Свидетельство о публикации СВ/0064
Автор: Малых Алена Павловна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 36», Владимирская область, город Струнино.
«Развитие речевых навыков детей 3-4 лет с помощью музыкальной логоритмики»
Речь ребенка — это один из важных психических процессов, ведь благодаря механизмам речи дети способны развиваться, так как она является одним из основных способов передачи необходимой информации.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих, а речь порой бывает не того «качества», чтобы ребенок получил должное развитие. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Ребенок в настоящее время чаще проводит время у компьютера, телевизора или со своими игрушками, чем в обществе взрослых. Редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а планомерные развивающие занятия по развитию речи стали большой редкостью.
В связи с этим родители и педагоги часто сталкиваются с проблемами к моменту поступления ребенка в школу. Поэтому во избежание многочисленных трудностей в будущем, необходимо проводить планомерную работу уже в возрасте 3-4 лет, так как развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит очень быстро. В этом возрасте стремительно пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся более развернутыми. важным является — не упустить этот момент. Ведь с развитием речевого аппарата связано формирование личности ребенка, а также всех психических процессов, поэтому определение направлений и условий для развития речи ребенка относится к числу наиболее важных педагогических задач.
На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Многие ученые и педагоги рассматривали процесс развития речи ребенка с разных сторон и искали наиболее действенный способ решения этого вопроса. Так была выявлена связь музыкального искусства и речи. Музыка оказывает благоприятную среду на психическое развитие и эмоциональную сферу ребенка.
Музыка и речь имеют тесную связь, которая выражается в общих механизмах переноса и восприятия информации, а также общие выразительные элементы, такие как ритм, мелодия, динамика и интонация. Все это позволяет выдвинуть точку зрения о том, что музыка может воздействовать на процесс развития речевых навыков в детском возрасте, особенно музыкальная логоритмика, которая опирается на связь слова, музыки и движения. Главным образом эта связь выявляется в пении, так как оно является составляющей всех используемых форм деятельности на музыкально-логоритмических занятиях и оказывает значительное влияние на развитие речевых навыков.
Логоритмические занятия — это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Основными задачами воздействия музыкальной логоритмики являются:
— Развитие речевых навыков детей;
— Координация пения и движения;
— Развитие общей и мелкой моторики, зрительного внимания;
— Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.
Для осуществление поставленных задач на музыкальных логоритмических занятиях рекомендуется использовать следующие приемы:
— логопедическая (артикуляционная) гимнастика с пением и музыкальным сопровождением;
— комплексы общеразвивающих и динамических упражнений с музыкальным сопровождением;
— пальчиковая гимнастика, песни, сопровождаемые движениями рук и ног;
— логопедическая (артикуляционная), дыхательная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения;
— игра на детских музыкальных инструментах;
— коммуникативные игры и танцы.
Самое важное — это координационная работа всех составляющих системы логоритмики. На занятиях отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь и слаженность. В процессе занятий логоритмики связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Эти возможности еще более раскрываются на занятиях музыкальной логоритмикой, что составляет ее специфический, развивающий психические механизмы речи, потенциал.
Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе музыкальных логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста возможно добиться высоких результатов. Самое важное в этом направлении — систематичность и планомерность работы.
Ссылка на файл: «Развитие речевых навыков детей 3-4 лет с помощью музыкальной логоритмики»