Публикация мастер-класса Развитие мелкой моторики
Автор: учитель-логопед Стурова Людмила Степановна.
МБОУ гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж.
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях»
Мастер-класс разработан для учителей-логопедов. Основные задачи мастер-класса: познакомить учителей-логопедов с различными видами упражнений для развития мелкой моторики; показать зависимость развития речи от развития мелкой моторики.
Файл:Мастер-класс
«Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях»
Учёными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В своей практике я использую следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
3) игры и действия с игрушками и предметами:
раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.;
4) обведение контуров, раскрашивание картинок, выполнение штриховки;
5) самомассаж кистей и пальцев рук.
Работу по развитию кистей и пальцев рук я провожу систематически, включаю эти упражнения в свои занятия. В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Список литературы
Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии», — Ростов н/ Дону, «Феникс», 2011;
Акименко В.М. «Исправление звукопроизношения у дошкольников», Ростов н/ Дону, «Феникс», 2015;
Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения», — М., ТЦ «Сфера», 2006;
Пятница Т.В. «Речь на кончиках пальцев»,- Ростов н/ Дону, «Феникс, 2011.