Программа коррекции в работе социального педагога
Автор: социальный педагог Белименко Ирина Николаевна.
МБОУ «Лянторская СОШ №3» г. Лянтор, Сургутский район.
Главная задача образования состоит в том, чтобы дать всем детям, учитывая психофизические возможности, тот уровень воспитания и образования, который им поможет не потеряться в обществе, найти в жизни свое место и реализовать свои потенциальные возможности. Количество школьников, которые выделяются в качестве учащихся с девиантным поведением, возрастает с каждым годом, так как происходит увеличение числа провоцирующих факторов, которые способствуют формированию отклоняющегося поведения. Воспитательная работа с семьей в условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности приобретает новое содержание. В условиях гуманизации, гласности и демократизации ответственность родителей за выполнение своих обязанностей значительно повышается. Но не все родители это понимают, на основе чего реализуются не в полной мере возможности семейного воспитания. В качестве одной из причин этого является отсутствие системы работы образовательных учреждений с семьями. Школа призвана обеспечивать единство родителей и педагогов, обязана оказать помощь семье всех детей в полной мере реализовать свой потенциал. Семья выполняет полноценно свои воспитательные функции только тогда, когда она будет являться коллективом единомышленников, будет осуществлять свои действия согласованно со школой, будет стремиться постоянно совершенствовать личность и развивать индивидуальные особенности и способности детей.
Файл:Программа коррекции
Программа коррекции в работе социального педагога по работе с семьей
Пояснительная записка
Главная задача образования состоит в том, чтобы дать всем детям, учитывая психофизические возможности, тот уровень воспитания и образования, который им поможет не потеряться в обществе, найти в жизни свое место и реализовать свои потенциальные возможности.
Количество школьников, которые выделяются в качестве учащихся с девиантным поведением, возрастает с каждым годом, так как происходит увеличение числа провоцирующих факторов, которые способствуют формированию отклоняющегося поведения.
Воспитательная работа с семьей в условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности приобретает новое содержание. В условиях гуманизации, гласности и демократизации ответственность родителей за выполнение своих обязанностей значительно повышается. Но не все родители это понимают, на основе чего реализуются не в полной мере возможности семейного воспитания. В качестве одной из причин этого является отсутствие системы работы образовательных учреждений с семьями. Школа призвана обеспечивать единство родителей и педагогов, обязана оказать помощь семье всех детей в полной мере реализовать свой потенциал.
Семья выполняет полноценно свои воспитательные функции только тогда, когда она будет являться коллективом единомышленников, будет осуществлять свои действия согласованно со школой, будет стремиться постоянно совершенствовать личность и развивать индивидуальные особенности и способности детей.
Большая роль в решении таких задач отводится педагогическую всеобучу родителей, которых нужно направить на решение следующих задач:
– выработка способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке ее результатов;
– формирование практической и психологической готовности к их реализации;
– доводить до сознания родителей педагогические рекомендации и советы, организация между ними положительных отношений.
Каждое занятие должно выполнять такие взаимосвязанные функции, как оценочная, образовательная, побудительная, воспитательная, диагностическая, аналитическая.
Предполагает практика совершенствования семейного воспитания формирование у родителей организаторских и общепедагогических умений, умений прикладного характера и педагогической техники.
Общепедагогические умения включают:
– согласовывать свои действия со школой, учителями, советами;
– разрабатывать план своих действий;
– осуществлять выбор средств, которые нужны для его достижения;
– спроектировать результат семейного воспитания, который отдален во времени;
– уметь поставить цель и определить конкретные задачи воспитания на данном этапе индивидуального и возрастного развития ребенка.
Семья является институтом, где формируются главные нравственные качества ребенка. Со сменой общества меняются взгляды семьи на жизнь, ведущие ценности. Вся педагогическая общественность в последние годы осознала то, что без укрепления связи между семьей воспитания ребенка невозможно.
В качестве приоритетных задач по укреплению связей семьи и ребенка выступает возрождение системы семейного воспитания, обеспечение взаимодействия семьи и школы в воспитании подростков и детей. Повышение педагогической культуры – это основа раскрытия творческого потенциала родителей и совершенствование семейного воспитания.
Цели, задачи и направления деятельности программы
Цель программы создание благоприятных условий для личностного развития обучающихся, оказание им комплексной социально-педагогической помощи в самореализации и саморазвитии в процессе его социализации через сотрудничество родителей и общеобразовательной организации, возможности и факторы семейного воспитания.
Задачи:
- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании обучающихся в отдельных семьях;
- содействие личностному и социальному развитию родителей;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- создавать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей;
- разработать методические рекомендации по воспитанию обучающихся в семье;
- содействовать в формировании правовой культуры родителей.
Направления деятельности
- 1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся всех возрастов:
— проведение социальной паспортизации классов, общеобразовательного учреждения;
— изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях обучающихся;
— определение социально-культурных возможностей общеобразовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
— социально — педагогическая диагностика по выявлению социальных и личностных проблем обучающегося
- Социально- правовое
— выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите опеке, попечительстве;
-защита прав и интересов обучающихся оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении;
— защита и индивидуальная работа с обучающимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых.
- Обеспечение социально-педагогическойподдержки семье в формировании личности обучающегося:
— раннее выявление неблагополучных семей;
— создание банка данных неполных семей, семей, имеющим детей с особенностями психо — физического развития, опекунских семей;
— пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
— психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
— проведение родительских лекториев;
— содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Реабилитационное
— Индивидуальная реабилитационная работа с родителями или с обучающимися с использованием нескольких технологий.
Консультирование – методом беседы, наблюдения, убеждения, активного слушания;
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Метод «письмо-обращение». Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо-поздравление, поддержка.
Социальный патронаж.
Технология патронажа включает:
— предварительную подготовку встречи, постановку целей;
— предварительное оповещение о времени визита;
— представление и сообщение о цели визита;
— время посещения не должно быть чрезмерным – 20- 30 минут;
— подведение итогов, составление акта о посещении.
- Консультативное:
— консультирование обучающихся, родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.
— оказание помощи в предпрофильной подготовке и профессиональном самоопределении обучающихся;
В консультативной деятельности чаще всего используются следующие подходы:
– личностно-ориентированное консультирование;
– проблемно-ориентированное;
– семейное и индивидуальное консультирование.
- Профилактическое:
— социально-педагогическая профилактика и коррекция, способствующая своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения обучающихся;
— повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
— организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию, а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.
- Содействие созданию педагогически ориентированнойсреды для оптимального развития личности ребенка:
— развитие взаимопонимания и взаимодействия между администрацией общеобразовательного учреждения, учителями, родителями и обучающимися.
- Методическое:
— организационно- методическая деятельность;
— анализ своей социально — педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства;
— участие в работе педагогических советов школы, методических объединениях по социально- педагогическим проблемам;
— участие в городских, районных, окружных и всероссийских конкурсах, конференциях.
Ожидаемые результаты реализации программы
Количественные результаты:
- Снижение количества семей, находящихся в социально – опасном положении.
2.Улучшение микроклимата в семьях, находящихся в социально – опасном положении.
3.Сокращение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
4.Оказание помощи в трудоустройстве и профориентации обучающихся.
- Выпуск методических пособий, буклетов и памяток для родителей и обучающихся.
Качественные результаты:
1.Повышение ответственности за воспитание детей у родителей, изменение жизненных ситуаций, улучшение условий жизни ребенка в семье.
2.Повышение уровня правовых знаний у обучающихся и их родителей.
- Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.
4.Повышение эффективности работы школы путем внедрения инновационных программ и технологий с семьями, находящимися в социально – опасном положении.
5.Достижение качественных изменений в профессиональной компетенции педагогов, работающих с семьями, находящимися в социально – опасном положении.
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. Диагностическое | |||
1. Изучение семей учащихся | |||
1.1 | Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе. | Апрель-Май | Заместитель директора
Социальный педагог Педагоги-психологи |
1.2 | Изучение социального состава семьи | Сентябрь-октябрь | Социальный педагог,
Классные руководители |
1.3 | Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу. | Сентябрь-октябрь | Социальный педагог |
1.4 | Диагностика методов семейного воспитания | В течение года | Педагоги-психологи |
1.5 | Изучение удовлетворенности родителей и детей работой классного руководителя, образовательного учреждения | Октябрь-Апрель | Заместитель директора
Социальный педагог Педагоги-психологи |
1.6 | Диагностика «Рисунок семьи» | В течение года | Педагоги-психологи |
1.7 | Посещение семей | В течение года | Заместитель директора
Социальный педагог |
1.8 | Изучение отношения родителей к уровню деятельности школы. | Октябрь-ноябрь | Заместитель директора
Классные руководители |
2. Педагогическое и психологическое просвещение родителей | |||
2.1 | Собрание родителей будущих первоклассников. | Декабрь | Заместитель директора
Классные руководители Педагог — психолог |
2.2 | Тематические родительские собрания с привлечением специалистов. | 1 раз в четверть | Заместитель директора
Классные руководители Приглашённые специалисты |
2.3 | Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников | По мере необходимости | Заместитель директора
Классные руководители |
2.4 | Индивидуальная работа с родителями:
Беседы о взаимоотношениях в семье, о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении |
В течение года | Педагоги-психологи
Социальный педагог |
3.Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного и школьного коллектива | |||
33.1 | Проведение конференций родителей — отцов (законных представителей) | Март-апрель | Заместитель директора
Классные руководители Социальный педагог |
33.2 | Работа общешкольного родительского комитета | В течение года | Администрация школы |
33.3 | Помощь родителей первоклассников в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся. | В течение года | Администрация школы
Классные руководители 1-ых классов |
33.4 | Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей. | В течение года | Классные родительские комитеты |
33.5 | Проведение месячника «Семья» | Март — апрель | Заместитель директора
Классные руководители Социальный педагог |
33.6 | Спортивные соревнования «Папа, мама и я- спортивная семья». | Февраль | Администрация школы |
33.7 | Спортивные соревнования Ученики-Родители-Учителя — Ветераны боевых действий. | Февраль | Заместитель директора
Учителя-физкультуры |
3.8 | Выставка поделок семейного творчества | Март | Учителя начальных классов |
33.9 | Акции: «Твори добро», «Лянторская молодёжь -воинам — землякам», «Мой школьный двор» | В течение года | Социальный педагог
Руководитель школьного объединения «Краевед» |
33.10 | Оформление классных видео-летописей и фото-слайдов силами родителей. | Май | Классный родительский комитет |
33.11 | Привлечение родителей-выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций. | Общешкольный родительский комитет | |
33.12 | Проведение совместных с родителями праздников, концертов, экскурсий. | В течение года | Классные руководители |
4. Активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям | |||
44.1 | Проведение рейдов совместно с членами школьного родительского комитета по семьям «Социального риска» и семьям проблемных учащихся | Постоянно в течение года | Заместитель директора
Социальный педагог |
44.2 | Индивидуальные беседы и консультации с родителями по проблемам семьи и школы. | В течение года | Педагоги-психологи
Социальный педагог |
44.3 | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам льгот и социальных гарантий. | В течение года | Социальный педагог |
44.4 | Совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников. | В течение года | Классные руководители |
44.5 | Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания подростков;
Ознакомление со статьями УК РФ, АК РФ; Вынесение им официального предупреждения об ответственности за воспитание и обучение детей |
В течение года | Заместитель директора
Социальный педагог |
4.6 | Проведение малых педсоветов. | В течение года | Администрация школы |
44.7 | Осуществление чёткого контроля за посещением школы обучающимися «группы риска» и обучающимися, находящимися в социально опасном положении (состоящими на различных видах учёта)
— контроль по журналу; — работа с учителями предметниками. |
Постоянно
в течение года |
Классные руководители
Социальный педагог |
44.8 | Приглашение родителей детей «Группы риска» на заседание родительского комитета, совета профилактики школы | В течение года по необходимости | Заместитель директора
Классные руководители Социальный педагог |
44.9 | Совместная профилактическая работа с инспектором ОУУП и ПДН ОП №1 «Дислокация г. Лянтор». | В течение года | Заместитель директора
Социальный педагог |
44.10 | Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей | В течение года | Администрация школы |
44.11 | Работа по организации занятости обучающихся социально-незащищённой категории детей, «группы риска», проведение и участие в операции «Мир твоих увлечений», сотрудничество с учреждениями дополнительного образования г. Лянтор. | Сентябрь-Октябрь
Постоянно в течение года |
Заместитель директора
Классные руководители Социальный педагог |
44.12 | Оказание помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации при трудоустройстве на летний период (июнь, июль, август) при администрации Сургутского района г. Лянтор «Новое поколение» (14-16лет) | Январь-май | Заместитель директора
Социальный педагог |
5. Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся | |||
55.1 | Тематические и итоговые родительские собрания | 1раз в четверть | Администрация школы
Заместитель директора Классные руководители |
55.2 | Заседания родительского комитета | 1раз в четверть и по мере необходимости | Администрация школы
Заместитель директора Классные руководители |
55.3 | Заседания Управляющего совета | 3 раза в год | Администрация школы
Заместитель директора |
55.4 | Составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности классными руководителями | В течение учебного года | Заместитель директора
Классные руководители |
55.5 | Четкие и лаконичные записи в дневниках | В течение учебного года | Заместитель директора
Классные руководители |
55.6 | Направление родителям записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток | В течение учебного года | Заместитель директора
Классные руководители |
5.7 | Индивидуальные консультации для родителей | В течение учебного года | Заместитель директора
Классные руководители Педагоги-психологи Социальный педагог |
5.8 | Проверка дневников обучающихся | В течение учебного года | Классные руководители |
5.9 | Выпуск «Записной книжки для родителей» | Сентябрь ежегодно | Редакционная группа |
6. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания | |||
6.1 | Обобщение опыта семейного воспитания; | Март-апрель | Заместитель директора
Классные руководители Педагоги-психологи Социальный педагог |
66.2. | Пресс-конференция | Март-апрель | Заместитель директора
Классные руководители Педагоги-психологи Социальный педагог |
66.3. | Семейные праздники | Март-апрель | Заместитель директора
Классные руководители Педагоги-психологи Социальный педагог |
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Управленческая
деятельность |
Попечительская
деятельность |
Общественная жизнь школы, класса |
1. Совет школы | 1. Попечительский совет | 1. Совместные праздники, походы, соревнования |
2. Школьный родительский комитет | 2. Благотворительность
(финансовая поддержка) |
2. Общественно-полезная деятельность |
3. Классные родительские комитеты |
Лектории для родителей
классы | Тематика |
1 – 4 классы | 1.Психологические обязанности первоклассника
2.Знаю ли я своего ребенка 3.Безопасность ребенка – залог спокойствия родителей. 4. Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей |
5-6 классы | 1.Роль отца в воспитании детей;
2.Ответственность родителей за своих детей во внеурочное и вечернее время; 3.Семъя – здоровый образ жизни; 4. Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей. |
7-8 классы | 1.Значение мотивационных характеристик личности учащегося при выборе учебного профиля;
2.Воспитание в семье как важный элемент предупреждения девиантного поведения ребенка ( профилактика бродяжничества); 3. Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей; 4. Вредные привычки. Как справиться?. |
9-11 классы | 1.Как помочь выбрать профессию?
4.Гражданин, человек, личность; 3. Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей |
Мониторинг деятельности социального педагога
Критерии
(социально-защитные) |
Показатели | Период | ||||
2010-2011г. | 2011-2012г. | 2012-2013г. | 2013-2014г. | 2014-2015г. | ||
1. | количество многодетных семей ; | 96 | 81 | 79 | 98 | 98 |
2. | количество уч-ся из малообеспеченных семей, | 22 | 25 | 26 | 25 | 22 |
3. | кол-во семей потерявших кормильца; | 33 | 36 | 32 | 34 | 34 |
4. | дети из неполных семей, родители разведены; | 118 | 111 | 113 | 107 | 111 |
5. | семьи малочисленных народов севера; | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 |
6. | матери одиночки (имеющие удостоверение): | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7. | отцы, самостоятельно воспитывающие детей; | 4 | 6 | 5 | 4 | 5 |
8. | дети Чернобыля; | 4 | 3 | 0 | 0 | 0 |
9. | дети из семей участников локальных войн; | 11 | 7 | 19 | 15 | 16 |
10. | семьи, имеющие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; | 13 | 13 | 11 | 10 | 10 |
11. | количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья; | 5 | 4 | 4 | 3 | 7 |
12. | Обучение детей инвалидов на дому; | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
13. | количество семей, состоящих на учете в УСЗН | 12 | 7 | 10 | 10 | 9 |
14. | количество учащихся (м/о), обеспеченных бесплатным питанием | 12 | 7 | 10 | 10 | 9 |
15. | количество многодетных семей обеспеченных бесплатным питанием | 132 | 130 | 134 | 98 | 151 |
16. | кол-во детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспеченных бесплатным питанием; | 13 | 13 | 11 | 10 | 10 |
Выводы
Главная задача образования состоит в том, чтобы дать всем детям, учитывая психофизические возможности, тот уровень воспитания и образования, который им поможет не потеряться в обществе, найти в жизни свое место и реализовать свои потенциальные возможности.
Семья выполняет полноценно свои воспитательные функции только тогда, когда она будет являться коллективом единомышленников, будет осуществлять свои действия согласованно со школой, будет стремиться постоянно совершенствовать личность и развивать индивидуальные особенности и способности детей.
Цель программ состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для личностного развития воспитанников социально воспитательной группы, оказать им комплексную социально-педагогическую помощь в самореализации и саморазвитии в процессе его социально адаптации и социализации.
Необходимо собрать материал по данным исследуемой семьи, выпускать специальные буклеты, брошюры, дабы сформировать у клиентов потребность в социальных и педагогических знаниях.
Большое значение в коррекционной деятельности имеет самосовершенствование и саморазвитие профессиональной деятельности, постоянном обновлении знаний, развитие практических умений и навыков
Заключение
Семья является относительно небольшим объединением людей, которое основан на кровном родстве, усыновлении или браке, связано общностью быта и бюджета, взаимной ответственностью, а, следовательно, совокупностью социальных отношений, которые основаны на правилах попечительства, усыновления, правовых нормах, биологический связей и др.
Значение семьи в качестве первичной социальной группы предопределено особой ролью социализации индивидов и фундаментальной ролью в аккумуляции, передаче и сохранении от поколения к поколению основы социальной структуры общества, той основы структуры, которая в случае сохранения семьи переживает смену политических институтов и режимов.
В условиях современной России тенденции в развитии социальных функций определяются в прямой связи с обретением семьями экономических и социальных прав, получением реальной материальной основы семьи, духовных и социально-культурных семейных ценностей гуманистического характера.
Реализуется социально-педагогическая деятельность в виде комплекса коррекционно-развивающих, реабилитационных и профилактических мероприятий, а также через педагогическая целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
Профессиональная деятельность социального педагога имеет ряд существенных отличий, которые позволяют выявить специфику двух родственных профессий. Выполняя свою главную образовательную роль, учитель молодому поколению передает социокультурный опыт и знания, которые накоплены обществом, осуществляется в процессе чего воспитание и развитие ребенка.
Цель деятельности социального педагога, следовательно, заключается в том, чтобы создать условия для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворить его потребности при помощи педагогических, медицинских, психологических, правовых и социальных механизмов преодоления и предупреждения негативных явлений в школе, семье, ближайшем окружении и других социумах.
Так как деятельность социального педагога связана, в первую очередь, с диагностикой проблем среды и ребенка, он должен уметь применять многие диагностические методы или же знать, как обратиться за помощью к специалистам, умеющим поставить квалифицированно тот или иной диагноз.
Важно выявить для социального педагога отношения родителей и ребенка, а также реакцию взрослых членов семьи на степенно неполноценности ребенка. Необходима здесь чуткость социального педагога. В такой семье обычно отец или мать работать не могут, что приводит очень часто к трагедии, разводу родителей, суициду.
Одна из форм работы социального педагога с семьей — социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно — реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Социально — педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии, педагогики, права, экономики, этнографии, истории и философии, религии.
В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат. Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
Заключается сущность планирования социально-педагогической деятельности в определении основных видов деятельности и мероприятий, учитывая конкретных сроков исполнения и исполнителей. Определяет планирования социально-педагогической деятельности ее содержание и структуру на конкретный период.
Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во- вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.