда давайте вместе сформулируем задачу над которй будем работать . Все таки наверно надо уточнить конкретно что входит в целевой анализ – как его проводить – т.е. выявить алгоритм проведения целевого анализа. — первое — определить основные компоненты целевого анализа. И второе — практически провести целевой анализ конкретного урока. Сначала все вместе попробуем определим компоненты целевого анализа Работаем фронтально – работаем с цветными фишками Итак начнем 1.Как вы думаете что входит в целевой анализ? Если вы хотите сказать сразу поднимаете цветную фишку своей группы. Первый компонент — Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока. Какой второй компонент целевого анализа? Общая характеристика использованных методов – форм – средств Третий компонент- адекватность использованных методов и форм средств целям урока адекватность использованных методов и форм средств этапу урока Есть еще один важный компонент целевого анализа урока. Как вы думаете что это? — учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения. Молодцы !Значит мы выявили следующий алгоритм проведения целевого анализа: цель целевого анализа – выявление мастерства педагога в использовании выбранных методов форм средств на уроке. 1.дать общую характеристику урока: цели, задачи, этапы урока. 2.дать характеристику использованных методов – форм – средств 3.выявить адекватность использованных методов форм средств целям урока 4.определить как педагог учитывал индивидуальные и возрастные особенности учащихся, как адаптировал методы и формы |
обсуждают критерии работы Дают свои примерные ответы |
В каждой группеВ начале занятия проявляется знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении
выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение группы перед всеми. Принятие норм и правил совместной работы. Выход на тему занятия. Постановка учебной задачи. Определение алгоритма проведения целевого анализа в совместной работе |
Репродуктивный
Частично- поисковый |
Фронтальная
Опорная схема на слайде с правилами Маленькая магнитная доска – запись на доске Фронтальная Маленькая магнитная доска – запись на доске |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Этап организации совместной деятельности
— 55 мин. Задача — организация деятельности по решению проблемы |
А сейчас давайте попробуем проверить этот алгоритм на практическом материале.
Первый шаг 1.дать общую характеристику урока: цели, задачи, этапы урока.
Мы просмотрели видеоурок но к сожаленью у нас нет развернутого плана конспекта с целями и задачами . Нам придется самим определить задачи урока. Но до этого мы должны определиться с этапами урока. (РАБОТАЕМ С ЦВЕТНЫМИ ФИШКАМИ) Тема урока? Скажите сколько частей в анализируемом уроке? Какие они? Где заканчивается вводная часть? Cкакого момента начинается основная частьи где она заканчивается? Cкакого момента начинается заключительная часть урока? Как вы думаете какая задача ставилась педагогом во вводной части урока? Какая задача была поставлена им в заключительной части урока? Молодцы – баллы активности у групп растут. Давайте попробуем определить цели анализируемого урока Триединая цель урока – образовательная – воспитательная – развивающая (развивающая оздоровительная) Сейчас попробуйте самостоятельно определить цели урока, как вы думаете в какой части урока они в основном будут реализовываться? Конечно – в основной.Кто – нибудь сделал хронометраж урока при просмотре? Сколько минут шла основная часть? Сейчас работаем в группах – Задание 1 – Определить три основные цели – Образовательную — 1 Оздоровительную (развивающую) – 2 Воспитательную- 3 Я раздам вам карте Де групп – время подготовки 5 мин. – потом выступление спикеров от групп. Каждой группе я даю бумаги белые формат А4 — напишите на листках цифру 1 – — образовательные задачи — Цифру 2 – оздоровительные (развивающие)Цифру 3 – воспитательные задачи. Выступления групп от 1 до 2 мин. Итак первая группа – ваши результаты Вторая группа Третья группа Четвертая группа Второй шаг 2. дать характеристику использованных методов – форм – средств. Вы дома заполнили таблицу по определению методов и форм обучения на каждом этапе данного урока. Работаем с цветными фишками –методы использованные на подготовительном этапе ? на основном этапе? на заключительном этапе? скажите какие формы использовались на подготовительном этапе? на основном этапе? на заключительном этапе? Третий шаг 3. выявить адекватность использованных методов форм этапам урока, целям (задачам) урока Задание 2 – ваша задача еще раз проанализировать использованные учителем методы а и формы с точки зрения адекватности задачам которые мы с вами определили. Так как время ограничено – мы разделимся – здесь 4 задания – спикеры групп подойдите – выберите, чем будет заниматься ваша группа. – задания подготовительная часть и заключительная часть урока – адекватность использованных методов и форм задачам этапов основная часть урока – адекватность использованных методов и форм образовательной задаче основная часть урока – адекватность использованных методов и форм оздоровительной задаче основная часть урока – адекватность использованных методов и форм воспитательной задаче Время обсуждения в группах – 7 минут- затем выступления -1-2 мин 4 шаг —определить как педагог учитывал индивидуальные и возрастные особенности учащихся , как адаптировал методы и формы Можете вы мне привести примеры как учитель учитывал это? Мы с вами разобрали основные компоненты целевого анализа урока . |
Отвечают на вопросы преподавателя |
Деятельность организуется в малых группах (по 4-5 чел.), для коллективной подготовки ответов по заданиям.
Студенты работают в группах – цель – определить задачи урока |
Частично- поисковый | Групповая Коллективная
ВИДЕОМАТЕРИАЛ УРОКА Фронтальная Групповая раздаточный материал – примеры постановки частных задач (методические разработки методистов Удмуртского государственного университета) |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде. ПК 1.5. Анализировать учебные занятия, внеурочные мероприятия. |
Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. — 20 мин. Задача — Подведение итогов по результатам работы с кейсом. Анализ эффективности организации занятия. |
А сейчас проведите обсуждение результатов работы в группе и заполните индивидуальные карты рефлексии. Результаты групповой работы спикеры представят перед всеми. Слушаем заключительные выступления спикеров групп по результатам работы в группе. Мы с вами сегодня практиковались в проведении целевого анализа урока по таким аспектам как принципы – методы- формы – средства. Что нам в этом помогло? –Теоретические знания. Мы сегодня постарались связать теорию с практикой и как видите это достаточно сложно. Как вы думаете в чем проделанная нами сегодня совместная работа поможет в будущем ? Тот опыт который мы получили сегодня поможет нам в чем? — при организации других видов анализа — при планировании уроков — при самоанализе уроков. И если вы были внимательны то наверно заметили что этот урок построен не так как традиционный урок. Что в нем нового? – урок ФГОС (4 класс) Значит уже учителем должна составляться технологическая карта урока и в ней будет еще одна важная позиция – планируемые результаты. Об особенностях деятельностного урока мы будем более подробно говорить на будущих занятиях. Благодарю вас за активную плодотворную работу и по итогам нашего занятия самой активной стала группа(подгруппа набравшая больше фишек) |
на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы.
Соотнесение теоретических и практических знаний. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем Повышение уровня профессиональной компетентности |
Частично- поисковый |
Групповая Индивидуальная Рефлексивные карты |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 6. Работать в коллективе и команде. |
Выполните задания кейса (в рамках предварительной самостоятельной работы)
- Просмотрите видеоматериал по обучению баскетболу учащихся 4 класса
И постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Какова образовательная цель учителя на данном уроке физкультуры?
Из скольких частей – этапов состоит урок?
Где заканчивается подготовительная часть урока и начинается основная?
Где начинается заключительная часть урока?
Каковы задачи на каждом этапе?
- Определите методы и формы обучения на каждом этапе . Заполните следующую таблицу:
Этапы урока | Методы | Формы |
- Как учитель учитывал индивидуальные и возрастные особенности учащихся ?
Карта деятельности группы
Правила работы в группе и при обсуждении
- Внимательно слушаем выступления от групп, уважаем различные мнения , четко и ясно высказываем свою точку зрения.
- Строим доброжелательные отношения и командный дух в группе , в коллективе.
- Внимательно знакомимся с заданиями. Распределяем задания внутри группы при этом сразу выбираем «спикера » группы который будет представлять мнение группы , результат совместной работы группы.
- Выполняем задания и обсуждаем результаты работы в группе.
- Готовимся представлять результат работы группы (выступление спикера ).
В конце занятия оцениваем свою работу – в коллективной рефлексии (Общий вывод о работе группы), в индивидуальной рефлексивной карте.
Задание 1 – Используйте раздаточный материал Примеры постановки частных задач обсудите и определите три основные цели –
Образовательную — 1
Оздоровительную (развивающую) – 2
Воспитательную- 3
Время подготовки 5 мин. – потом выступление спикеров от групп.
Вам даны бумаги белые формат А4 — напишите на листках фломастерами красивым четким почерком задачи
Там где указана цифра 1 – — образовательные задачи –
Цифра 2 – оздоровительные (развивающие)
Цифру 3 – воспитательные задачи .
Выступления групп от 1 до 2 мин. – спикер выходит к доске – выступает и вешает на доску с помощью магнита . Сначала обсуждаем 1 задачу – общий вывод –потом вторую – вывод- третью – вывод
Задание 2 —
Вы получите задание с целью определить на сколько адекватно использовались учителем выбранные им методы и формы на разных частях (этапах урока) .
Ваша задача – 1. В соответствии с заданием сначала еще раз посмотреть выделенные совместно методы и формы и посмотреть содержание задания.-
Может быть два задания–
- определить адекватностьиспользованных методов и форм задачам этапов
- определить адекватностьиспользованных методов и форм целям – задачам урока (образовательной- оздоровительной — воспитательной)
Будьте внимательны – После обсуждения спикер группы представляет общее мнение группы.