Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Шульгина Раиса Ахтямшаевна, учитель технологии, МБОУ «СОШ №14» ( Новый образовательный центр), г. Губаха, Пермский край.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся.
Теория и практика профессиональной ориентации уже имеет почти столетнюю историю, если отсчет вести со времен создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или даже со времени открытия бюро профессии в Бостоне в 1908 году. И за это время профессиональная ориентация находила ценный опыт и множество методов работы.
Возникает вопрос, почему эта проблема актуальна во все времена и эпохи? Почему не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению?
Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является социально- экономические изменения, происходящие в обществе, конечно же, научными достижениями в области профессионального самоопределения. В настоящее время поиск новых подходов обусловлен со спецификой положения России, сложностью переживаемого ею социально- экономического кризиса и поиском путей выхода из него. Почему именно вопрос профессионального самоопределения все годы был для меня актуальным? Да потому что, в программе «технология» как в основной, так и в старшей школе, этот раздел мы считаем очень важным.
Одной из важнейших проблем, которую должны решить школьники по окончании школы — проблема продолжения образования и приобретения профессии. Рыночные отношения и дефицит рабочих мест ставят человека не готового к профессиональной деятельности в сложные социальные условия. Поэтому в нынешних экономических условиях задачей школы является подготовка личности к осознанному выбору профессии, профессиональному самоопределению. И поэтому предмет» технология» становится не только практикоориентированным, но и социально ориентированным.
Этап выбора профессии начинается в школе и может продолжаться длительное время. Никто не защищен на пути выбора профессии от ошибок и разочарований. И чем больше учащиеся будут знать о мире профессий и о собственных возможностях и об объеме необходимых знаний для приобретения той или иной профессии, тем реальнее будет его профессиональный выбор. Чем раньше школьник соприкоснется с миром профессий, тем богаче будет его собственный опыт в этой сфере и тем легче ему будет ориентироваться в огромном мире профессий. В процессе обучения технологии можно выделить несколько ступеней профессионального самоопределения. Для реализации целей используются конкретные педагогические технологии, которые предполагают решение разных задач в работе с разными группами школьников.
Первая ступень- 5-7 класс. Учащиеся получают общее представление о сферах деятельности общества и о профессиональном предназначении человека. Ее условно можно назвать» Этим я могу помочь дома». Выбираются объекты труда, которые будут востребованы в доме, на садовом участке и т. д. На этом этапе важно формировать технологическое мышление, осознание собственных возможностей и собственной роли в малом социуме, вызвать у школьников интерес к трудовой деятельности, мотивировать их к более глубокому изучению технологии. Можно выполнять разные интегрированные проекты, подключая интересующиеся учебные предметы. Таким образом, основная цель данной ступени — заинтересованность школьников трудовой деятельностью через выполнение доступных работ, создание ощущения радости от выполненных изделий, осознание собственной значимости в малом социуме, возможность проявить свою индивидуальность, овладение начальными навыками самообразования, расширение знаний о сферах деятельности человека и профессий. Главный акцент делается на уважительном отношении к труду вообще, через постепенную выработку первоначальных трудовых навыков и увлекательное общее знакомство с миром профессионального труда.
Вторая ступень – понятийно — деятельностная 8-9 класс. На данной ступени важно не ограничивать выбор ученика. Дать ему проявить свои способности. Заниматься в различных курсах по выбору. Я веду курс » Твоя профессиональная карьера». Уже к концу 9 класса школьники могли бы реально представлять свои возможности , и знать требования профессии к человеку, осознанно выбрать сферу профессиональной деятельности. Возможность выполнения профессиональных проб, хорошая информированность в сфере профессий на рынке труда. Определиться с выбором учебного заведения, его профилем.
Акцентируется внимание на дальнейшем знакомстве в увлекательной форме с миром труда (через учебные предметы) и постепенное воспитание уважительного отношения к конкретным видам трудовой деятельности.
Третья ступень — допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся.
Очень важно для данной ступени обеспечить старшеклассников информацией о состоянии рынка труда, сведений из центров занятости. Постоянно обновляющаяся информация позволит ребятам ориентироваться в запросах рынка на интересующиеся профессии. Организация различных экскурсий, ярмарок, встреч. Исходя из главной особенности данного возраста основной акцент переносится на ценностно — смысловой поиск себя в будущей трудовой деятельности (через специально организованные учебные курсы, дискуссии, деловые игры, групповые и индивидуальные консультации)
При этом в работе с учащимися выпускных классов основной акцент переносится на конкретные выборы, когда после рассмотрения возможных вариантов выбирается окончательный вариант (через специально организованные индивидуальные и групповые консультации, например — тьюториалы.)
При этом важно выделить и уровни самостоятельности самоопределяющегося учащегося:
1) Пассивный уровень, когда ученик всего лишь ждет, что ему окажут «помощь», « поддержку» или «услугу». К сожалению, такая позиция достаточно распространена- 50 %
2) Уровень взаимодействия (диалога, сотрудничества) педагога и ученика. Примерно – 40%
3) Уровень самостоятельности и осмысленности самоопределения, предполагающий школьника, способного самостоятельно и осознанно решать свои профориентационные проблемы – 10 %.
Согласно уровням главные цели педагогического сопровождения социально — профессионального самоопределения, можно определить так:
• Помощь в конкретном выборе, когда решается по сути прагматичная задача – помочь трудоустроиться или помочь в выборе варианта дальнейшего обучения;
• Содействовать развитию таких способностей ученика, которые позволили бы ему ориентироваться и совершать выборы в меняющихся условиях.