Музыкально – литературная гостиная для детей дошкольного возраста
Автор: музыкальный руководитель — Шандыба Юлия Валерьевна; воспитатель — Щука Галина Николаевна
МДОУ «Детский сад «Сказка» г.Надыма» Надым, ЯНАО.
Музыкально – литературная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Седьмая Ленинградская Симфония Д.Д. Шостаковича».
Знакомство детей с Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича, творчеством композитора, с жизнью блокадного Ленинграда во время ВОВ. Создание условия для освоения детьми образного языка данного произведения.
Файл:Музыкально – литературная гостиная
Музыкально – литературная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социалиально-коммуникативное развитие».
Вид деятельности: Музыкально – литературная гостиная.
Тема: «Седьмая Ленинградская Симфония Д.Д. Шостаковича».
Цель: Формирование основ досуговой культуры, создать образное содержание музыкального произведения с раскрытием исторического времени.
Задачи:
1. Познакомить детей с Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича, творчеством композитора, с жизнью блокадного Ленинграда во время ВОВ.
2. Создать условия для освоения детьми образного языка данного произведения.
3. Развивать музыкальную память через слуховое восприятие по средствам звучания различных музыкальных инструментов.
4. Воспитывать, дружелюбие, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: экран, проектор, музыкальный центр, ширма, стол с музыкальными инструментами, ширма с фотографиями, (предметная композиция «Блокадный Ленинград»).
Музыкальный ряд: фонограмма «Седьмая симфония», музыка военных лет.
Предварительная работа: беседы.
Ход праздника:
Гости и дети входят в зал под музыку и рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Сегодня наше занятие мы назвали музыкально – литературной гостиной «7 Ленинградская Симфония». Почему седьмая? Мы поговорим сейчас.
«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,
моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию» (Д. Шостакович).
Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих строках глухие их шаги,
Их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь, и смерть, и лед.
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья…
Шостакович Дмитрий Дмитриевич родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист и в 1925 г. как композитор.
У Дмитрия Шостаковича было много музыкальных произведений. И одно из знаменитых произведений была 7 Симфония, посвящённая и исполненная в Блокадном Ленинграде. Работа над созданием произведения началась в самом начале войны. И этой симфонии исполняется в этом году 75 лет.
С первых дней войны Дмитрий Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог.
Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта-публициста в голове уже созревал крупный симфонический замысел, посвященный всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую он писал в сентябре уже в блокадном Ленинграде.
27 декабря 1941 г. симфония была закончена. Начиная с Пятой симфонии, почти все творения композитора в этом жанре исполнялись любимым оркестром — оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского.
Но, к сожалению, оркестр Мравинского был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. 9 августа 1942 года состоялось исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии в осажденном Ленинграде Дмитрия Шостаковича.
Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу — подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага. Ничто не должно было помешать этой премьере.
Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы Противовоздушной обороны, исхудавшие слушатели филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»
21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
«Эта симфония — напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться…»
Муз. рук: Творческая деятельность Дмитрия Шостаковича посвящена почти всем жанрам музыкального искусства. Он сочинял оперы и балеты, симфонии, концерты и сонаты, писал музыку к драматическим спектаклям.
Муз. рук: Сегодня мы поговорим об истории создания самой знаменитой Седьмой Ленинградской симфонии Д.Шостаковича. Той самой, что началась создаваться во время Великой Отечественной войны в осаждённом фашистами городе Ленинграде.
Муз. рук: Седьмая Ленинградская Симфония — это музыкальное произведение, которое состоит из 4 -х частей.
Муз. рук: Ребята, симфония написана для оркестра, в составе которого звучали музыкальные инструменты, такие как – деревянные, духовые — это флейта, гобой, кларнет, фагот. Медные, духовые — валторна, труба, тромбон, туба. Ударные — барабан, клавишные — фортепиано. Струнные — скрипка, арфа, виолончель, контрабас. Сейчас мы посмотрим на эти музыкальные инструменты в картинках, и миниатюрные копии некоторых инструментов.
Муз. рук: наступило время послушать 7 Ленинградскую Симфонию Дмитрия Шостаковича. Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. И так, слушаем и думаем о характере этой музыки.
Слушание «7 Симфония» (нашествие).
Муз. рук: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (тревогу, страх, жестокость, зло).
Муз.рук: -Почему вы так думаете?
Дети. — Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная.
Муз. рук: 7 симфония настолько широко известна, что это музыкальное произведение узнают по началу главной темы, которую композитор назвал «Нашествие».
Муз. рук: а сейчас мы послушаем ещё одну часть 7 симфонии.
Слушание «7 Симфонии».
Муз. рук: ребята, теперь мы поговорим о выразительных средствах музыки.
Какие чувства, вызвала эта музыка у вас? (победу добра, радость, торжество)
Муз. рук: Молодцы! Вы прониклись духом этой музыки.
Муз. рук: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Узнай музыкальный инструмент».
Дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент».
Музыкальный руководитель рассказывает детям, что встречал весёлых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого музыкальный руководитель использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке музыкальные инструменты: металлофон, бубен, ложки, маракасы, колокольчик, музыкальный молоточек, дудочка, и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его.
Муз. рук: Замечательно мы поиграли, настало время послушать стихи о блокадном Ленинграде в исполнении ребят.
Ребенок 1 .
Самуил Маршак «Часы на башне».
Башня есть под Ленинградом,
А на башне – циферблат.
Разорвался с башней рядом
Неприятельский снаряд.
Бил по башне в перестрелке
Частым градом пулемёт.
Но ползут по кругу стрелки, —
Время движется вперёд!
Ребенок 2.
Наталья Алексеева «Городу Ленинграду»
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Ребенок 3.
«Люди Ленинграда, вы — герои!»
Люди Ленинграда, вы — герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Муз. рук: Молодцы! Какие замечательные стихи прочитали нам ребята.
Муз. рук: Сейчас вы услышите и увидите отрывок исполнения 7 Ленинградской Симфонии в исполнении автора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Фрагмент «Седьмая Ленинградская Симфония» (видеозапись).
Муз. рук: ребята вы запомнили автора и исполнителя этого произведения? (ответ детей) Как называется это произведение? (ответ детей).
Муз. рук: Умнички, молодцы!
Муз. рук: ребята, вашему вниманию представлена предметная композиция музыкальных инструментов в миниатюре, а также изображение инструментов в фотографиях. Давайте пройдём и посмотрим.
Дети под музыку рассматривают выставку.
Ведущий: На этой прекрасной ноте, наша музыкально – литературная гостиная завершается. Мы благодарим наших замечательных детей и гостей, которые были с нами.
Звучит музыка. Дети уходят в группу.
Список литературы:
1. И. Прохорова, Г. Скудина, «Советская музыкальная литература», издательство «Музыка», М.: 1982.
2. Ю. Алиев, «Музыка», издательство «Музыка», М.: 1983.
3. Л. Третьякова, «Страницы советской музыки», издательство «Знание»,
М.: 1980.
4. В. Медушевский, «Энциклопедический словарь музыканта», издательство «Педагогика», М.: 1985.