Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Балбышкина Марина Николаевна, учитель — логопед, МАДОУ детский сад № 36 «Радуга», г. Невьянск Свердловская область.
«Развитие речи детей во время семейной прогулки»
Редкий день, когда мы не выходим с ребенком на улицу, а если ребенок не посещает детский сад – то это становится регулярной обязанностью родителей. Чтобы прогулка стала познавательной и запоминающейся, нужно заранее определить место, где вы будете гулять с вашим малышом и, что бы вы хотели ему показать интересного. Гуляя, Вы каждый раз можете выбрать новое место и определенную тему для разговора, что в свою очередь будет способствовать развитию речи детей.
Вариантов для бесед множество. Вот некоторые темы:
Лето.
Лето – это время года, которое наступает после весны. Сравните лето с весной: вспомните основные приметы каждого времени года. Какую одежду, обувь и головные уборы носят летом? Что сейчас надето на тебе? Как отдыхают летом? (купаются в речке, отдыхают на море, загорают…)
Что созревает в лесах, полях, в садах, в огородах? (созревают фрукты и ягоды). Какие фрукты и ягоды тебе нравятся больше всего?
Что происходит летом в жизни зверей и птиц? (птицы выводят птенцов, у зверей появляются детеныши).
Какая погода сейчас на улице? Если погода дождливая, объясните , что дождь может идти по-разному: ливень, моросит. Объясните, какой дождь называют «грибным» и почему.
Рассмотрите радугу – ее форму, цвета. Если ребенок затрудняется в запоминании цветов, то выучите следующую приговорку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждая первая буква этих слов соответствует первой букве названия цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Растительный мир.
Рассмотрите различные деревья, травы, цветы – найдите сходства и различия. Расскажите о пользе данных растений. Предложите детям на пробу различные фито-чаи (из листьев смородины, земляники, малины; попробуйте липовый отвар, который зимой поможет при ангине). Расскажите о целебных свойствах растений, о бережном отношении к ним.
Говоря о пользе растительного мира, напомните детям правила безопасного поведения в природе: нельзя брать в рот любые немытые растения, незнакомые цветы и травы, которые могут являться ядовитыми.
Насекомые.
Цветы и травы радуют не только нас своей красотой, они привлекают к себе массу насекомых (пчелы, осы, бабочки, кузнечики, муравьи и др.) Покажите детям все разнообразие насекомых, расскажите о приносимой ими пользе, о красоте различных видов, о их разнообразии, выделите сходства и различия. Если Вы заинтересуете своих детей, то, придя домой, они захотят узнать о них еще больше. А это значит, что дети захотят не только рассмотреть данные виды на картинках в книгах, но и захотят узнать, что о них написано. Тем самым Вы поможете детям полюбить книги, что в свою очередь очень важно, т.к. наши дети – будущие школьники. Данная тема прогулок очень объемная, поэтому вы можете разговаривать на эти темы не один раз, говоря о чем- то новом, либо закреплять предыдущие знания.
Транспорт.
Обратите внимание, какие виды транспорта вас окружают. Какой он бывает? (автобусы, машины, такси и т.д.). Уточните назначение каждого вида ( грузовой, пассажирский). Какого цвета? Каких марок? Зачем нужны автомобили? Куда могут люди ехать на этом транспорте. (Если есть возможность — прокатите ребенка на незнакомом виде). Спросите, какие еще виды транспорта знают дети? Кто управляет этим транспортом? Рассмотрите внимательно транспортное средство, какие у него составляющие части? (крыша, двери, багажник, капот, и т.д.) Расскажите о пользе транспортных средств. Если есть возможность, покажите транспорт специального назначения – скорую помощь, автомобиль полиции и пожарную машину. Наблюдая за машинами, сделайте акцент на правила дорожного движения. Объясните сами или попросите ребенка рассказать, как он понимает текст:
«Держись дорожных правил строго:
Не торопись, как на пожар
И помни: транспорту — дорога,
А пешеходу – тротуар!»
О чистоте и мусоре.
Проходя по улице, обратите внимание ребенка чисто ли там, валяется ли мусор. Объясните, что мусорить нельзя, все, что не нужно человеку (обертки от конфет, банки из-под сока ит.д.) нужно выбрасывать в урну или мусорный бак. В крайнем случае, свой мусор нужно унести домой и выбросить его дома в мусорное ведро. Кто следит за чистотой улиц?(дворник). Как убирают улицы? (Дворники подметают мусор, поливочные машины моют дороги и тротуары, уборочные машины вывозят мусор на свалку, где его сжигают).
Животные и птицы в городе.
Прогуливаясь, посмотрите, какие животные и птицы вам встретились.(собака, кошка). Какого они цвета, размера? Как они разговаривают? (Собака – лает, кошка – мяукает). Что они любят кушать? Как называют их детенышей? Расскажите, что собаки и кошки бывают домашними и бездомными. Загадайте детям загадки о животных, расскажите или прочитайте рассказы о кошках и собаках.
Понаблюдайте за птицами, дайте детям возможность послушать их звонкое пение. Каких птиц можно увидеть в городе? Какого они цвета, размера? Какие звуки они произносят? (голуби – воркуют, вороны — каркают, сороки – стрекочут, трещат, воробьи – чирикают и т.д.) Чем они питаются? Где живут? Уточните характерные особенности птиц, манеру их поведения, кто чем питается?
Детская площадка.
Что такое детская площадка? (Это место, где играют дети). Что можно брать с собой на площадку? (песочные наборы, машинки, мяч, куклу, коляску, велосипед и многое другое). В какие игры можно играть во дворе? Как нужно вести себя на детской площадке? (Нужно делиться игрушками с друзьями, нельзя отбирать или брать без разрешения чужие вещи, ссориться и обижать других детей…) Напомните о правилах безопасного поведения во дворе во время игр, постоянно напоминайте о запрете на общение с посторонними людьми, уходе с площадки или двора без сопровождения старших.
Магазины.
Если вам приходится ходить по магазинам вместе с ребенком, не упустите возможность расширить знания детей и в этом вопросе. В какой магазин вы пришли? Что тут продают? Почему вы пришли именно в этот магазин? Что тут продают? Как называется магазин, где продают продукты (продуктовый магазин), а если в нем можно купить только игрушки (игрушечный магазин); хлеб и булочки (хлебный магазин или булочная) и т.д.
Кто работает в магазине? (продавцы). Как называется место, где выставлены товары? (прилавок, витрина). Где в магазине расплачиваются за покупки? (в кассе). Как называют работника кассы? (кассир). Кто помогает переносить в магазин привезенные товары? (грузчики). Как называют всех, кто покупает товары? (покупатели). Почему в магазине много товаров? (много покупателей, приобретающих различный необходимый товар).
Эти темы для разговора Вы можете использовать в течение всего года.
Осень.
Осень приходит после жаркого лета. Что происходит с листьями на деревьях и кустарниках? (они начинают опадать). Какого они стали цвета? Рассмотрите осенний наряд деревьев. Соберите разные листочки, засушите их вместе с ребенком и сделайте гербарий.
Какая стала погода? Она такая же как и летом, или нет? (Нет. Стало прохладнее, пошли осенние холодные дожди, небо стало хмурым, пасмурным, ветер стал холоднее).
Что происходит в жизни зверей и птиц? ( Они готовятся к зиме – делают запасы на зиму, зайцы меняют шубку на новую, некоторые птицы улетают на юг – объясните почему (недостаток корма))
Что делают люди в садах, полях, огородах? (собирают урожай, делают заготовки на зиму).
Какую одежду и обувь носят осенью? Рассмотрите. Сравните с летней.
Зима.
Отчего все вокруг стало белым? Что лежит на крышах домов, на улице? Какое время года пришло? Какая зимой погода? (Зимой холодно, часто идет снег).
Что надевают люди зимой?
Как живется зверям и птицам зимой? (им холодно, трудно найти пищу). Как им можно помочь? (Насыпать корм в кормушки). Рассмотрите разные виды кормушек, изготовьте свою; понаблюдайте, какие птицы прилетают к вам на обед.
Какие виды развлечений на улице можно организовать в зимний период? На чем можно покататься зимой? Что можно сделать из снега?
Назовите зимние праздники. Новый год – это праздник, когда во всех домах ставят елки, а дети получают подарки от Деда Мороза. Большие церковные праздники – Рождество, Крещение и другие.
Весна.
Весна – время года, которое наступает после зимы. Спросите у ребенка, что происходит весной со снегом? (Он тает, текут ручьи, появляются сосульки).
Расскажите, что весной становится теплее, чем зимой; распускаются листья на деревьях, появляется трава. Какого она цвета? Внимательно рассмотрите.
Кто возвращается с юга весной? (грачи, журавли и т.д.)
Солнце нагревает землю, появляются насекомые (выползают муравьи, различные жуки и пауки…) Посмотрите на землю, и вы обязательно увидите кого-нибудь из них, понаблюдайте, кто, как и куда ползет.
Как одеваются люди весной? Так же как и зимой? Вспомните, что вы одевали с ребенком зимой и что на нем одето сейчас.
Как Вы видите, темы прогулок могут быть самые разные. Все эти темы довольно объемные, поэтому на одну тему Вы можете говорить с ребенком несколько раз, уточняя знания детей либо рассказывая им что-то новое.
Во время таких прогулок Вы расширите словарный запас и кругозор вашего ребенка, научите его быть внимательным и аккуратным, познакомите ребенка с правилами безопасного поведения вне дома.
Уважаемые родители! Если Вы воспользуйтесь данными советами, то ваше совместное с детьми времяпрепровождение никогда не будет скучным, и Вы сами получите массу приятных впечатлений от общения с детьми.