Конкурсы для педагогов, Лучший педагогический проект.
Автор: Алиева Шамсият Загидовна, воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 62 , г. Махачкала, Республика Дагестан.
Проектная работа «Наши имена». Цель проекта-вызвать у детей интерес к одной из традиций дагестанского народа-наречению младенца именем. Формировать ответственное отношение к своему имени.Раскрываются формы и методы работы с детьми в различных видах деятельности и в различных образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО.
Ссылка на файл: Проектная работа «Наши имена»
Есть одно слово, которое является спутником человека, символом его жизни. Это — имя человека.
Имя — это самый дорогой и первый подарок, который получает человек от своих родителей. Каждый из них хотел, чтобы имя помогло младенцу стать настоящим человеком. «Две вещи должен беречь каждый горец: папаху и имя», — гласит народная поговорка.
У народов Дагестана есть традиции встречать новорожденных всей семьей, всей родней, всем аулом. Если родился мальчик — стреляют из ружей всем аулом.
Очень ответственно относятся дагестанцы к выбору имени. Советы родителям дают старожилы рода, аула. Они вспоминают имена предков, славных тружеников, воинов, джигитов, кунаков, друзей.
Дается имя покойного деда, прадеда, бабушки и прабабушки. Выбирают имя, которое станет для всего рода символом чести и совести, мужества и стойкости, символом красоты и изящества. Имена мальчикам даются в честь Магомеда (в честь пророка), Али, Гасана, Гусейна, Ахмеда, Ибрагима (Авраама), Исмаила, Нуха (Ноя), Юсуфа, Исы; в честь бесстрашных, как герой-полковник Магомед Гаджиев; мужественных, как генерал-полковник Магомед Танкаев. Считается, что с передачей их имени передаются детям и черты их характера. Быть верными, добрыми, умными смелыми учат человека такие имена, как: Саид (счастливый), Расул (Богом посланный), Камиль (зрелый), Кадыр (могучий), Камал (умный), Рагим (добрый, щедрый), Курбан (душевный) и другие.
Расул Гамзатов говорил, что в имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг, а имя девочки должно быть подобно сиянию звезды или нежности цветка. Девочкам желают красоты и изящества птиц (Тавус – павлин), грациозности мирных животных (Джейран – лань), добрых качеств характера (Зарифа – умная), сияния и блеска драгоценных камней (Зумруд, Алмаз, Фируза, Меседу).
К имени человека, прославившего аул, республику, страну, народ с уважением добавляет название села, аула, где он родился. Например: Гамзат Цадаса, Сулейман Стальский, Али-Гъажи Акушинский. «Доброе имя — лучшее сокровище», — говорят в народе.
Названия получают в память о благородных поступках, больших и малых событиях, например: Танец Шамиля, Сабля Шамиля, беседка Шамиля, школа борьбы Али Алиева, приз Али Алиева (олимпийский чемпион по вольной борьбе), схватка Алиева, танец Хочбара, меч Шарвели, песни Махмуда, посох Гамзата, чугун Сулеймана, музыка Мурада (Кажлаева), журавли Расула (Гамзатова), спектакли Барият (Мурадовой).
Дошкольникам интересно узнать происхождение и значение своих имен и фамилий. Сейчас появилось много новых, современных имен, но большинство родителей предпочитают называть своих детей именами близких, достойных, согласно давнему обычаю.