Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Балбышкина Марина Николаевна, учитель- логопед, МАДОУ детский сад №36. г.Невьянск Свердловская обл.
Составление описательного рассказа «Хвойные деревья».
Цели: 1. Обучение составлению описательного рассказа по предметным картинкам по аналогии методом сопоставления; 2. Упражнять в распространении предложений по вопросам и без помощи вопросов; 3. Обогащение словарного запаса признаками, действиями и родственными словами по теме. Предварительная работа: Рассматривание ели и сосны на картинках и на улице, рассматривание веток и шишек; Загадывание и заучивание загадок о хвойных деревьях. Оборудование: Демонстрационные картины «Ель», «Сосна»; Живые ветки ели и сосны; Сосновые и еловые шишки; Картинки — символы для составления рассказа.
Ход занятия:
1. Объявление темы занятия
Отгадайте загадку: . Что же это за девица: . Не швея, не мастерица, . Ничего сама не шьет, . А в иголках круглый год. (елка) У елки есть немало родственников, угадайте о каком дереве идет речь: . У меня длинней иголки, чем у елки, . Очень прямо я расту в высоту, . Если я не на опушке, . Ветви — только на макушке.(сосна) Вот об этих деревьях мы сегодня и будем говорить, и научимся составлять о них описательный рассказ.
2. Рассматривание картин. беседа: — Что изображено на картинах? — Как называются эти деревья? — Какие это деревья, хвойные или лиственные? — Почему эти деревья называют хвойными? — Как по другому называют иголки у елки и сосны? — Как вы узнали, где ель, а где сосна? — Кто заметил, как растут иголки (хвоя) у сосны, а как у ели? — Как расположены ветки у этих деревьев? — Какие шишки (размер, форма, цвет). — Как называется лес в котором растут сосны? (сосновый бор, сосняк) — А если в лесу растут только ели? (ельник) — А если в лесу растут и ели, и сосны, то как назовем такой лес? (хвойный)
3. Подбор признаков и действий к деревьям: сосна (ель): — Какая? — … (молодая, стройная и т.д.) — Что делает? — …(растет, зеленеет, пахнет и т.д.)
4. Образование родственных слов: — сосна — сосенка, сосновый, сосняк, соснячок; — ель — ёлка, ёлочка, еловая, ёлочная, ельник.
5. Динамическая пауза — игра с мячом «Подбери предмет к признакам»:
— сосновая — ветка, мебель, шишка, хвоя,…; — сосновое — полено, бревно,кресло, …, — сосновый -бор, запах, шампунь, ствол, …, — сосновые — ветки, иголки и т.д. (еловая и т.д.)
6. Коллективное составление описания одного из деревьев по плану описания с использованием картинок — символов: План. — Символы — Где выросло дерево? — лес. — Какой ствол у дерева? — ствол. — Как растут ветки? — ветка. — Какие шишки ? — шишка. — Какие иголки? — хвоя. — Запах хвои. — нос.
7. Рассказы детей (по цепочке, индивидуально).
8. Итог занятия. — О чем говорили? — Чему научились? — Молодцы, у всех получился интересный рассказ о хвойных деревьях.
Закрепление вне занятия: — индивидуальные рассказы о деревьях (по выбору детей); — рассматривание других видов хвойных деревьев; — заучивание загадок; — изготовление игрушек из шишек.