Программа занятий по предпрофильной подготовке
Автор: педагог-психолог Ломакина Вера Васильевна.
МБОУ «Лицей №94» город Уфа.
Программа занятий по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов
Файл:Программа занятий
Пояснительная записка.
Программа предназначена для проведения элективного курса с учащимися 9 – го класса в системе профработы.
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.
Технология выбора профиля в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно. Под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.
Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.
Разработанный нами элективный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.
Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего, (среднего общего) образования, на основе учебного плана МБОУ лицей № 94, примерной программы учебного курса «Предпрофильная подготовка» и учебно-методического комплекса.
Формирование профессиональной направленности у учащихся – процесс нелегкий и продолжительный. Поэтому целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности нужно начинать еще в раннем возрасте.
Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют, как наиболее типично, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень, он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего. Полноценное переживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень. Позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Нам представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого – педагогических условий лежит реализация в работе с детьми принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого. В процессе осуществления совместной деятельности (игры, учения, общения, труда) формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым.
Использование принципа деятельностного подхода в разработке данной программы (теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии подростка предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощный развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка.
Профессиональное самоопределение учащихся 9- го класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно – ориентационной и коммуникативной деятельности.
Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.
При составлении данного курса, мы опирались на следующие методические принципы:
— принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
— принцип комплексности методов психологического воздействия;
— принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;
— принцип учета объема материала, предполагающий несение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;
— принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;
— принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников, педагогов.
Содержание тем учебного курса
1. Самооценка и уровень притязаний. 1 час. Знакомство с учащимися. Самопрезентация. Что такое самооценка. Тест «Самооценка». Формула самооценки. Вопросы на понимание темы урока.
2. Темперамент и профессия. 1 час. Темперамент и свойства нервной системы. Определение темперамента учащихся. Вопросы на понимание темы урока.
3. Чувства и эмоции. 1 час. Упражнение «Мимика», упражнение «Угадай эмоцию», тест «Басса-Дарки». Вопросы на понимание темы урока.
4. Что такое стресс. 1 час. Какие качества провоцируют конфликт. Тест «Определение уровня тревожности», Оценка школьных ситуаций. Правила оптимиста. Вопросы на понимание темы урока.
5. Определение типа мышления. 1 час. Что такое мышление. Черты мышления. Талантливые люди. Определение типа мышления. Как развивать мышление. Вопросы на понимание темы урока.
6. Внимание и память. 1 час. Что такое внимание. Упражнение «Двойной счет». Упражнение «Муха». Что такое память. Классификация видов памяти. Как тренировать память. Вопросы на понимание темы урока.
7. Уровень внутренней свободы. 1 час. Что такое уровень внутренней свободы. Тест на определение уровня внутренней свободы. Вопросы на понимание темы урока.
8. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях». 1 час. Повторение основных понятий раздела. Заполнение таблицы с результатами диагностики. Психологический кроссворд.
9. Классификация профессий, признаки профессии. 1 час. Игра «Назови профессию». Пять групп профессий по Климову. Пирамида Климова. Вопросы на понимание темы урока.
10. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. 2 часа. Что такое профессия. Упражнение «Найди профессию». Признаки профессии. Методика Пряжникова.
11. Определение типа будущей профессии. 2 часа. Игра «Аукцион». Тест на определение типа будущей профессии. Обработка результатов.
12. Интересы и склонности в выборе профессии. 1 час. Методика «Профиль». Чтение отрывка из романа Марка Твена. Обсуждение.
13. Определение профессионального типа личности. 1 час. Методика Голланда. Упражнение «По горячим следам». Обработка результатов.
14. Профессионально важные качества. 1 час. Работа в группах. Игра «Молчание – знак согласия». Обсуждение «Успешный человек».
15. Профессия и здоровье. 1 час. Требования к здоровью профессионального человека. Медицинские ограниченния профессиональной пригодности. Анкета «Мое здоровье». Памятка «10 шагов к уверенности в себе».
16. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». 1 час. Заполнение таблицы Моя будущая профессия». Психологический кроссворд.
17. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. 1 час. Определение технических способностей. Упражнение «Ничего не трогайте Ватсон». Чтение рассказа «Левша», обсуждение.
18. Способности к интеллектуальным видам деятельности. 1 час. Тест умственного развития.
19. Способности к профессиям социального типа. 1 час. Тест Томаса. Ролевая игра «Конфликт».
20. Способности к офисным видам деятельности. 1 час. Упражнение «Атрибуты». Тест «Интеллектуальная лабильность» Резяпкиной. Упражнение «Клавиатура».
21. Способность к предпринимательской деятельности. 1 час. Упражнение «Я — руководитель». Тест «Акулы и дельфины». Упражнение «Честь превыше прибыли».
22. Эстетические способности. 1 час. Упражнение «Мыслитель и художник». Чтение отрывка об изобретение телеграфа. Обсуждение.
23. Уровни профессиональной пригодности. 1 час. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Призвание – высший уровень профессиональной пригодности.
24. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». 1 час. Задание «Мои способности». Психологический кроссворд».
25. Мотивы и потребности. 1 час. Что такое мотив. Что такое мотивация. Определение уровня мотивации. Пирамида потребностей Маслоу.
26. Ошибки в выборе профессии. 1 час. Возможные ошибки в выборе профессии. Игра «Оптимисты и скептики». Чтение отрывка из рассказа Чехова. Обсуждение.
27. Современный рынок труда. 1 час. Информация о «нужных» профессиях», Игра «Мышеловки».
28. Пути получения профессии. 1 час. Матрица профессионального выбора. Выбор профессии и специальности подходящих для каждого.
29. Навыки самопрезентации. 2 час. Упражнение «Личное пространство». Игра «Работа над ошибками». Составление резюме.
30. Стратегия выбора профессии. 1 час. Формула «Хочу-могу-надо». Упражнение «Машина времени».
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Ворастная психология. – М.: Владос, 1998.
2. Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. – Калуга, 1998.
3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
4. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев,1997.
5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 2004.
6. Климов Е.А. Путь в профессию. – М., 2009.
7. Кривцова С.В,, Мухаматулина Е.Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М., 2007.
8. Основы профессиональной культуры./Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.
9. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., Просвещение, 2001.
10. Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. М., 2001.