Конкурсы для педагогов, Авторская образовательная программа.
Лазарева Ксения Игоревна, учитель начальных классов, МБОУ г.Иркутска СОШ № 15, г. Иркутск
«Словообразовательные возможности прилагательных колоративов».
Ссылка на файл: «Словообразовательные возможности прилагательных колоративов».
Данное исследование посвящено анализу словообразовательного потенциала вторичных колоративов – имён прилагательных со вторичным значением цвета.
Освоение человеком окружающей действительности напрямую связано с языковом, являясь результатом осмысления и закрепления реальности в сознании человека. Язык представляет собой определённый способ восприятия окружающего мира.
Наши цветовые ощущения возникают на подсознательном уровне. Для того, чтобы научиться говорить о восприятии цвета, мы проектируем его на общие предметы в нашем ближайшем окружении.
Таким образом можно выделить группу вторичных колоративов, в основе которых лежат законы ассоциативных связей.
Изучение словообразовательных возможностей имён прилагательных представляет большой интерес для современной лингвистики, так как деривационный потенциал рассматривается в большинстве случаев на основе имён существительных и глаголов. Поэтому для системы словообразования русского языка важны деривационные возможности адъективов. Особенно проявляется недостаточный интерес к группе прилагательных со вторичным значением цвета.
Исходя из этого, существующие проблемы системного функционирования слов колоративной лексики, а именно с вторичным значением цвета, подтверждают актуальность выбранной темы.
Объектом исследования являются адъективные колоративы, в которых значение цвета не является основным. Предмет – словообразовательный потенциал адъективных вторичных колоративов.
Практический материал для анализа был подобран с помощью выборки из «Словаря русского языка» АН СССР, (под ред. Анастасии Петровны Евгеньевой). Общий объем материала, отобранный для данного исследования, составляет 56 вторичных колоративов, а также 143 отадъективных производных первой ступени мотивации. Следует отметить, что в словообразовательном словаре русского языка под ред. Александра Николаевича Тихонова отражён только 31 дериват, в данном словаре зафиксированы не все мотивированные слова. Остальные производные были выявлены по аналогии словообразовательного процесса с участием основных колоративов. Картотека включает в себя единицы, показанные на слайде.
Цель данной работы– изучение и описание словообразовательных возможностей имён прилагательных со вторичным значением цвета.
Эта цель предполагает постановку ряда задач, которые последовательно решаются в двух главах данной работы. Во-первых было необходимо изучить историю вопроса в отечественном языкознании. Эта задача решается в первой главе «Вопросы словообразовательного потенциала и особенностей колоративной лексики в современной лингвистике».