Конкурсы для педагогов, Лучший педагогический проект.
Авторы: Токарчук Елена Владимировна, учитель-логопед; Матвеева Ульяна Александровна, учитель-логопед, МБДОУ № 104, г. Красноярск.
Проект «Рука в руке». Проект работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Ссылка на файл: Проект «Рука в руке»
Описание проекта
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №104 комбинированного вида» (МБДОУ №104) функционирует группа для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР), куда зачисляются дети 5-7 летнего возраста. Наполняемость группы – 20 детей. Все эти дети имеют статус детей с ОВЗ. Также МБДОУ №104 посещает трое воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзии.
В следующем учебном году в рамках инклюзии в МБДОУ будут зачислены пять детей, имеющих различные нарушения в развитии. Большинство из них «безречевые» дети. Учитывая это, первоочередной задачей учителей-логопедов является организация коррекционно-развивающей работы таким образом, чтобы активизировать речь в процессе различных видов деятельности.
Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы учителя — логопеды нашего учреждения используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные методы и приёмы.
Одним из таких инновационных подходов является использование арт-терапии на логопедических занятиях. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
В своей работе мы уже используем метод хромотерапии.
Хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния. Дети, имеющие статус ОВЗ, испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов. Очень часто они не знают даже названий основных цветов, не говоря уже об оттеночных, не узнают и не соотносят их. В своей работе широко используем «Разноцветные сказки» Н.В.Нищевой, что помогает детям усвоить названия основных и оттеночных цветов.
На подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях, а также при работе с заикающимися детьми, мы используем приемы музыкотерапии (прослушивание музыкальных произведений, сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса, пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение). Лёгкая спокойная музыка успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
В штате МБДОУ имеются необходимые специалисты (учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог), то новом учебном году мы планируем продолжить работу по внедрению в коррекционно-развивающие занятия и другие виды арт-терапии, такие как песочная терапия, сказкотерапия и куклотерапия.
Название проекта: «Рука в руке».
Целевая группа: проект направлен на детей 5-7-летнего возраста с ограниченными возможностями здоровья, посещающих МБДОУ №104.
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017 г.
Цель: самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения инновационных методов (песочная терапия, сказкотерапия, куклотерапия) в коррекционно-развивающую работу.
Проблема: отсутствие необходимого оборудования для реализации инновационных методов.
Задачи проекта:
1.Развивать речевую активность (для «безречевых» детей).
2.Корректировать эмоционально-волевую сферу.
3.Формировать коммуникативные умения и навыки.
4.Создать благоприятную психологическую атмосферу, обогатить эмоционально-чувственную сферу детей.
5.Развивать фантазию и образное мышление.
6.Привлечь родителей к совместной деятельности с ребенком.