Свидетельство о публикации № СВ/0086
Автор: Пономарёва Анна Геннадьевна, воспитатель, МБДОУ д/с № 15 «Сказка», г. Александровск, Пермский край
Сообщение из опыта работы «Стимулирование речи детей раннего возраста». С презентацией.
Ссылка на файл: Сообщение из опыта работы «Стимулирование речи детей раннего возраста»
«Стимулирование речи детей раннего возраста»
На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому главной задачей является развитие активной, коммуникативной речи.
Оказать полноценную помощь по развитию речи детей раннего возраста, нам помогают специальные приёмы стимуляции речевой активности.
Разговор с самим собой. Например, когда ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, мы начинаем говорить вслух о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорить нужно медленно, но не растягивая слова и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай»и т. п.
Параллельный разговор. Это приём отличается от предыдущего тем, что я описываю все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», взрослый как бы подсказывает ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно. «У Томы шарик, он большой , красивый»
Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими» , непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, пристально смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даёте ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первый мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: «Лиза я не понимаю, что ты хочешь : пирамидку, юлу, мозаику?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя сооброзительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
Распространение. Мы продолжаем и дополняем всё сказанное ребёнком, но не принуждаю его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит взрослого. Например: Егор: «Суп». Взрослый «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая детям распространёнными предложениями , мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль.
Приговоры, потешки, песенки, пальчиковые игры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть звуками, словами. Словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми — это прикосновения, поглаживания. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Выбор. Предоставляем ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Даша, ты хочешь кормить белочку или медвежонка?».
Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для детей особой притягательной силой. В раннем возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кирпичик – это телефон, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Мы вовлекаем детей в такую игру с помощью вопроса — предложения: «Ребята угадайте, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предлагаю ему самому загадать для меня действие, а затем «оживить» заданную мною ситуацию: накрыть на стол; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры – пантомимы и игры – имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно – ролевой игры.
Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
«Музыкальные игры». Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Птички», «Солнышко»… Так же я поощьряю желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать.
Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!
Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослого должна быть:
— чёткой, неторопливой;
— доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
— грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.
Без помощи родителей нам не обойтись, поэтому мы правили родительское собрание не тему : «Развивая мелкую моторику, развиваем речь», на котором родители узнали какие игры и упражнения развивают речь, сами поделились в какие пальчиковые игры играют дома, поиграли в пальчиковые игры, ознакомились с выставкой дидактических игр для развитие мелкой моторики, а так же раздали памятки с играми и упражнениями.
Таким образом, чем чаще взрослые будут разговаривать с детьми, разумеется, не переутомляя, и доступным, правильным языком, рассказывать сказки, разучивать вместе с ними стихотворения, потешки, играть, тем скорее дети овладеют правильной речью!