Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Степанова Светлана Григорьевна, педагог ДО, МБУ ДО «Дворец детского творчества», Якутск, Республика Саха ( Якутия).
Статья о работе студии «Грани творчества» МБУ ДО
«Дворец детского творчества» города Якутска.
Человек вступает в этот мир и с самых первых лет жизни настойчиво приобщается к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия. Он учится постигать виды искусства, осмысливает информацию о нем, получает соответствующее художественно- эстетическое развитие. Под эстетическим развитием разумеется развитие способности понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни, потребность участвовать в создании красоты.
Среди приоритетных направлений современного дополнительного образования- поиск новых педагогических путей развития индивидуальности человека через познание и освоение мира различными методами. Как пробудить творческое начало заложенное в каждом ребенке, помочь понять и найти себя. Такие задачи ставит и стремится их решить любой педагог в меру своих сил и способностей. Хочу привести близкую нам мысль писателя Василия Белова: «Каждый ребенок хочет играть, т.е жить творчески. Почему творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили талант)»
Программа «Разноцветная палитра» разработана для обучения детей дошкольного возраста рисованию. Апробирована в течении 10 лет во Дворце детского творчества г. Якутска.
Она направлена во- первых, на освоение учащимися элементарных основ реалистичного рисунка, на овладение начальной техники живописного рисунка. Данная программа формирует особую установку сознания, которая позволяет ребенку комплексно подходить к оценке и созданию окружающей среды в целом и любого ее компонента. Обучение начальной технике рисования с использованием геометрального метода рисования и приемам живописи. Основной целью программы является освоение детьми элементарных основ реалистичного рисунка
Практикуются занятия «Родители и дети».
На первых занятиях всегда задаю вопрос родителям умеют ли они рисовать и почти всегда родители отвечают отрицательно. А нам надо научить рисовать деток рядом с которыми они сидят. И этот процесс будет успешным при взаимном желании родителя,ребенка и грамотном обучении педагога.
Такая форма занятий раскрываетособым образом способности детей, создает у них «ситуацию успеха». Они вовлекают родителей в воспитательный процесс. Совместное сотворчество не только сближает родителей и детей, но и тем самым у обеих сторон рождается потребность творить. Занятия становятся более познавательными и яркими. Как признаются сами родители,и у них появляется желание и рисовать и дальше творить вместе с детьми.
Исходные принципы программы очень близки к принципам педагога-новатора И.П. Волкова.
1. «Знания- фундамент творчества. До начала обучения творческой деятельности у детей практически отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Следовательно, надо детям сообщить эти необходимые основные знания, показать приемы работы.
2. Строгий отбор учебного материала. В единицу времени ребенок может усвоить определенное количество информации. Всякая другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четкой цели, отодвигает ее достижение на длительное время, резко снижая эффективность обучения.
3. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. В нашем случае, родителя. Бесполезно ждать от ребенка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходаренный» ребенок. Фантазия у ребенка достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. И если развивать у ребенка только фантазию, не связывая ее с грамотным выполнением работы мы можем получить беспочвенных фантазеров, прожектеров, которые все знают, но ничего не умеют.
4. Постоянный контроль (родителя) за работой ребенка. Все действия ребенка при выполнении работ должны находится под контролем взрослого, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления контроля навык может или исчезнуть совсем, или трансформироваться в неправильный.
5. Индивидуальный подход. Дети отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами. И если всех «стричь под одну гребенку», можно многим детям нанести большой ущерб в обучении и воспитании. Их интересы и особенности надо учитывать при выполнении работ.»
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни не под силу одному педагогу.Так что, если каждый из насзадастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют в конечном счете наши дети, наше будущее.
Список литературы:
1. И.П. Волков. Учим творчеству. Москва, изд. «Педагогика», 1988
2. В.И. Белов «Лад. Очерки о народной эстетике», 1982