Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Алексеева Айталина Ивановна, педагог ДО, МБУ ДО «Дворец детского творчества», г. Якутск, Республика Саха (Якутия).
Статья о работе студии «Радуга «МБУ ДО «Дворца детского творчества»» г. Якутска.
Культуровоспитывающая технология обучения изобразительному искусству в изостудии «Радуга» МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» г. Якутска.
Задачи гармоничного развития ребенка включает познавательное и эмоциональное развитие. Эти два компонента взаимосвязаны и взаимозависимы. Недооценивание одного условия в развитии ребенка ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества.
С 2011 года изучаем и реализуем программу изостудии «Радуга» в МОБУ ДОД «Дворец детского творчества».
Стержневой идеей нашей работы в студии является обучение по принципу: «от близкого к далекому». Принцип предполагает постоянство связи с жизнью, с окружающей действительностью: искусство как средство познания жизни, а не самоцель. Принцип «от малого к большому» — освоение материала строится, как положено: от простого к сложному. Главным здесь является именно последовательность, целеустремленность.
Линия связи искусства с жизнью выражается в принципе «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры». Связь с культурой, искусством, мироотношением «от родного порога» принципиальна.
Основные особенности обучения и воспитания в студии «Радуга»:
Опыт ребенка исходная точка. При изложении нового материала язык изложения беседы должен быть доступен для понимания воспитанника.
Знания не даются, добываются. Организация самостоятельной работы учащихся является едва ли самой главной задачей.
От практики к понятию. В своей практике нами используется репродуктивный метод – т.е. многократное воспроизведение (репродуцирование) действий. Этот метод направлен на формирование навыков и умений (упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др.)
«Помоги мне сделать это самому». В своей работе я применяю частично поисковой (эвристический) метод. На занятии учащиеся решают проблемную задачу с помощью педагога, который, не подсказывая решения, ставит вопросы, помогающие решению.
Деятельностный подход в обучении. Посещение выставок, музеев, участие в экскурсиях. Знания по искусству, не включенные в систему ценностных ориентаций личности, остаются мертвыми.
Коллективные творческие дела. Внеучебная деятельность воспитанников в форме развивающего досуга (КТД) – еще одно обязательное звено в организации культуровоспитывающей технологии.
Деятельность+ говорение. Учение должно сопровождаться доказательством, комментарием, объеснением.
Связь обучения с жизнью – важнейшая сторона содержания обучения искусству. Привлечение бытового опыта детей при прохождении тем всех занятий.
Проблемная ситуация как установка к деятельности. Такой метод обучения называется – исследовательский.
Профориентация для старшеклассников.
Учет интересов и желаний ученика при обучении. В организации обучения нельзя не учитывать, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к различным видам художественной деятельности, именно здесь играет огромную роль личность и позиция педагога.
Ситуация успеха на каждом занятии. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений.
Только взаимодействие всех названных звеньев сможет создать базу для глубокого и полного освоения работы по культуровоспитывающей технологии:
Знакомство с произведениями искусства в определенной системе;
Приобретение навыков самостоятельного осмысления художественного произведения:
Собственное творчество в нескольких видах художественной деятельности.
Равномерное соотношение образовательного и эмоционального компонентов в воспитании и образовании воспитанников изостудии приводит к значимым результатам. В рисунках детей отмечаем использование выразительных средств изобразительного искусства.
Сверхзадача работы по культуровоспитывающей технологии – формирование человека.
Именно эту задачу должны ставить перед собой педагоги изобразительного искусства, т.к. от них зависит, насколько полно подрастающее поколение познает мир прекрасного, насколько культурными людьми станут, смогут ли самореализоваться.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985.-208 с.
2. Неменский Б.Н. Педагогика искусства .-М.:Просвещение, 2007.-255 с.
3. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе/
Н.И. Пьянкова.-М.: Просвещение, 2006.-176 с.-(Библиотека учителя.
Изобразительное искусство).
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса, -М.: 2008