• Главная
  • Онлайн заявка
  • Оплата
  • Реестр
  • Контакты
  • Образцы сертификатов
  • Помощь
  • Реквизиты
  • Размещение публикации
  • Конференции
  • Рецензия
  • Конкурсы
    • Конкурсы для педагогов
    • Конкурсы для детей
    • Быстроконкурсы
  • Правила участия
    • Политика конфиденциальности
    • Правила участия в конференциях
    • Положение о конкурсе
    • Положение об авторских правах
    • Договор
    • Оргкомитет

«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников»

  • Нравственно-патриотическое воспитание

Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников

Автор: воспитатель Заречная Ольга Сергеевна.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 466 комбинированного вида» Новосибирск.

«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников» Нравственно-патриотическое воспитание

Файл:Статья

«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников»

«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский.

Работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема моей работы взята не случайно. Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.

Работая с детьми, я поняла, что в период дошкольного детства надо формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью народных и литературных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

На современном этапе развития образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. А с внедрением ФГОС ДОвыдвигается одним изосновополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Поэтому я, как воспитатель, буду делать все необходимое, чтобы дети выросли хорошими людьми. С формированными нравственными качествами, такими как: отзывчивость, дружелюбие, сострадание, умение уступать, помогать друг другу.

Исходя из этого, поставила перед собой цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, через работу со сказкой.
Я взяла за основу в нравственном воспитании работу со сказкой.

Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.

Для чтения детям, я подбирала сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказки, провожу с детьми беседу. Анализ произведения организую так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей, который провожу путем постановки вопросов. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы детям помочь вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает ребенку думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Например:

После рассказывания детям русской народной сказки « Зимовье зверей», я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления дошкольников о дружбе. Просила объяснить, как по вашему мнению:

— Что означает крепкая дружба?
— С кем ты хочешь дружить?
— Какими качествами должны обладать друзья?

После беседы перешли к анализу самой сказки:

— Сколько героев было в сказке?
— Как они строили зимовье?
— Каково им было вместе жить?
— Зачем волк и медведь пришли в зимовье?
— Как звери защитили свой дом?

При помощи этих вопросов, дети усвоили нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».

После подробного анализа сказки предложила детям и родителям принять участие в конкурсе « Домов и кормушек». Целью, которого являлось показать необходимость заботиться о животных и птицах зимой в холодное время года. Так же мы в группе сделали макет «Зимовье зверей», при помощи которого можно изучать зимовку животных на ферме.

Использую сказки для решения конфликтных ситуаций. Это не только традиционное чтение и обсуждение сказок («Волшебное слово», «Синие листья»). Я помещаю любимых сказочных героев в необычные ситуации (схожие с конфликтом детей) и прошу ребят помочь героям, научить их.

В старшем возрасте ввожу речевое творчество. Мы совместно с детьми сочиняем сказки на интересующие нас темы, такие « Как еж попал в детский сад», «Приключение мышки», «Трудолюбивые пчелки». Где обсуждаем не только нравственные качества, но и экологическое воспитание. Используя прием совместного сочинения сказок, ТРИЗ – технологий (морфологические таблицы) я стала замечать, что дети стали более внимательны друг к другу.

В своей работе я основываюсь на следующих принципах:

— Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
— Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
— Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
— Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей.

Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Навигация по записям

Презентация «Праздники и обычаи в Германии» → ← Пасхальное яичко

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Публикации педагогов
  • Конференции
    • Современные образовательные технологии
    • Теория и практика современного образования
    • Нравственно-патриотическое образование
    • Наука и Творчество в образовании
    • Экологическое образование
  • Методическая копилка педагога
    • Педагогический опыт
    • Конспекты занятий, уроков
    • Проектная деятельность
    • Авторские, образовательные программы
    • Технологии в образовании
    • Нравственно-патриотическое воспитание
    • Музыкальное образование
    • Сценарии праздников, мероприятий
    • Презентации уроков
    • Предметно-развивающая среда
    • Работа с родителями
    • Видеоролики
    • Сайты педагогов
    • Портфолио педагога
    • Мастер — классы
    • Правила дорожного движения
    • Экологическое воспитание
    • День Защитника Отечества
    • Пасха
    • День Космонавтики
    • Весенние мотивы
    • Творчество педагога
      • Зимняя фантазия
      • Осеннее творчество
      • 9 мая
      • Летнее настроение
  • Копилка детских работ
    • Исследовательские проекты
    • Сочинения, рефераты
    • Моя будущая профессия
    • Моя Родина — Россия
    • Космос
    • Мои игрушки
    • Мой папа лучше всех
    • Мой педагог
    • ПДД дети
    • Экология для детей
    • Я — художник
    • Творчество детей
    • Осенняя фантазия
    • Новогодние поделки
    • 8 марта
    • Пасха дети
    • 9 мая дети
    • Музыкальное творчество детей
    • Летнее творчество
    • Стегазеты

Зимние конкурсы

Зимняя фантазия

Зимняя фантазия

Конкурс для педагогов и воспитателей «Зимняя фантазия»

подробнее
Детские новогодние поделки

Детские новогодние поделки

Предлагаем Вам принять участие в конкурсе для детей «Новогодние поделки»

подробнее
Рецензия

Рецензия

Рецензия на разработанный Вами педагогический материал. Бесплатная публикация при заказе рецензии.

подробнее
Аттестация педагогов ДОУ

Аттестация педагогов ДОУ

Подготовим все необходимые документы для аттестации!

подробнее
Самообразование педагога

Самообразование педагога

Мы выполним выбранную тему по самообразованию за вас по стандартам предъявляемых в вашем учебном заведении.

подробнее
Яндекс.Метрика    Все права защищены - Центр талантов "ТВОРЧЕСТВО-НАУКА" © Москва • 2015 • Рег. св. ЭЛ № ФС 77 - 62083 • Гл. ред. Сергеев В. В.