Автор: воспитатель дошкольных групп I квалификационной категории Е.А. Овечкина п.Мулымья, 2015 год.
Файл: Проект «Разноцветная математика».
Проект «Разноцветная математика» познавательного направления для детей 4 — 5 лет/
срок реализации 2016 – 2017 учебный год
I Общая информация и примечание
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны, для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр-интерес-познание-творчество-становятся максимально действенными, так как, игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги забавного героя или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок добивается какого-то «предметного» результата. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы — умственного развития дошкольников.
II Пояснительная записка
Математика выявляет порядок,
Симметрию и определенность.
А это важнейшие виды
прекрасного
(Аристотель)
Проект «Развивающие игры» реализует познавательное направление в средней дошкольной группе в соответствии с:
— Конституцией РФ;
-Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.»;
-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
-Уставом муниципального казенного образовательного учреждения Мулымская средняя общеобразовательная школа;
-Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 Закон РФ «Об образовании»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидеомологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2015-2016 учебный год; календарный учебный график на 2015-2016 учебный год);
Дошкольные группы МКОУ Мулымская СОШ реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.Н.Комаровой, М.А.Васильевой, которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры.
Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять. Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной личности». Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Помочь в формировании такой личности может «Развивающее обучение.» Активно используя в работе элементы развивающего обучения, убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Развивающие игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения. Будущее страны зависит от того, насколько грамотно и всесторонне будут развиты наши дети. Многие педагоги отмечают то, что самым перспективным методом обучения детей становится, так называемое, развивающее обучение. Этот вид обучения направлен на всестороннее развитие умений и способностей ребенка. Одним из элементов развивающего обучения, несомненно, является игра. С самого детства родители должны следить затем, во что и как играет их ребенок. Правильная форма игры залог будущего успеха ребенка. Существует масса всевозможных игр, но более всего детям нравятся игры, в которых приходится решать логические задачи. Решая задачи, ребенок учится, а обучаясь чему либо, приобретает неоценимый опыт.
Актуальность проекта заключается в том, что в дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем и палочки разработанные бельгийским математиком Х.Кюизенером, для ранней логической пропедевки, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Новизна данного проекта состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. В процессе деятельности дети приобретают умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, это формирует культуру общения.
Целью проекта является развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Задачи, решаемые в рамках данного проекта:
-углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
-закрепление умений и навыков в счете, измерениях;
-формирование обще учебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами;
-формировать у дошкольников интерес к логическим играм;
-развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Место курса в учебном плане:
Проект рассчитан для воспитанников 4 – 5 лет, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Разноцветная математика» отводится 72 ч. в год (2 занятия в неделю по 1 часу, всего 2 часа в неделю, 36 недель). Занятия проводятся по 20 минут в соответствии с нормами СанПиНа.
Для успешной реализации проекта дети будут работать по подгруппам по 6 человек .
Проект строится на следующих концептуальных принципах:
— принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
— принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
— принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
— принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
— принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
— принцип гуманизма: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
— принцип доступности: обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Особенности реализации проекта: Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Проект рассчитан как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными. Работа с детьми организуется в специально отведенном месте группы, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нужно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Первое полугодие – занятия по теме «Блоки Дьенеша».
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ¬ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи¬кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малы¬шей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свой¬ства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, уме¬ние кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в заме¬щении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар¬точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Второе полугодие – изучение темы «Палочки Кюизенера».
С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материа¬ла — абстрактность, универсальность, высокая эффектив¬ность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируе¬мых у дошкольников, а также их возрастным возмож¬ностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мыш¬лении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года . По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Формы работы: – групповые и индивидуальные занятия. Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:
Непосредственная образовательная деятельность в форме игры.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.
Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Методы работы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Словесный
2. Наглядный
3. Практический (работа со схемами, с карточками-свойствами, по алгоритму и т. д.) .
4. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
— объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
— репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
— частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) ;
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
5. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
— фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
— индивидуально-фронтальный;
— групповой (работа в парах);
— индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Формы контроля
Для полноценной реализации данного проекта используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
• промежуточный – занятия- конкурсы ;
• итоговый – открытые занятия.
Планируемые результаты освоения проекта:
Учащиеся должны уметь
• сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;
• различать оттенки цвета, следовать устным инструкциям и работать по схемам;
• запоминать отличительные признаки геометрических фигур;
• ориентироваться в пространстве;
• фантазировать, моделировать, конструировать;
• уметь составлять целое из частей;
• уметь пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё);
• уметь прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям.
• выражать свои мысли и суждения .
• слышать и слушать друг друга;
• проявлять индивидуальные и творческие способности.
Предполагаемые результаты реализации проекта-
развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
Механизм оценки полученных результатов
Качественная реализация проекта невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика , которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей. Ее проводит воспитатель с помощью тестов — заданий . Не менее важно и педагогическое обследование, которое показывает качество освоения детьми образовательного материала. Результатом хорошего освоения образовательного материала является перенос представлений и умений на другие игры (например развивающие игры Никитина, Монтессори) и высокие показатели усвоения материала.
Формы проведения итогов реализации проекта
• Творческий отчет воспитателя – на педсовете.
• Систематизация работы воспитателя – обобщение опыта.
V Ожидаемый результат.
Результатом освоения проекта «Развивающие игры» в области познания является приобретение воспитанниками следующих знаний, умений и навыков:
• иметь элементарные математические представления;
• умения производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов;
• умения обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры;
• умения ориентироваться в пространстве;
• умения фантазировать, моделировать, конструировать;
• умения составлять целое из частей;
• умения пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё);
• умения прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям;
• умения выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи;
• умения слышать и слушать друг друга;
• умения проявлять индивидуальные и творческие способности. — развитие творческих способностей и фантазии, способности к конструированию;
•знаний математической терминологии;
•навыков доводить начатое дело до конца.
VI Список литературы для педагога и обучающихся.
1.Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
2.Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г
3.Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011
4.Новикова В.П. Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. — СПб «Детство – Пресс», 2004.
6.Смоленцова А.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
7.Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
8. Финкельштейн Б.Б «Страна блоков и палочек»;