Социальный проект Театральная мастерская
Автор: специалист по комплексной реабилитации Иванова Елена Николаевна.
ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат» город Волжский, Волгоградская область.
Социальный проект «Театральная мастерская»
Проект «Театральная мастерская» предполагает внедрение технологии педагогической коррекции средствами театральной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями в условиях стационарных учреждений. Данная технология может быть внедрена в практику организации процесса социально-психологической, социально — педагогической реабилитации людей с ментальными особенностями в общественных организациях инвалидов, лечебных и образовательных учреждениях, специальных учреждениях интернатного типа, работающих с данной категорией граждан.
Файл:Социальный проект
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ
СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ
«ВОЛЖСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Психосоциальная реабилитация граждан с ментальными особенностями, проживающими в стационарных учреждениях, средствами театральной деятельности
«Театральная мастерская»
Сроки реализации проекта:
Содержание проекта
- Содержание проблемы.
- Цели и задачи проекта.
- Характеристика целевой группы.
- Описание основных мероприятий, этапов и сроков реализации проекта.
- Механизм реализации проекта.
- Ресурсное обеспечение проекта: кадровое обеспечение и техническое обеспечение.
- Мультипликативность проекта.
- Механизм управления проектом и контроль за ходом его реализации.
- Целевые показатели проекта, критерии оценки проекта.
- Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Бюджет проекта.
- Мероприятия, реализуемые в проекте (Приложение № 1).
- Финансово – экономическое обоснование мероприятий проекта (за счет средств гранта) (Приложение №2).
- Схема управления проектом ((Приложение № 3).
Содержание проблемы
Во всем мире происходит рост числа психически больных людей. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности. В России показатели хуже, чем среднемировые. Если в мире около 15% нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%. Эксперты отмечают: по сравнению с 90-ми количество клиентов психиатрических клиник в России увеличилось почти в два раза. Повышение числа психически больных людей неизбежно сказывается на экономике страны. Рост психологических расстройств напрямую связан с увеличением числа инвалидов и людей, неспособных заниматься трудовой деятельностью. По сводным данным департамента социальной защиты города Москвы и Министерства труда и соцзащиты России, в 2013 году в российских ПНИ находилось 146 тысяч человек. В 35 % случаев пациенты поступают в психоневрологические интернаты из детских домов-интернатов для детей с умственными дефектами развития, в 20 % случаев — из семей, в 40,7 % случаев — из психиатрических больниц. Согласно данным на 2014 год, более половины всех пациентов психоневрологических интернатов (68,9 %) составляли лица со снижением интеллекта: умственной отсталостью и различного вида деменциями.
В данной ситуации свою значимость и актуальность в современном обществе приобретают проблемы реабилитации и интеграции граждан с ментальными особенностями в общество, в связи, с чем повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одной медицинской модели психических расстройств означает лишь одностороннюю оценку явления. Постепенно эта модель уступила место более свободному подходу к проблеме, который включает психосоциальную ориентацию. Наряду с фармакологическим лечением психических расстройств особая роль в настоящее время отводится психокоррекционной и социальной работе с пациентом, что снижает риск рецидива заболевания и существенно влияет на его качество жизни. Эффективная психосоциальная реабилитация определена ВОЗ как «…процесс, который открывает людям, страдающим психическими расстройствами, возможность достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в сообществе. Она подразумевает как повышение компетентности, так и изменение окружающей их социальной среды с тем, чтобы они могли достичь того максимального качества жизни, которое возможно для людей с ментальными особенностями или нарушениями психической деятельности».
Для большинства граждан с ментальными особенностями характерен дефицит социальных навыков, и, в первую очередь, коммуникативных навыков, существующий либо изначально, либо вследствие длительной госпитализации.
Проблема изучения общения, его функций, индивидуальных и возрастных особенностей, механизмов протекания и изменения, восходит к древнейшим эпохам, когда мыслители пытались философски определить важность категории общения в развитии личности. Отечественными психологами, Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В. М. Мясищевым, общение рассматривалось как важное условие психического развития человека, его социализации в обществе, индивидуализации, формирования личности. Практически все исследователи говорят о развитии коммуникативных навыков личности как основном условии существования человека. Вопрос развития коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями, имеющих различный опыт проживания с инвалидностью, является достаточно актуальным. Коммуникативные барьеры, характерные для инвалидов, являются следствием физических ограничений, эмоциональной защитной самоизоляции, выпадения из трудового коллектива, дефицита необходимой информации и мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая поле их личностной самореализации и социализации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее актуальных задач.
Снижение уровня социального функционирования психически больных, в первую очередь больных шизофренией, во многом обусловлено так называемым социально-когнитивным дефектом, включающим недостаточную способность к эмоциональному и вербальному самовыражению и тонкой оценке ситуации, трудности коммуникации.
Психосоциальная работа, направленная на стимулирование личной творческой активности, самовыражения, навыков общения, в последние годы все более активно включается в программы реабилитации граждан с метальными особенностями. Для решения данной цели большое значение приобретает театральная деятельность, способная развить у больного утраченные навыки и активизировать компенсаторные механизмы. Изолированность от общества, возникающая в результате инвалидности, вызывает у людей с ментальными особенностями затруднения в овладении коммуникативными навыками. Занятия театральной деятельностью способствуют преодолению этих затруднений.
Театр — это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, пробудит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Средства театрального искусства такие как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомят с содержанием определенных литературных произведений, но и учат воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями произведения, способствуют получению опыта проживания социальных ролей, одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона и развитию коммуникативных навыков.
Театр — симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь гражданам, страдающим хроническими психическими заболеваниями, раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь их добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры пациенты и работники взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях граждане с ментальными особенностями знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актерского мастерства.
Театральная деятельность позволяет сделать адекватной самооценку личности, расширить репертуар межличностных ролей, избавиться от навязчивого однообразия, сделаться более свободным, изобретательным в межличностных контактах. Коррекционные возможности театра связаны с предоставлением людям с ментальными особенностями практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, утверждением и познанием своего «Я». Участие в театральной деятельности облегчает процесс коммуникации и установления отношений с другими. Театральная деятельность позволяет «прожить» людям с ментальными особенностями разные социальные роли, эмоции, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли.
Проект предполагает внедрение технологии педагогической коррекции средствами театральной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями в условиях стационарных учреждений. Данная технология может быть внедрена в практику организации процесса социально-психологической реабилитации людей с ментальными особенностями в общественных организациях инвалидов, лечебных и образовательных учреждениях, специальных учреждениях интернатного типа, работающих с данной категорией граждан.
Новизна проекта заключается в том, что в нем уточнено понятие «коммуникативные навыки»; выявлены психолого-педагогические возможности театральной деятельности для развития коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями; определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями средствами театральной деятельности; предполагается определение динамики развития коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями в ходе театральной деятельности.
Проект «Театральная мастерская» предлагает инновационный подход к решению проблемы социальной изоляции и интеграции граждан с ментальными особенностями.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Развитие коммуникативных навыков у людей с ментальными особенностями, проживающими в стационарных учреждениях, средствами театральной деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить граждан с ментальными особенностями с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- Развить коммуникативные навыки и повысить уровень коммуникативных связей у граждан с ментальными особенностями;
- Привить навыки социального поведения в заданных условиях, способствовать проживанию социальных ролей;
- Воспитать творческую активность, уважение к творчеству других;
- Формировать навыки работы в команде;
- Способствовать обобщению, распространению опыта работы с гражданами с ментальными особенностями среди специалистов системы социального обслуживания населения Волгоградской области.
Характеристика целевой группы
Первичная целевая группа:
- получатели социальных услуг социо – реабилитационного отделения, имеющие средний и высокий реабилитационный потенциал и возраст от 18 до 35 лет, ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат» — 20 человек;
- получатели социальных услуг отделения «Милосердие», имеющие низкий реабилитационный потенциал и возраст от 18 до 35 лет, ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат» — 5 человек.
Вторичная целевая группа:
- Специалисты, участвующие в мероприятиях Проекта (входящие в состав целевой группы Проекта) — 7 человек;
- Волонтеры, которые будут оказывать практическую помощь в решении задач Проекта –6 человек.
Описание основных мероприятий, этапов
и сроков реализации проекта
Проект предусматривает реализацию 3-х модулей:
1 модуль:
- Осуществление взаимодействия с Волгоградским государственным институтом искусств и культуры по использованию методов театральной деятельности в работе с гражданами с ментальными особенностями и проведению обучающих мастер – классов для специалистов и получателей социальных услуг ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат».
2 модуль:
- Реализация специалистами и волонтерами методов театральной деятельности в работе с гражданами с ментальными особенностями в условиях ГБССУ СО «Волжский психоневрологический интернат»;
3 модуль:
- Разработка технологии педагогической коррекции средствами театральной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями в условиях стационарных учреждений.
- Распространение научно-практического опыта применения технологии педагогической коррекции средствами театральной деятельности:
- проведения круглых столов;
- информационно-методических публикаций.
Реализация данных модулей предусматривает 3 этапа:
I этап – Подготовительный (организационно-методический).
- Создание рабочей группы для работы по реализации Проекта.
Проведение рабочей встречи инициативной группы Проекта: специалисты «Волжского психоневрологического интерната», студенты и преподаватели Волгоградского государственного социального педагогического университета, студенты и преподаватели Волгоградского государственного института искусств и культуры с целью осуществления взаимодействия в ходе реализации Проекта;
- Заключение договоров о сотрудничестве с целью организации совместных мероприятий;
- Проведение первичного диагностического исследования с участниками первичной целевой группы, с целью оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у участников;
- Разработка плана групповых реабилитационных занятий с использованием средств театральной деятельности для получателей социальных услуг ГБССУ СО «Волжский психоневрологический интернат»;
- Осуществление взаимодействия с Волгоградским государственным институтом искусств и культуры по использованию различных форм организации театральной деятельности в работе с гражданами, страдающими психическими расстройствами и проведению обучающих мастер — классов;
- Организация взаимодействия со СМИ, информирование населения о начале реализации Проекта, привлечение добровольцев из числа студентов для реализации Проекта.
II этап – Основной (технологический).
На данном этапе осуществляется реализация основных мероприятий 2-го модуля проекта.
- Реализация специалистами и волонтерами с участниками целевой группы мероприятий с применением театра в условиях ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат»;
- Проведение выездных мероприятий;
- Информирование населения о ходе реализации Проекта посредством СМИ.
III этап – заключительный (информационно-методический).
На данном этапе осуществляется реализация основных мероприятий 3-го модуля проекта:
- Проведение итогового мероприятия с участниками Проекта;
- Проведение итогового диагностического исследования с целью выявления эффективности Проекта;
- Организация и проведение итогового семинара по итогам реализации Проекта с участием специалистов учреждений социального обслуживания, культуры;
- Обобщение и систематизация наработанных форм и методов работы в рамках реализации Проекта;
- Разработка технологии педагогической коррекции средствами театральной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями в условиях стационарных учреждений;
- Подготовка материалов для СМИ, методических публикаций.
Проект предусматривает различные формы работы с гражданами с ментальными особенностями:
- Индивидуальные формы – это занятия для отработки дикции, мезансцены и др.
- Групповые формы – это театральные мастерские, мастер-классы, игры, праздники, занятия направленные на малую группу;
- Массовые формы – это праздники, торжественные мероприятия.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры;
- викторины;
- беседы;
- экскурсии в театр и музеи;
- спектакли.
Формой подведения итогов считается выступление на праздниках, торжественных мероприятиях, показ мини-спектаклей с пальчиковыми куклами.
Занятия в «Театральной мастерской» состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, тематических бесед. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства, заучивание текстов, подготовку костюмов, репетиции, показ спектаклей, посещение театральных постановок в городе.
Проект реализуется в течение 1 года.
Механизм реализации проекта
Реализация Проекта осуществляется в двух направлениях:
- Проведение исследования уровня сформированности коммуникативных навыков у получателей социальных услуг учреждения выделенной целевой группы;
- Организация мероприятий, способствующих развитию коммуникативных навыков получателей социальных услуг учреждения и их социальной интеграции средствами театральной деятельности.
Реализация первого направления – проведение исследования уровня сформированности коммуникативных навыков у получателей социальных услуг учреждения, выделенной целевой группы. Целевая группа, участвующая в эксперименте, гетерогенна по следующим характеристикам: полу, возрасту, образованию; гомогенна по нозологическому признаку: наличие у членов группы ограниченных возможностей.
Одновременно специалистами учреждения проводится изучение документации, отражающей состояние психологического микроклимата в коллективе получателей социальных услуг (самовольные оставления учреждения; обострения основного заболевания, которое приводит к переводу получателя социальных услуг на наблюдательный режим; обострения основного заболевания, которое приводит к госпитализации получателя социальных услуг в психиатрические стационары; конфликты в коллективе получателей социальных услуг). По итогам проведения исследования проводится круглый стол.
Достигнутая договоренность с руководителями культурных учреждений города Волжского, а также с Волгоградским государственным институтом искусств и культуры, ляжет в основу документа «План совместной деятельности ГБССУ СО ГПВИ «Волжский ПНИ и культурных, образовательных учреждений города Волжского по развитию коммуникативных навыков граждан, проживающих в стационарном учреждении, средствами театральной деятельности».
На основании составленного Плана совместной деятельности организовываются выездные мероприятия, а так же мероприятия на базе учреждения, предусматривающие проведение мероприятий в рамках Проекта. Основанием для организации мероприятий вне учреждения служит Приказ директора учреждения, в котором определяются: ответственный за организацию мероприятия, работники, сопровождающие получателей социальных услуг, и список получателей социальных услуг на основании служебной записки, подписанной врачом учреждения.
В заключение реализации проекта проводится итоговое исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у получателей социальных услуг средствами театральной деятельности. Изучается документация специалистов учреждения на предмет анализа состояния психологического микроклимата в коллективе получателей социальных услуг. Сравнительный анализ первичного и итогового исследования позволит оценить эффективность проводимых мероприятий с гражданами, имеющими ограничения в психическом развитии, проживающими в учреждении. Анализ состояния психологического микроклимата в коллективе получателей социальных услуг позволит подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что коммуникативные навыки людей с ментальными ограничениями можно целенаправленно развивать в условиях стационарных учреждений, используя средства театральной деятельности, улучшая тем самым качество жизни проживающих и способствуя неограниченным возможностям для их самовыражения и самореализации.
Реализация второго направления предусматривает проведение мероприятий с первичной целевой группой по трем основным блокам:
1 блок: организация «Театра ростовых кукол» с участием получателей социальных услуг социо – реабилитационного отделения, имеющих высокий реабилитационный потенциал и возраст от 18 до 35 лет. Основа репертуара театра — спектакли и постановки с участием мягких ростовых кукол.
2 блок: организация «Кукольного театра» с участием получатели социальных услуг социо – реабилитационного отделения, имеющих средний реабилитационный потенциал и возраст от 18 до 35 лет. Основа репертуара театра — спектакли и постановки с участием надевающихся на руку или манипулируемых кукол.
Занятия «Кукольного театра» и «Театра ростовых кукол» состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, видах театра, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, тематических бесед. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства, заучивание текстов, подготовку костюмов, репетиции, показ спектаклей, посещение театральных постановок в городе.
3 блок: организация «Театра исцеляющих и развивающих движений», включающего занятия по применению комплексных упражнений творческого характера для получателей социальных услуг отделения «Милосердие», имеющих низкий реабилитационный потенциал и возраст от 18 до 35 лет. Упражнения представляют собой серии специальных двигательных режимов, построенных на использовании стихов, песенок, игр с элементами театрализации и пальчиковым театром. В процессе упражнений выполняется дыхательная, тактильная, пальчиковая, мимическая гимнастика, самомассаж и массаж внутренних органов, осуществляется логопедическое воздействие, коммуникативный тренинг, стимулируется межполушарное воздействие.
Формой подведения итогов работы «Театров» считается выступление на праздниках, торжественных мероприятиях, показ мини-спектаклей с пальчиковыми куклами.
Реализация данного Проекта позволит нам определить следующие аспекты:
- Анализ исследований, посвященных изучению коммуникативных навыков (В. А. Кан-Калик, В. А. Кольцова, В. Леви, А Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, В. В. Рыжов и др.), позволил нам уточнить данное понятие. Коммуникативные навыки — это автоматизированные приемы, выработанные в реальных условиях общения и совместной деятельности людей, характеризующиеся высокой степенью их освоения и обеспечивающие успешность коммуникативной деятельности.
- Психологическими особенностями развития коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями являются: бедность речи, ее монотонность, преобладание в речи междометий, однотипность и краткость построения речевых высказываний, несформированность мотивов общения, преобладание тревожных переживаний, связанных с необходимостью вступать в контакт, замкнутость, пассивность и скованность, отсутствие инициативы, эмоциональная бедность голоса, бедность проявления мимических реакций, узкий круг общения людей.
- Психолого-педагогическими возможностями театральной деятельности являются: активизация мыслительной деятельности людей с ментальными особенностями, удовлетворение потребности в общении, возможность самореализации через искусство и организации своего поведения в соответствии с общепринятыми социальными нормами, развитие относительной самостоятельности, социализация.
- Успешность развития коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями средствами театральной деятельности обеспечивается с учетом выполнения комплекса необходимых психолого-педагогических условий: подбор участников в группу для занятий осуществляется с учетом характера приобретения и течения инвалидности; материал для проигрывания и постановки произведения характеризуется содержанием, несущим смысловой заряд, способствующий развитию коммуникативных навыков; к организации занятий привлекаются здоровые люди, не имеющие физических и психических нарушений здоровья; полученные на занятиях театральной деятельностью навыки закрепляются в микросоциуме получателей социальных услуг.
- Коммуникативные навыки людей с ментальными особенностями можно целенаправленно развивать, используя технологию педагогической коррекции средствами театральной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями в условиях стационарных учреждений.
Ресурсное обеспечение проекта: кадровое обеспечение
и техническое обеспечение
Кадровые ресурсы
Должность | ФИО | Обязанности в рамках реализации проекта |
Директор | Калашников
Сергей Борисович |
1.Осуществление внешнего контроля за реализацией проекта |
Заместитель директора по социальным вопросам | Сергеева Оксана Станиславовна | 1.Организация взаимодействия с Волгоградским государственным институтом искусств и культуры по вопросу привлечения преподавателей и студентов к реализации проекта;
2.Организация круглого стола и семинара |
Специалист по комплексной реабилитации | Иванова
Елена Николаевна |
1.Размещение информации о проведении проекта в СМИ и Интернете;
2.Заключение договоров о совместной деятельности между учреждением и организациями города Волжского |
Специалист по социальной работе | Ершова Екатерина Павловна | 1.Организация массовых итоговых мероприятий в учреждении и за его пределами
2.Мониторинг и оценка эффективности реализации проекта |
Медицинский психолог | Яшунина
Елена Викторовна |
1.Проведение исследования с первичной целевой группой проекта |
Специалист по социальной работе | Литвинова Светлана Викторовна | 1.Организация и проведение занятий «Театра ростовых кукол», в социо – реабилитационном отделении. |
Калиновская Наталья Сергеевна | 1.Организация и проведение занятий «Кукольного театра», в социо – реабилитационном отделении | |
Калашникова Любовь Михайловна | 1.Организация и проведение занятий «Театра исцеляющих и развивающих движений», в отделении «Милосердие» | |
Культорганизатор | Кузьмина Марина Николаевна | 1.Проведение мероприятий с участием получателей социальных услуг в учреждении и организациях города Волжского |
Специалист по социальной работе | Погорянская Ольга Николаевна | 1.Сопровождение получателей социальных услуг с целью посещения культурно – массовых мероприятий города Волжского |
К реализации проекта привлекаются студенты и преподаватели Волгоградского государственного института искусств и культуры.
Технические ресурсы
Для реализации намеченных задач необходимо:
— помещение для проведения совместных мероприятий специалистами по социальной работе, медицинским психологом, культорганизатором, волонтерами;
— оборудование для проведения занятий и мастер – классов: ширма, наборы для кукольного театра, ростовые куклы, наборы кукольного театра, пальчиковые куклы, театральный грим;
— вспомогательное оборудование: мобильный экран (переносной), проектор, видеокамера, цифровой фотоаппарат, радиосистема головная с гарнитурой (2 шт.), переносные колонки.
Для проведения мероприятий в рамках реализации проекта в учреждении имеется:
Актовый зал площадью 264 кв.м. рассчитанный на 177 мест, оборудованный:
- сценой с раскрывающимся занавесом, софитами, комнатами для переодевания артистов, санитарным узлом;
- стационарным проектором с экраном 3*2 м.
- музыкальным оборудованием: колонки, микшерный пульт, микрофоны со стойками, усилитель.
Для посещения получателями социальных услуг театральных постановок в городе имеется микроавтобус «Форд транзит» на 17 посадочных мест, оборудованный ремнями безопасности.
Мультипликативность проекта
Специалисты интерната подготовят материалы о реализации проекта, которые будут распространены среди учреждений системы социального обслуживания населения Волгоградской области, а также размещены на Интернет-сайте учреждения.
Механизм управления проектом и контроль за ходом его реализации
Директор ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат»:
— координирует и осуществляет контроль проектных мероприятий учреждения.
Заместитель директора по социальным вопросам, руководитель проекта:
— отвечает за реализацию проекта в целом;
— координирует и направляет работу специалистов-участников проекта;
— координирует работу специалистов учреждения, участвующих в реализации проекта;
— участвует в проведении отдельных мероприятий.
Специалист по комплексной реабилитации:
— оказывает методическую помощь участникам проекта в подготовке и проведении мероприятий;
— организует взаимодействие со СМИ;
Специалисты по социальной работе, медицинский психолог, культ организатор, осуществляют деятельность по реализации мероприятий в рамках проекта.
Мониторинг и оценка эффективности реализации проекта
- Периодичность проведения контроля – 2 раза в год.
В рамках контроля за реализацией проекта учреждения:
- Изучается документация, отражающая количественные показатели;
- Проводится мониторинг получателей социальных услуг учреждения с целью выяснения удовлетворенности формами организации мероприятий в рамках реализации проекта;
- Предоставляется фото и видеоматериал, отражающий формы организации взаимодействия;
- Проводятся заседания специалистов, участников реализации Проекта;
- С целью информирования населения и организаций города материалы о проведенных мероприятиях в рамках реализации проекта размещаются в коммуникационной сети Интернет и по возможности в печатных изданиях;
Целевые показатели проекта, критерии оценки проекта
№
п/п |
Наименование показателя | Единица
измерения |
Значение показателя |
2017 год | |||
Охват мероприятиями целевой группы Проекта | |||
1. | Число получателей социальных услуг (далее – ПСУ), включенных в состав целевой группы Проекта и получивших социальную помощь | человек | 25 |
2. | Общее число ПСУ и взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с ПСУ целевой группы проекта), принимающих участие в мероприятиях Проекта | человек | 38 |
Включение организаций в реализацию мероприятий Проекта | |||
4. | Количество государственных учреждений и организаций, принимающих участие в реализации Проекта | единиц | 2 |
5. | Количество российских некоммерческих организаций, общественных объединений, благотворительных фондов, принимающих участие в реализации Проекта | единиц | 4 |
Развитие кадровых и общественных ресурсов для реализации Проекта | |||
6. | Число добровольцев, обученных навыкам работы с целевой группой и принимавших участие в практической работе с целевой группой Проекта | человек | 6 |
7. | Число специалистов, обеспечивающих реализацию мероприятий Проекта | человек | 7 |
Распространение эффективных социальных практик, новых технологий и методик | |||
8. | Количество мероприятий по распространению новых технологий и методик в работе с целевой группой Проекта (обучающие семинары) | единиц | 1 |
9. | Количество изданных методических материалов (методические издания: пособия, рекомендации, брошюры, буклеты), в которых содержится описание эффективных практик работы, технологий и методик, использованных в ходе реализации Проекта | единиц | 2 |
10. | Общий тираж методических материалов (методические пособия, рекомендации, брошюры, буклеты), изданных в рамках Проекта | экземпляров | 50 |
11. | Число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации Проекта | единиц | 2 |
12. | Число публикаций по тематике Проекта, размещенных на интернет-ресурсах | единиц | 2 |
№
п/п |
Критерий | Показатели |
1. | Увеличение количества получателей социальных услуг, принимающих участие в реализации Проекта | На 10 % |
2. | Улучшение микроклимата:
— снижение уровня конфликтов среди получателей социальных услуг; |
На 5 % |
3. | Улучшение коммуникативных возможностей получателей социальных услуг:
— проявление лидерских качеств; — улучшение способности к общению; — улучшение качества речи; — повышение мотивационного компонента; |
На 3 % На 3% На 3 % На 10 % |
4. | Увеличение количества мероприятий проведенных специалистами и получателями социальных услуг учреждения в городе и в интернате:
— поставлено спектаклей в рамках «Театра ростовых кукол»; — поставлено спектаклей в рамках «Кукольного тетра» |
На 20 %
4 спектакля 4 спектакля |
5. | Издание методических рекомендаций для социалистов психоневрологических интернатов | 50 экземпляров |
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Улучшение коммуникативных возможностей граждан с ментальными особенностями;
- Раскрытие разнообразных граней творческой личности с ментальными особенностями;
- Разработка технологии педагогической коррекции средствами театральной деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков людей с ментальными особенностями в условиях стационарных учреждений;
- Формирование у участников первичной целевой группы проекта навыков коллективной работы.
Бюджет проекта
- Бюджет Проекта
(по источникам финансирования)
Источник финансирования |
Всего 2017 год |
|
Собственные средства Грантополучателя | 49060,00 | |
Привлеченные средства | 24000,00 | |
Средства Грантодателя | 441248,04 | |
Итого | 514308,04 |
- Бюджет Проекта
(по статьям расходов)
№№ п/п |
Наименование статьи расходов Бюджета Проекта |
в том числе |
Итого средств | ||||
средства Заявителя
и привлеченные средства |
Средства Фонда | ||||||
2017 год | |||||||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Административные расходы, связанные с реализацией мероприятий Проекта | ||||||
1.1. | Оплата труда исполнителей Проекта, включая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды | 30000,00 | |||||
1.2 | Начисление на выплаты по оплате труда | 9060,00 | |||||
1.3. | Канцелярские товары | 2100,04 | 2100,00 | 2000,00 | 2000,00 | ||
Итого: | 39060,00 | 2100,04 | 2100,00 | 2000,00 | 2000,00 | 47260,04 | |
2. | Расходы, связанные с реализацией мероприятий Проекта | ||||||
2.2. | Проведение консультаций, «круглых столов», связанных с реализацией Проекта | 1500,00 | 1508,00 | ||||
Итого: | 1500,00 | 1508,00 | 3008,00 | ||||
3. | Приобретение основных средств | ||||||
3.1 | Приобретение ноутбука | 35000,00 | |||||
3.2. | Приобретение проектора | 35000,00 | |||||
3.3. | Приобретение мобильного экрана | 8000,00 | |||||
Приобретение МФУ | 15000,00 | ||||||
3.2 | Приобретение цифрового фотоаппарата | 30000,00 | |||||
3.3 | Приобретение видеокамеры | 25000,00 | |||||
3.4 | Радио система головная с гарнитурой (2 шт.) | 56000,00 | |||||
3.5 | Внешний жесткий диск | 5000,00 | |||||
3.6 | Переносные колонки | 60000,00 | |||||
3.7 | Приобретение канцелярских товаров | 27630,00 | |||||
Итого: | 296630,00 | 296630,00 | |||||
4. | Расходы, связанные с проведением занятий и мастер- классов с получателями социальных услуг | ||||||
4.1 | Ножницы по металлу | 1500,00 | |||||
4.2 | Ножницы портновские | 1000,00 | |||||
4.3 | Театральная ширма | 19850,00 | |||||
4.4 | Театральный грим | 10560,00 | |||||
4.5 | Ростовая кукла | 45000,00 | |||||
4.6 | Набор для кукольного театра | 4500,00 | |||||
4.7 | Набор для пальчикового театра | 21000,00 | |||||
4.8 | Театральные костюмы | 30000,00 | |||||
Итого: | 133410,00 | 133410,00 | |||||
5. | Прочие расходы | ||||||
5.1 | Оплата услуг местной телефонной линии | 5000,00 | |||||
Оплата услуг сети Интернет | 5000,00 | ||||||
5.2 | Расходные материалы для МФУ (заправка) | 12000,00 | |||||
5.3 | Типографские расходы | 12000.00 | |||||
Итого: | 34000,00 | 34000,00 | |||||
Всего: | 73060,00 | 441248,04 | 514308,04 |
Директор
________________ «___» ____________ 20__ г
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ
№№ п/п |
Наименование мероприятия |
Период реализации | Ожидаемые результаты | Исполнители
мероприятия |
Отчетные
документы и материалы |
|||
2018 год | ||||||||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | |||||
I. | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||||||
1. | Создание рабочей группы по реализации проекта | январь | — назначение лиц, ответственных за мероприятия в рамках проекта;
— распределение обязанностей между специалистами, участвующими в реализации проекта |
Специалисты-участники проекта | Нормативные акты, обеспечивающие деятельность в рамках Проекта | |||
2. | Проведение рабочей встречи со специалистами, принимающими участие в реализации проекта с целью осуществления взаимодействия в ходе реализации проекта | январь | — заключение договоров и соглашений о сотрудничестве | Руководители учреждений:ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат», Волгоградский государственный институт искусств и культуры | Нормативные акты, обеспечивающие деятельность в рамках Проекта | |||
3 | Разработка плана проведения совместных мероприятий | январь | — утверждение (согласование) сценариев мероприятий;
— привлечение волонтеров из числа Вузов, для проведения мероприятий |
Руководители учреждений:ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат», Волгоградский государственный институт искусств и культуры | План мероприятий | |||
4. | Подготовка материально-технической базы | январь | — выделение помещения для проведения совместных мероприятий | Руководитель ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат» | Справки об эффективности использования основных средств, приобретенных за счет денежных средств (гранта) Фонда в целях реализации мероприятий Проекта | |||
4.1. | приобретение ноутбука | февраль | — Обеспечение видео сопровождения проводимых мероприятий
— Освещение промежуточных и итоговых результатов реализации проекта |
Руководитель проекта ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат» | ||||
4.2. | Приобретение мобильного экрана | февраль | ||||||
4.3. | приобретение проектора | февраль | ||||||
4.4. | приобретение цифрового фотоаппарата | февраль | ||||||
4.5. | приобретение видеокамеры | февраль | ||||||
4.6 | приобретение переносных колонок | февраль | ||||||
4.7. | приобретение радиосистемы головной с гарнитурой | февраль | ||||||
4.8. | Приобретение МФУ | Февраль | Подготовка методического и информационного материала для специалистов-участников проекта | Руководитель проекта ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат» | Справки об эффективности использования основных средств, приобретенных за счет денежных средств (гранта) Фонда в целях реализации мероприятий Проекта
Экземпляры информационного материала. |
|||
4.9. | Приобретение расходных материалов для МФУ (заправка) | Февраль | апрель | июль | октябрь | Подготовка методического и информационного материала для специалистов-участников проекта | ||
4.10. | Приобретение канцелярских товаров | январь | апрель | июль | октябрь | — проведение круглых столов, семинаров со специалистами-участниками проекта | Специалисты-участники проекта | Фотоматериалы о проведении мероприятий |
5. | Проведение исследования уровня сформированности коммуникативных навыков у получателей социальных услуг учреждения, выделенной целевой группы | январь | — проведение первичного исследования с первичной целевой группой проекта | Получатели социальных услуг и медицинский психолог | Аналитические материалы по оценке результатов исследования | |||
6. | Организация взаимодействия со СМИ с целью информирования населения реализации проекта | в течение всего периода реализации проекта | — информирование представителей СМИ о реализации проекта;
— организация постоянно действующей рубрики в газете |
Методист | Публикации о ходе и результатах Проекта, размещенные в СМИ (копии) | |||
II. |
ОСНОВНОЙ ЭТАП |
|||||||
1. | Организация и проведение мероприятий | в течение всего периода реализации проекта | — организация и подготовка спектаклей;
— проведение культурно-массовых мероприятий |
Получатели социальных услуг и специалисты-участники проекта | Фото- и видеоматериалы о проведении мероприятий, предусмотренные Проектом | |||
2. | Проведение выездных мероприятий | в течение всего периода реализации проекта | — посещение досуговых и культурных учреждений г. Волжского;
— организация и проведение спектаклей в учреждениях социальной защиты и образования Волгоградской обл. |
Получатели социальных услуг и специалисты-участники проекта | Фото- и видеоматериалы о проведении выездных мероприятий, предусмотренные Проектом | |||
3. | Информирование населения о ходе реализации Проекта посредством СМИ | 1 раз в полугодие | — размещение информации в СМИ о ходе реализации проекта | Методист | Публикации о ходе и результатах Проекта, размещенные в СМИ (копии) | |||
III. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
|||||||
1. | Проведение итогового мероприятия с участниками Проекта | декабрь | Проведение Фестиваля театрального мастерства | Получатели социальных услуг и специалисты-участники проекта | Фото — и видеоматериалы о проведенном итоговом мероприятии | |||
Проведение итогового диагностического исследования с целью выявления эффективности Проекта | декабрь | — проведение итогового исследования с первичной целевой группой проекта | Получатели социальных услуг и медицинский психолог | Аналитические материалы по оценке результатов исследования | ||||
Обобщение и систематизация наработанных форм и методов работы в рамках реализации проекта | декабрь | — проведение семинара для специалистов социальной сферы с целью распространения полученного опыта в ходе реализации проекта;
— подготовка аналитического отчета о проделанной работе; Подготовка материалов для СМИ, методических публикаций |
Руководитель проекта ГБССУ СО ГПВИ «Волжский психоневрологический интернат»
методист специалисты-участники проекта |
Аналитические материалы по оценке эффективности мероприятий, реализованных в рамках Проекта |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
(ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГРАНТА)
«Творческая мастерская»
№ п/п | Наименование мероприятий Проекта | Расходы в рамках мероприятия | Номер статьи расходов Бюджета Проекта | ||
Вид расходов* | Расчет стоимости** | Сумма*** | |||
1. | Приобретение основных средств | Приобретение ноутбука
Приобретение проектора Приобретение мобильного экрана на треноге (1,5*1,5) Приобретение цифрового фотоаппарата Приобретение видеокамеры Радио система головная с гарнитурой (2 шт.) Внешний жесткий диск Приобретение МФУ Переносные колонки |
35000,00
35000,00 8000,00 30000,00 25000,00 56000,0 5000,0 15000,0 60000,0 |
269000,0 | |
ИТОГО по мероприятию | Х | Х | 269000,0 | ||
2 | Проведение конференций, консультаций, «круглых столов», связанных с реализацией Проекта | Ручки
Бумага А4 |
40шт. х 15.20=608
12шт. х 200=2400 |
3008,00 | |
ИТОГО по мероприятию | Х | Х | 3008,00 | ||
3 | Проведение занятий и мастер-классов с получателями социальных услуг | Ватман
Карандаш простой Фломастеры, уп. 6 цветов Бумага А4 Гуашь Термоклеевой пистолет Клей для термоклеевого пистолета Кисточки Ножницы по металлу Ножницы портновские Ножницы канцелярские Офисная цветная бумага для принтера Цветной картон Картон бархатный цветной Театральная ширма Театральный грим Ростовая кукла Набор для кукольного театра Набор для пальчикового театра Театральные костюмы |
50л. х 18,0 =900,0
20шт. х 8 =160,0 20шт. х101=2020,0 40шт. х 200=8000,0 25шт. х70=1750,0 5 шт. х 700,0 =3500,0 50 шт. х15=750,0 65шт. х 60=3900,0 1шт. х 1500,0=1500,0 1шт. х1000,0=1000,0 3шт. х300,0=900,0 3 уп. х 700,0= 2100,0 20уп. х 90,0 = 1800,0 20 шт. х 92,5 = 1850,0 1 шт. х 19850,0 = 19850,0 3 наб. х 3520,0 = 10560,0 5 шт. х 13000,0 = 45000,0 3шт. х 1500,0=4500,0 3 шт. х 700,0=21000,0 5 шт. х 6000,0=30000,0 |
161040,0 | |
ИТОГО по мероприятию | Х | Х | 161040,0 | ||
4 | Административное сопровождение проекта | Бумага А4
Блокнот Ручки (набор) Файлы Скоросшиватель |
12шт. х 141=1692
10шт. х 120=1200 12шт. х 80.67=968.04 5уп. х 79,0 = 395 100шт. х 39.50=3950 |
8205,04 | |
ИТОГО по мероприятию | Х | Х | 8205,04 | ||
ИТОГО:**** | Х | Х | 441253,04 |
Директор
«___» ____________ 20__ г
М.П.
Приложение № 3
Схема управления проектом