Конкурсы для педагогов и воспитателей
Автор: Лотова Саргылана Афанасьевна, педагог ДО, МБУ ДО «Дворец детского творчества», город Якутск.
Эффективность интегрированных проектов в работе дополнительного образования детей.
В целях совершенствования учебно-воспитательной системы, определения основных направлений работы разработан проект «К вершинам мастерства». В ходе реализации проекта сложилась положительная мотивация для совместной творческой деятельности родителей, воспитанников и педагогов, проводились разные интегрированные мероприятия, промежуточные и итоговые аттестации обучающихся.
При выполнении творческих проектов воспитанники выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, что определило цель работы в студии «Сувениры» по проектной деятельности – создание условий для самореализации воспитанников.
Для достижения этой цели ставились задачи:
• научить детей не бояться трудностей, верить в себя, видеть проблемы, ставить вопросы, искать на них ответы;
• активизировать сознательное участие родителей в образовательно- воспитательном процессе;
• представление работ на научно-практических конференциях.
Используемый метод учебного проекта в работе студии «Сувениры» – это способ организации самостоятельной деятельности воспитанников, направленный на решение задачи проекта. В проектной деятельности так-же используются интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики.
Каждая проектная работа — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Проектная деятельность в студии «Сувениры» начинается с выбора темы проекта, сформирования с воспитанниками цели и задачи, поиска способов решения проблемы. Далее идет сбор и изучение материалов по выбранной теме. Детям дается возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. И каждому воспитаннику дается возможность проявить себя,попробовать свои силы в новом деле, приложить свои знания в реализации проекта и принести пользу в коллективной работе. Итогом является публично достигнутый результат. Реализовывались творческие проекты: «Сказки земли Олонхо», «Природа и мы», «Салют Победителям!», «Недаром помнит вся Россия», «Малые народности Якутии», «Азбука безопастности», «По планете любимых книг».
Каждый проект по своему уникален. В основу проекта «Сказки земли Олонхо» лежит национальный героический эпос – олонхо, внесенный в число шедевров нематериального наследия мира. Воспитанники изучали олонхо, знакомились с образами, героями через посещение библиотек, экскурсии в национальные музеи, Интернет.Интегрированнный проект «Природа и мы» по экологическому воспитанию и развитию экологического сознания, культуры разработан для пропаганды идей защиты природы. Воспитанники изучали экологические особенности растений и животных, создавали разные работы по данной тематике. Проведено интегрированное занятие «Красная книга глазами детей». По данному проекту привлекались родители к практической деятельности. Воспитанники с родителями готовили авангардные костюмы по рециклизации отходов производства и потребления.
В рамках проекта участвовали в научно-практических конференциях городского, республиканского уровней «Шаг в будущее», «Отходы в доходы», «Лапласовские чтения», «Мир вокруг нас» и занимали призовые места.
Подключение родителей в проектной деятельности повышает эффективность проведения мероприятий. Родители становятся организаторами, участниками итоговых занятий, выставок, становятся членами жюри.
Таким образом, через проектную деятельность осуществляется в единстве обучение, развитие и воспитание обучающихся, обеспечивается целостность педагогического процесса.