Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Козлова Ирина Валентиновна, воспитатель по изобразительной деятельности, МАДОУ «Детский сад № 45», Республика Коми город Сыктывкар.
В рабочей программе даны темы рисования на 1 учебный год, описаны материалы, техники, используемые на занятиях, расписаны методы и приемы, которые можно использовать для мотивации детей. Также в программе приведены таблицы педагогической диагностики выявления навыков и умений детей в результате освоения данной программы.
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы – общеразвивающей программы
«Мамина школа»
Направленность: художественная
Предназначена для детей дошкольного возраста:
2 – 3 года (первая младшая группа)
Срок реализации:1 год
Составила: Козлова И.В.
педагог дополнительного образования
Сыктывкар, 2015 год.
Содержание программы
1. Пояснительная записка………………………………………….3
2. Учебно – тематический план……………………………………6
3. Содержание изучаемого курса…………………………………..7
4. Учебно – методическое обеспечение, электронные образовательные и информационные ресурсы………………………………………18
5. Приложение………………………………………………………19
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа(далее Программа) «Мамина школа» разработана в соответствии с:
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ;
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг»;
— Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПин №2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11. 2013 г. № 30468);
— Уставом МАДОУ;
— Положением об образовательной программе по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ.
Программа разработана на основе пособий: Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» — М.: Творческий Центр «Сфера», 2007 год; А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — Издательство «Каро» 2008 год; Информационно – электронные ресурсы «Интернет».
Целью данной программы является знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования знакомых предметов и явлений.
Для реализации данной программы необходимо решить следующие образовательно – воспитательные задачи:
— познакомить детей с различными техниками рисования;
— научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;
— учить детей выбирать средства изображения;
— развивать навыки взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и со сверстниками, в процессе коллективного творчества;
— развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятие;
— сформировать у детей технические навыки рисования;
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать фантазию, познавательную активность под музыку;
— обеспечить эмоциональное благополучие и здоровье детей.
Срок реализации — 1 год, 1 раз в неделю, количество ООД – 32. Продолжительность ООД – 7 – 10 минут.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Исходя из приоритетного направления (художественно – эстетического) нашего ДОУ была разработана образовательная программа «Мамина школа», так как по художественно – эстетическому развитию детей в раннем возрасте в основной образовательной программе отведено недостаточно времени для развития творческих способностей у детей.
Рисование нетрадиционными материалами и нетрадиционными техниками – это рисование – игра, способствующая развитию ловкости пальцев и кистей рук, развитие творческих способностей, образного мышления.Рисование с использованием нетрадиционных техник и нетрадиционными материалами снимает детские страхи, развивает уверенность в своих силах, учит детей свободно выражать свой замысел, во время работы дети получают эстетическое наслаждение, дети учатся работать в коллективе.
Рисование нетрадиционными техниками очень легко осваивается детьми, не требует особых способностей, увлекает, не перегружает детей не умственно, ни физически.
Программа составлена на основе комплексно – тематического планирования ДОУ. Отличительной особенностью программы является то, что в предложенной продуктивной деятельности, дети сначала коллективно, а потом индивидуально, совместно с педагогом, не владея особенными изобразительными навыками, выполняют несложные композиции на определенный сюжет: «Осенний лес», «Клубочки для котенка», «Спрячем зайку», «Построим снеговика» и другие. Для оптимизации образовательного процесса, 2 раза в год ООД по рисованию нетрадиционными техниками проводятся совместно с родителями (в гонце первого полугодия – декабрь и в конце второго полугодия – май). Готовые работы, как коллективные, так и индивидуальные используются для оформления сезонных выставок в ДОУ, для оформления интерьера групп и детского сада, так же для участия в конкурсах разного уровня.
Формы обучения: подгрупповая, очная.
Язык обучения: русский.
В начале и в конце учебногогода проводится педагогическая диагностика наличия навыков и умений у ребенка.
Ф.И.
ребенка Технические навыки Проявление самостоятельности Развитие мелкой моторики Проявление аккуратности и трудолюбия
Сила нажима Расположение на плоскости листа Ритмичность в повторении элементов
Оценка умений и навыков детей по критериям в баллах:
3 балла – ребеноксправляется с заданием самостоятельно, проявляет творчество;
2 балла – ребенок справляется с небольшой помощью педагога, действует по шаблону;
1 балл – ребенок затрудняется самостоятельно выполнять задание, требуется постоянное присутствие и подсказка педагога, повторный показ способа действия.
Таблица оценки результативности работы взрослых (родителей) – начало года, конец года.
Ф.И.
родителя Участие в совместном творчестве Проявление интереса к работам ребенка Создание развивающей среды дома.
Учебно – тематический план
Виды ООД Объем учебной нагрузки (количество ООД)
Предметное 13
Сюжетное (коллективное) 10
Декоративное 5
Экспериментирование с цветом 2
Интегрированные (совместно с родителями) 2
Всего ООД 32
Содержание изучаемого курса
Октябрь
№ Тематика Задачи Развивающая предметно – пространственная среда
Методы и приёмы
1 «Осеннее деревце»
(предметное) Познакомить детей с изображением осеннего дерева способом примакивания кусочка губки
Развивать умение равномерно располагать цветовые пятна по всему пространству контура кроны
Закрепить название цветов спектра (желтый, красный, зеленый)
Иллюстрации с изображением дерева с зеленой кроной и кроной с разноцветными листьями, солнышко, кусочки губки на каждого ребенка, лист бумаги светло – желтого цвета, с изображенным деревом без листьев, тарелочки с краской 3 х цветов. Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Осень». Бумажные фигурки зайца, ежика, клей.
Рассмотреть зеленое дерево (ветки, ствол, листья) Рассказать о том, что лето закончились, солнышко греет слабо и на деревьях листья желтеют, краснеют, некоторые еще зеленые опадают и ложатся на землю. Предложить детям нарисовать деревце с разноцветными листьями. Вспомнить цвета (желтый, как солнышко, зеленый, как травка, красный, как помидор). Показ способа изображения педагогом. Самостоятельная деятельность детей под музыку. В конце работы полюбоваться красивым деревом, посадить под осеннее деревце лесных животных.
2 «Туча и дождик»
(Сюжетно — коллективное) Учить изображать дождевые капли способом примакивания пальчика и размазыванием капли сверху вниз.
Закрепить название цвета (синий)
Уточнить знания детей о природных явлениях.
Голубой лист бумаги туча и солнышко, синяя гуашь в тарелочках, вода в распылителе, тряпочки, тазик с водой. Звук ветра на аудиозаписи. Рассказ воспитателя: «Светило в небе солнышко, тут подул ветер, набежала синяя туча и полил дождь… Побрызгать детей водой из распылителя. Дети дождя неиспугались, дождик нарисовали. Показ способа рисования дождевых капель при помощи пальчика. Уточнить цвет краски (синий). Вымыть руки после рисования, вытереть о тряпочку.
3 «Разноцветные зонтики»
(декоративное) Познакомить со способом рисования узора на предмете при помощи колпачков от клея. Упражнять в умении располагать узор по всему пространству, по краю формы, ритмично выполняя движения. Зонт, гуашь 4 цвета (желтая, синяя, зеленая, красная), листы бумаги в форме полукруга на каждого ребенка, рисунок с тучей и дождем с прошлого занятия, образцы способов украшения зонта,колпачки от клеевого карандаша, клей – карандаш, фломастер. Рассмотреть с детьми рисунок с прошлого занятия «Туча и дождь». Вспомнить, как детей намочил дождь. Показать зонтик, рассмотреть его (яркий, есть узор), уточнить, в каком месте расположен узор на зонтике (образцы узоров). Предложить каждому украсить узором свой зонтик. Показ способа рисования колпачком. По окончании работы, приклеить зонтики на лист с дождем и тучей, дорисовать ручки к зонтам.
4 «Ягоды в банке»
(предметное) Познакомить со способом рисования паралоновой палочкой, путем ритмичного примакивания по всей плоскости.
Закрепить названия цвета (красный)
Воспитывать доброжелательное отношение к маме, желание помогать.
Прозрачная банка с крышкой, муляжи ягод, листы бумаги на каждого ребенка в форме банки, красная гуашь, палочки с паралоном. Внести корзинку с ягодами. Рассмотреть ягоды (красные, круглые). Спросить, что можно сделать с ягодами (съесть, угостить кого ни будь, помочь маме и сварить варенье на зиму) Предложить детям переложить ягоды из корзинки и закрыть крышку. Показать, как сварить варенье можно каждому ребенку – нарисовать ягоды в банке. Показ способа изображения большого количества ягод, что бы банка была полная, чтобы ягодки не смешивались между собой. После выполнения работы похвалить детей за то, что они помогли маме сварить варенье из ягод.
Ноябрь
5 «Клубочки для котят»
(сюжетное) Учить детей выполнять круговые движения при помощи кисти, изображая клубок ниток.
Упражнять в умении правильно держать кисть, набирать краску. Продолжать закреплять название основных цветов спектра.
Большой лист бумаги с нарисованными котятами. Кисти на каждого ребенка. Гуашь красная, желтая, синяя, зеленая. Клубки ниток разного цвета. Рассмотреть с детьми изображенных котят. Спросить, чем любят играть котята. Предложить детям клубочки разного цвета (повторить названия цветов) и показать, как нужно кидать клубочки, чтоб котенок за ним побежал. Один клубочек размотать, показать, как надо накрутить на клубок нитку. Дети руками имитируют намотку нити. Предложить нарисовать котятам клубочки, чтоб им было весело. Показ способа рисования кистью. По окончании работы назвать цвета нарисованных клубочков.
6 «Кубики для Вани»
(предметное) Продолжать учить изображать знакомые детям предметы при помощи кусочка губки, располагая их по всей плоскости, составлять несложные формы (дорожка, домик, башенка)
Закреплять названия основных цветов спектра. Листы бумаги на каждого ребенка, кусочки губки квадратной формы, краска 4 основных цветов, кукла мальчика, деревянные кубики. Познакомить детей с мальчиком Ваней, он любит играть кубиками. Рассмотреть цвет кубиков. Предложить из кубиков построить дорожку, башенку, домик. Раздать детям листы бумаги, кусочки губки и предложить нарисовать то, как мы играли с Ваней кубиками, что строили. Напоминание способа примакивания губкой ритмичными движениями. По окончании работы спросить какого цвета кубики, сто построил Ваня из кубиков, обратить внимание на те кубики, которые нарисованы аккуратно, с четкими краями.
7 «Ягодки для снегиря»
(сюжетное) Закрепить способ рисования паралоновой палочкой, путем ритмичного примакивания грозди ягод на конце ветки.
Закрепить названия цвета (красный)
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Листы бумаги, с изображением веточки и сидящим на ней снегирем. Красная гуашь в тарелочке и паралоновые палочки. Музыкальное произведение П. Чайковского «Петушки». Иллюстрации, с изображением грозди рябины. Рассмотреть с детьми иллюстрацию, с изображением снегирей. Спросить, что любят клевать птицы. Предложить угостить снегирей рябиновыми ягодками. Проговорить, какого цвета ягоды, какой формы (красные, круглые) Спросить у детей совета, как можно нарисовать ягоды. Показать паралоновые палочки, на ладошке сымитировать способ примакивания. Самостоятельное выполнение работы детьми. Рассматривание готовых рисунков: у кого получилось много ягодок, все ли ягодки держаться на веточке и т.д.
8 «Снег идет»
(предметное)
Продолжать закреплять способ рисования ватной палочкой, путем ритмичного примакивания по всей плоскости листа.
Упражнять в умении рисовать кистью, выполняя круговые движения – метель, ветер.
Закрепить названия цвета – (белый).
Листы голубого цвета, с изображением дерева и куста. Ватные палочки, краска белого цвета, кисти на каждого ребенка. Репродукция картины И. Шишкина «Зима». Образцы рисунков воспитателя — «Идет снег». Музыка П. Чайковского «Январь» Рассмотреть картину Шишкина «Зима», рассмотреть рисунки воспитателя – снег идет, прослушать муз. Произведение Чайковского. Предложить детям нарисовать падающий снег, снег на деревьях и кустах ватной палочкой. Показать, как кисточкой, выполняя круговые движения, можно нарисовать сугробы, метель. По окончании рассмотреть рисунки детей, выбрать самые заснеженные деревья и кусты, самые большие сугробы и метель.
Декабрь
9
«Спрячем зайку»
(сюжетное) Учить рисовать кистью, выполняя движения мазком внутри контура. Упражнять в умении держать правильно кисть тремя пальцами, промывать её после рисования.
Закреплять навыки рисования ватными палочками, способом примакивания (глаза, нос) Иллюстрации с изображением зайца серого и белого, картинка лисы. Кисти на каждого ребенка, белая и черная гуашь, ватные палочки. Рисунки с прошлого занятия («Снег идет»), контурные фигурки зайца серого цвета на листе, баночки с водой, тряпочки. Рассмотреть иллюстрации, с изображением серого и белого зайца. Определить, в какой шубке серой или белой зайчик лучше спрятался от лисы. Предложить спрятать зайчика, закрасив ему шубку. Показ способа закрашивания внутри контура (гладим зайку). По окончании работы, дать детям ватные палочки и предложить нарисовать глазки и носить способом примакивания. Рассмотреть готовые работы: Кто лучше спрятал зайчика? У кого вся шубка получилась белая (Обыграть рисунки с лисичкой)
10 «Построим снеговика»
(предметное) Продолжать закреплять способ рисования ватной палочкой, путем ритмичного примакивания в кругах разного размера.
Упражнять в умении рисовать кистью (правильно держать, набирать краску, проводить линии одним движением, не отрывая кисть от бумаги, промывать кисть после работы) Листы голубого цвета, с изображением контура снеговика (из 3 кругов разного размера, круглые руки по бокам, ведро на голове из цветного картона), белая гуашь, ватные палочки и кисти на каждого ребенка, баночки с водой, иллюстрации с изображением разных снеговиков, три белых круга из белого картона. Звук ветра на аудиозаписи. Рассмотреть с детьми снеговиков. Звук ветра, снеговики рассыпаются. Предложить детям построить снеговика снова. Напомнить последовательность составления снеговика от самого большого комка до маленького. Предложить детям нарисовать, как они строили снеговика. Вспомнить название цвета краски снега (белая). Показ способа рисования примакиванием ватной палочки в круги разного размера. Воспитатель приклеивает носы – морковки снеговикам и рисует глазки ватной палочкой с черной краской. Детям предлагается кисть для рисования сугроба, который намела метель, ветер (педагог напоминает способ рисования линий кистью, промыть её после работы)
По окончании дети рассматривают, каких снеговиков они нарисовали.
11 «Зеленая елочка в гости к нам пришла»
(предметное) Упражнять в умении рисовать кистью (правильно держать, набирать краску, проводить линии одним движением, не отрывая кисть от бумаги, промывать кисть после работы)
Закрепить название цвета – зеленый.
Тонированные листы разного цвета на каждого ребенка, с приклеенным белым треугольником – елкой (снизу ствол), широкие кисти на каждого ребенка, зеленая гуашь, баночки с водой, тряпочки. Иллюстрации с изображением елок, растущих в лесу и изображение зеленой ели. Рассмотреть иллюстрации с изображением елового леса, предложить тетям позвать в гости елочку. Спросить, какого цвета елочка, спросить у детей, чем не похожа на настоящую елку их елочка на листе бумаги. Предложить детям раскрасить свою елку. Показ способа закрашивания елочки. После рисования промыть кисть в воде и положить её на тряпочку. По окончании работы выбрать самую пушистую елочку, самую стройную, самую колючую и т.д.
12 «Нарядим елочку шариками»
(с родителями)
Упражнять в умении примакивать паралоновые палочки круглой формы в треугольнике елки – шары и ватные палочки – бусы, располагая их близко друг к другу. Закреплять название основных цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый).
Зеленые елочки с прошлого занятия, паралоновые палочки круглой формы, ватные палочки на каждого ребенка, гуашь основных цветов в тарелочках. Наряженная елка с шарами и бусами. Рассмотреть с детьми новогоднюю елку. Спросить, чем украшена елка (шарами и бусами), какой формы шары и бусы (круглые) обратить внимание на размер украшений: шары большие, а бусы маленькие. Показать способ изображения шаров при помощи тычка паралоновой палочки и бус ватной палочкой. Обратить внимание на расположение украшений по всей елочке. В процессе рисования закреплять название цветов. По окончании работы полюбоваться елочками.
Январь.
13 «Бусы для Маши»
(предметное) Учить изображать знакомые предметы, используя паралоновые палочки.
Упражнять выполнять примакивания на одной линии, соблюдать расстояние между элементами.
Закреплять названия основных цветов спектра. Кукла Маша, отдельные бусинки, бусы на ниточке, веревочка, паралоновые палочки, краски 4 цветов, листы бумаги на каждого ребенка с нарисованной ниточкой. Познакомить детей с куклой Машей, сообщить о том, что Маша была на праздникев своих любимых бусах, но они порвались и бусинки рассыпались. Показать отдельно бусинки и веревочку. Предложить Маше собрать новые бусы. Рассмотреть форму бус, цвет. Показать паралоновую палочку и напомнить детям способ рисования ею. Обратить внимание на то, что бусинки не должны быть отдельно от веревочки и находиться друга от друга на расстоянии. После рисования рассмотреть готовые бусы, похвалить детей за старание, надеть на куклу готовые бусы.
14 «Вагончики для поезда»
(предметное) Продолжать учить изображать знакомые детям предметы при помощи колпачка от клея (колеса), кусочка паралона (окно).
Упражнять выполнять примакивания на одной линии, соблюдать расстояние между элементами. Игрушка – поезд. Рисунок паровоза, вагончик на листе бумаги на каждого ребенка, в тарелочках черная краска и краска основных цветов спектра, крышки от клея – карандаша, квадратный кусок губки. Показать детям игрушку поезда, рассмотреть: паровоз везет вагончики. У поезда есть круглые колеса, квадратные окна. Показать рисунок паровоза, предложить детям добавить вагоны. Дети берут лист бумаги с прямоугольником любого цвета. Показать способ рисования колес колпачком и используя краску черного цвета, затем окна – квадратным кусочком губки, выбрав любой другой цвет краски. По окончании работы составить из вагончиков длинный поезд.
15 «Забавные зверушки»
(экспериментирование – кляксография))
Учить рисовать детей при помощи пятна.
Упражнять в умении узнавать в пятне знакомые образы, дорисовывать недостающие части, используя восковые мелки.
Развивать творчество, фантазию.
Листы бумаги на каждого ребенка, разбавленная гуашь в тарелочках, ложки пластиковые, дополнительные листы бумаги, восковые мелки. Образцы рисунков педагога способом кляксография. Показать детям методические рисунки педагога, спросить, кого дети узнали в кляксах. Предложить нарисовать необычных зверей. Показ способа изображения. Дети самостоятельно выполняют работу – размазывают кляксу. Затем самостоятельно или совместно с педагогом дорисовывают недостающие части. Рассмотреть готовые рисунки, предложить сделать книжку «Забавные зверушки».
16 «Берёзки»
(предметное) Продолжать учить проводить длинные прямые линии широкой кистью (стволы) и тонкие линии, используя кисть тоньше и гуашь двух цветов (белую, черную), промывать кисть после рисования. Листы голубого цвета на каждого ребенка, гуашь белого и черного цвета, широкие и тонкие кисти, тряпочки, вода. Репродукции с изображением берез И. Грабаря, методические рисунки педагога, с изображением березы. Рассмотреть с детьми репродукцию И. Грабаря. Спросить, что изображено, сообщить детям название деревьев. Рассмотреть рисунок березы (белый ствол, черные крапины на стволе, черные ветки). Предложить детям нарисовать березки, показ способа рисования. Самостоятельное выполнение работы детьми. Рассмотреть готовые рисунки: самое высокое дерево, самые густые ветки, березка наклонилась и т.д.
Февраль.
17 «Насыплем в кормушку зернышек для птичек»
(сюжетное)
Упражнять в умении рисовать кистью наклонные линии (привязывать ниточки к кормушке)
Закреплять навыки примакивания ватными палочками по всей плоскости листа – кормушки.
Тонированные листы бумаги на каждого ребенка, с нарисованной веткой и с наклеенным прямоугольником, гуашь желтого и черного цвета, ватные палочки и кисти на каждого ребенка. Картинки с изображением зимующих птиц, зернышки в тарелке и деревянная кормушка. Показать детям картинки зимующих птиц, спросить, чем мы можем покормить их, куда насыпаем корм. Показать кормушку с веревочкой и зернышки. Каждый ребенок берет из тарелки зерна и насыпает в кормушку. Предложить детям нарисовать к кормушке веревочки и насыпать – нарисовать зерна. Показ способа изображения педагогом. Рассмотреть готовые работы (у кого самые ровные веревочки, у кого самые длинные, чьи держаться за веточку, у кого больше получилось зернышек и т.д.)
18 «Метель»
(экспериментирование)
Учить детей изображать природное явление при помощи свечи и акварели.
Упражнять в умении рисовать завитки, спирали.
Закреплять навыки закрашивания широкой кистью, набирать краску, промывать с кисть после рисования. Листы для акварели на каждого ребенка, кусочек свечи, широкие кисти, акварельные краски в тарелочке (синий, фиолетовый, розовый). Иллюстрации с изображением метели, музыкальное сопровождение А. Вивальди «Зима», звук ветра (аудиозапись) Дать послушать «Звук ветра», спросить у детей, что они услышали? Рассмотреть иллюстрации, с изображением метели, вьюги. Предложить детям нарисовать метель. Показ способа изображения при помощи свечи и акварели. Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение А. Вивальди. Рассмотреть готовые работы: Какая метель, что замела вьюга? Стало ли детям холодно, глядя на рисунки? И т.д.
19 «Шарики для папы»
(предметное)
Продолжать учить рисовать кистью круговые движения. Упражнять в умении держать правильно кисть тремя пальцами, промывать её после рисования.
Упражнять в умении проводить линии — ниточки восковыми мелками.
Закреплять названия основных цветов спектра. Листы бумаги на каждого ребенка, гуашь в тарелочках основных цветов, восковые мелки, широкие кисти, баночки с водой, тряпочки, воздушные шарики разного цвета. Показать детям воздушные шары, рассмотреть их форму, цвет. Сообщить детям о том, что скоро праздник пап и дети могут поздравить их шариками. Вспомнить способ рисования по кругу в воздухе пальчиком. Напомнить детям, как надо набирать краску, как промывать кисть после рисования. Затем предложить детям дорисовать к шарам ниточки, чтоб они не улетели. Рассмотреть рисунки: у кого получилось очень много шариков, каких цветов получились шары, какой они формы.
20 «Зажжем в домах свет»
(предметное, коллективное) Продолжать учить изображать знакомые детям предметы при помощи кусочка губки, располагая их на одной линии плоскости.
Закреплять основные цвета спектра (желтый, синий, красный, зеленый) Полоски бумаги разного цвета и размера, черный лист бумаги А3, кусочки паралона квадратной формы, гуашь желтого, синего, зеленого, красного цвета. Иллюстрация ночного города, клей для педагога. Рассмотреть ночной город, зажженный свет в окнах разного цвета. Предложить нарисовать такой же город, но надо нарисовать – «зажечь свет в окнах». Показ способа ритмичного изображения квадратиков на полоске. Обратить внимание на то, что дом может быть низкий и длинный и узкий и высокий. Поэтому надо рисовать окна слева направо или снизу вверх. По окончании работы приклеить дома к черному листу. Порадоваться с детьми, какой красивый получился город, весь светиться.
Март.
21 «Цветок для мамы»
(предметное)
Учить изображать при помощи ладошки – цветок (тюльпан, листик).
Упражнять в умении аккуратно прижимать ладошку к листу.
Закреплять навыки рисования прямой вертикальной линии (стебель)
Тонированные листы бумаги, гуашь в тарелочках красного и зеленого цвета, кисти средние, вода, тряпочки. Открытки с изображением тюльпанов. Вспомнить с детьми, что скоро мамин праздник и нарисовать для мамы цветок. Рассмотреть открытки с тюльпанами (бутон, стебель, лист). Вспомнить какого цвета части тюльпана. Показ способа рисования ладошкой. По окончании работы рассмотреть нарисованные цветы: красивые, нежные, понюхать их аромат.
22 «Украсим платье»
(декоративное)
Продолжать учить украшать знакомые детям предметы при помощи кусочка паралона круглой, квадратной и треугольной формы.
Упражнять выполнять примакивания на одной линии или по всему пространству, соблюдать расстояние между элементами, самостоятельно выбирать цвет и форму элементов.
Вырезанные контура платья разного цвета, на каждого ребенка, кусочки паралона круглой, квадратной, треугольной формы. Гуашь основных цветов спектра, образцы узоров на ткани, на изделиях. В гости к детям пришла кукла Маша. Она хочет идти на праздник, но у неё нет нарядного платья. Предложить детям украсить для Маши платье. Рассмотреть образцы узоров, в каких местах может быть узор на платье: на подоле, на рукавах, на воротнике, по всему платью. Показ способа рисования. По окончании работы рассмотреть готовые платья: какие узоры получились, какого цвета, формы, где расположен узор. Педагог хвалит детей за то, что они помогли маше нарядиться в новое платье.
23 «Море и камушки»
(сюжетное, коллективное)
Учить рисовать море и морское дно при помощи малярного валика, обмакивая его в краску и прокатывая по поверхности бумаги.
Закреплять навыки примакивания смятой бумагой – камушки.
Листы бумаги белого цвета, валики малярные, гуашь синего, белого, желтого, зеленого цвета, ванночка для краски, кусочки бумаги. Иллюстрации с изображением моря, морского дна. Музыкальное сопровождение «Малыш и природа» «Море» Рассмотреть иллюстрации с изображением моря, предложить детям нырнуть под воду на самое дно. (под музыкальное сопровождение). Спросить, что на дне можно увидеть: камни, водоросли, рыбок. Предложить нарисовать море. Показ способ изображения малярным валиком. Под руководством педагога, дети рисуют море, прокатывая валик с краской. Затем каждый сминает кусочек бумаги и примакиванием рисует на дне камушки.
Нацелить детей на дальнейшее изображение рыбок в море.
24 «Рыбки плывут»
(предметное) Продолжать учить изображать рыбок при помощи ладошки.
Упражнять в умении аккуратно прижимать ладошку к листу.
Закреплять название основных цветов. Рисунок моря с прошлого занятия. Иллюстрации с изображением рыбок. Гуашь в тарелочках 4 цветов, ватные палочки. Музыкальное сопровождение «Малыш и природа» «Море» Напомнить детям о прошлом путешествии, спросить, кого дети видели в море. Рассмотреть иллюстрации рыб. Предложить детям запустить в море рыбок разного цвета. Показ способа рисования ладошкой. Обратить внимание на раздвинутые пальцы ладошки.
Апрель.
25 «Полоски у зебры»
(сюжетное)
Упражнять в умении проводить вертикальные полоски внутри контура,
закреплять навыки примакивания ватной палочкой
закрепить название цветов (черный, зеленый)
Листы бумаги зеленого цвета, контуры лошадки белого цвета, кисти средние на каждого ребенка, ватные палочки. Краска черного цвета, клей у педагога. Иллюстрации с изображением зебры, стихотворение про полосатую лошадку.
Прочитать стих про зебру, рассмотреть иллюстрации. Показать детям лошадок белого цвета. Спросить, чем эти лошадки не похожи на зебр (нет полосок) сообщить детям, что полоски от лошадок убежали, теперь лошадки грустят, надо вернуть полоски. Показ способа рисования вертикальных полосок кистью, примакиванием ватной палочки нарисовать глаза и нос. Предложить отпустить лошадок погулять на травку – приклеить на зеленый лист.
26 «Верба»
(предметное)
Учить рисовать почки вербы способом примакивания пальчика с углем к изображенной ветке.
Упражнять в умении ритмично располагать почки, близко располагать их к ветке.
Листы бумаги с изображением ветки, на каждого ребенка, тарелочки с порошком угольным. Ветка вербы. Рассмотреть с детьми ветку вербы: мягкая, пушистая, серого цвета, держится на веточке сбоку.
Показать способ изображения почки вербы угольным порошком способом примакивания. Рассмотреть готовые работы: какие почки – пушистые, мягкие, серые.
27 «Красивая картина»
(предметное) Упражнять в умении печатать разными предметами и кубиками, располагая фигуры по всей плоскости листа. Коробка с кубиками и подручными материалами (колпачки от клея, пуговицы, баночки от витамин и др.) тарелочки с краской разного цвета, листы зеленого, черного цвета. Рассмотреть коробку с кубиками и другими материалами, пояснить, что из кубиков можно построить домик, башенку, крышкой можно закрыть баночку, а можно этими предметами нарисовать красивую картину. Показ способа печатанья разными предметами, используя разнообразные цвета краски.
28 «Травка и одуванчики»
(сюжетное)
Продолжать учить рисовать кусочком смятой бумаги, располагая пятна — цветы по всей плоскости листа.
Закреплять навыки рисования кистью вертикальных линий разного размера – трава.
Упражнять в умении промывать кисть после рисования. Листы бумаги на каждого ребенка, кусочки бумаги, кисти, тарелочки с зеленой и желтой краской гуаши, баночки с водой, тряпочки. Иллюстрации с изображением одуванчиков, с изображением зеленого луга. Рассмотреть зеленый луг, желтые одуванчики. Предложить детям «прогуляться по нему и собрать одуванчики в букет». Дать детям кусочки бумаги, смять её и желтые одуванчики способом примакивания. Показ способа рисования смятой бумагой. Затем взять кисти и нарисовать зеленую траву, вертикальными полосками. Рассмотреть готовые работы: Какая трава – зеленая, высокая; какие одуванчики — желтые, пушистые.
Май.
29 «На деревце выросли зеленые листочки»
(предметное) Учить изображать листочки у дерева при помощи печатанья ластиком, выполняя ритмичные нажимы в разном направлении. Листы бумаги желтого цвета, с изображенным деревом без листвы, зеленая гуашь, ластики на каждого ребенка. Обыграть с детьми ситуацию: «Прилетела птичка – синичка, уронила семечко, выросло из семечка деревце, распустились у деревца листики, закачалось деревце, зашумели листья – ш, ш, ш». Предложить детям нарисовать листья у своего дерева. Показ способа изображения
30 «Гусеница на листочке»
(предметное) Упражнять в умении изображать гусеницу, ритмично прижимая палец с краской к листу. Вырезанные из зеленой бумаги листья. Гуашь разного цвета у каждого ребенка, влажная тряпочка для рук, картинка, с изображением гусеницы. Рассмотреть с детьми картинку, с изображением гусеницы (бывает разного цвета, у нее длинное тело, много маленьких ножек, она ползет и извивается) Предложить нарисовать гусеницу на листочке при помощи пальчика. Показ способа изображения.
31 «На яблоне наливные яблочки»
(предметное) Закреплять навыки ритмичного печатанья при помощи колпачков от клея круглой формы. Изображение яблони с зеленой кроной на каждого ребенка, гуашь красная, желтая, колпачки от клея – карандаша. Показать изображение дерева – яблони на фланеллеграфе. Вот на яблоне созрели яблоки – прикрепить к яблоне. Предложить детям при помощи колпачков нарисовать яблочки на своем деревце, используя красную и желтую краску.
32 «Бабочка»
(предметное с родителями) Закреплять навыки печатанья кусочками поролона, ритмично повторяя движения, располагая узор на определенной форме крыла. Вырезанные из тонированной бумаги бабочки, печати в виде цветочков, разноцветные бабочки на леске для игры «Поймай бабочку», краска разного цвета у каждого ребенка. Зеленый лист бумаги для фона. На леске разноцветные бабочки. Под музыку предложить детям поймать бабочек ладошками. Предложить украсить каждому свою бабочку. Показ способа изображения узора на крыльях бабочки, ритмично прижимая поролон с краской к листу. Пока высыхает бабочка, предложить еще раз поймать бабочек у педагога. Затем отпустить бабочек на зеленую лужайку (приклеить)
Учебно – методическое обеспечение, электронные образовательные и информационные ресурсы:
Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 3 – 4 лет» Конспекты занятий. Издательство «Мозаика. Синтез» 2007 г.
Дарья Колдина: Лепка и рисование с детьми 2-3 лет: Конспекты занятий. Издательство «Мозаика. Синтез» 2007 г.
Янушко Е. А. «Это может ваш малыш» методическое пособие – учимся рисовать. «Мозаика. Синтез» 2007 – 2010 г.
Серия развивающих книг «Рисуем пальчиками» Издательство «Мозаика. Синтез» 2013 г.
Электронные образовательные порталыwww.maam.ru,
Социальная сеть работников образованияhttp://nsportal.ru/
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник. Электронный ресурс: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Приложение
Методические рекомендации родителям по развитию детей раннего возраста
«Рисуем и лепим в семье»
Методические рекомендации
1. Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.
2. Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова «давай полепим» или «давай порисуем». (В 2—3 года вопрос «чем ты хочешь позаниматься?» может поставить ребенка в тупик.) Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: «Посмотри, мячик белый получился!» Предложите ребенку: «Давай нарисуем много мячиков!» И малыш с охотой возьмется рисовать.
3. Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.
4. Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя.
5. Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.
6. После окончания занятия надо похвалить малыша.
Предлагаем родителям несколько занятий по рисованию и лепке с ребенком третьего года жизни.
ЕЖИК
Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации с изображением ежика, обратите внимание на острые иголки у него на спине. Прочитайте стихотворение Е. Карасева «Ежик»:
Повстречался ежик мне,
Нес грибы он на спине.
Добрый день, колючий еж!
Далеко ли ты живешь?
Ежик глазками сверкнул,
И в кусты скорей свернул,
Зашуршал сухой листвой, приглашая в домик свой.
Нарисуйте фигурку ежика или вырежьте его силуэт из бумаги и наклейте на картон. Предложите ребенку фломастером нарисовать острые иголки у него на спине. Расскажите о том, что осенью ежик ходит по лесу и на острые иголки собирает грибочки, лесные яблочки. Так он готовится к зиме. Пусть малыш нарисует грибы, яблоки, а также листья, кусты, траву. Поощряйте его желание полнее раскрыть свой замысел. Это занятие целесообразно провести после лепки грибов — ребенку легче будет изображать овальные, круглые формы.
СОЛНЫШКО
Подготовьте голубой фон и ярко-оранжевую гуашь для рисования. Прочитайте ребенку потешку:
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди!
Нам в поля бежать.
Нам весну встречать!
Затем предложите ему нарисовать яркое солнышко с лучами. В процессе рисования повторяйте потешку, чтобы малышу было интереснее творить. Он может сам повторять слова потешки. Полюбуйтесь вместе с ребенком рисунком: «Как ярко светит солнышко-колоколнышко в голубом небе!».
ОДУВАНЧИКИ-ЦВЕТЫ
На прогулке обратите внимание ребенка на ярко-желтые одуванчики, которые растут в зеленой траве, прочитайте стихотворение О. Высотской «Одуванчик»:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик —
Первый, молодой.
У него чудесный,
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Дома дайте ребенку желтую и зеленую гуашь и лист бумаги. Покажите, как можно нарисовать зеленые стебельки, а потом, промыв кисточку, — желтые цветы («они, как солнышко, желты»). В процессе рисования напоминайте, что краску надо набирать осторожно. Сначала нарисуйте зеленые стебельки. Подождите, пока краска высохнет (она должна быть густой), и затем предложите ребенку нарисовать много одуванчиков. Или заранее подготовьте зеленый фон, тогда нетерпеливый малыш сможет сразу «зажечь маленькие солнышки на лужайке». Вместе полюбуйтесь полянкой с ярко-желтыми цветами.
ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД
Заранее вырежьте и наклейте на лист бумаги разноцветные прямоугольники (вагончики), силуэт паровоза, круглые колеса, окна в вагонах. Пусть ребенок рассмотрит поезд. Скажите, что в нем поедут «ребятишки, мишки, зайки и мартышки». Однако пассажиров еще нет. Предложите нарисовать в окнах вагончиков зверят и ребят. Поощряйте старание ребенка, предлагайте для рисования фломастеры ярких цветов (окна в вагончиках должны быть светлых тонов). На следующем занятии можно возвратиться к этой композиции: дополнить ее изображением солнышка, бабочек, цветов («Поезд везет всех на дачу, а может быть, в лес на полянку»)
ИЗБУШКА
Взрослый предлагает построить избушку, в которой будут жить петушок и курочка. «Чтобы лиса не унесла петушка, курочку в густой лес, надо сделать для них избушку из бревнышек», — говорит он, показывая, как в ладонях раскатывают пластилин. Затем малыш сам лепит «бревнышки», из которых вместе с взрослым будет строить избушку. Игровая ситуация ребенку понятна. Он старается сделать хорошие «бревнышки», чтобы получилась «крепкая» избушка. Продолжая развивать сюжетно-игровой замысел, малыш лепит столбики для заборчика, которым окружает избушку. Взрослый поддерживает игру, предлагает сделать побольше ровных столбиков — «тогда заборчик получится высоким, крепким». Ребенок старается поста вить столбики рядом, взрослый помогает ему укрепить заборчик. Малыш доволен конечным результатом, с интересом вновь и вновь подходит к избушке, в которой будут жить курочка и петушок (можно использовать игрушки).
ОРЕШКИ ДЛЯ БЕЛОЧКИ
Ребенок слепил много орешков для игрушечной белочки, «которая живет в лесу и очень любит грызть орешки». Скажите: «А сейчас она хочет угостить ими своих друзей». Посадите белку в тележку и предложите ребенку раздавать орешки игрушечным зверюшкам со словами потешки:
Сидит белочка в тележке,
раздает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Кому в платок, кому в зубок, кому в лапочку.
Малыш постепенно запомнит слова потешки и будет сам повторять эту игру.
Нетрадиционные занятия по рисованию для детей 2-3 лет
«Рисуем пальчиками».
(памятка для родителей)
Польза от рисования пальчиками.
Развитие мелкой моторики кисти ребенка способствует развитию речи в раннем дошкольном возрасте. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
Развивается тактильная чувствительность. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
Осознание ребенком собственного тела.
Пальчиковые краски — как способ самовыражения. Ребенок передает свои чувства и ощущения на бумагу в виде рисунка различной цветовой гаммы. Раннее развитие творческих способностей.
Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Как подготовительный этап к переходу рисованием кистью. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учиться чувствовать границы предлагаемой формы, ориентироваться на листе бумаги, проговаривая способ действия, например: кап-кап, тук-тук…
Развитие воображения, образного мышления.
Возраст: 2 – 3 года.
Тема: Украшение одежды.
Реклама для родителей.
«МАМИНА ШКОЛА…
РИСУЕМ ВМЕСТЕ!»
Приглашаем мальчиков и девочек, в путешествие по стране «Изобразилии».
Не занятие, а рисование – игра на развитие ловкости пальцев и кистей рук, на развитие творческих способностей, образного мышления.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Снимет детские страхи;
• Разовьёт уверенность в своих силах;
• Научит детей свободно выражать свой замысел;
• Во время работы дети получат эстетическое удовольствие,
весело проживут несколько счастливых минут!