Свидетельство о публикации № СВ/0119
Гордеева Наталья Юрьевна, преподаватель, МБУ ДО «Пурпейская ДШИ», п. Пурпе
«Подбор на слух, импровизация и сочинение в работе концертмейстера хореографического класса».
Ссылка на файл: «Подбор на слух, импровизация и сочинение в работе концертмейстера хореографического класса»
Специфика работы концертмейстера в классе хореографии в детской музыкальной школе состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных хореографических направлений, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.
Перечислим, какие же основные знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в детской музыкальной школе:
•умение читать с листа нотный материал, партию любой сложности
•умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки сочинения и импровизации, то есть умение играть стилизации на темы известных композиторов, народную музыку, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в различной фактуре.
Вопрос о важности и необходимости вышеперечисленных умений часто затрагивается в литературе, посвященной деятельности концертмейстера.
В своей же работе я остановлюсь на навыках подбора, сочинения и импровизации аккомпанемента, в некоторой степени опираясь на собственные наблюдения.
Особенности работы концертмейстера в детской музыкальной школе предполагают желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование инструментальной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов. Такие умения понадобятся концертмейстеру, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой . Овладение разными способами варьирования в этом случае необходимо. Перечислим наиболее часто встречающиеся виды:
•ладовое
•регистровое
•метрическое
•фактурное
•жанровое
•тональное
•ритмическое
•гармоническое
•штриховое
Особый акцент необходимо сделать на фактурном, жанровом и гармоническом варьировании, так как это основа технической оснащенности, дающая наиболее впечатляющие творческие результаты.
Концертмейстеру хореографического класса, умение играть по слуху дает возможность освободить внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле зрения маленьких танцоров. При наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного контроля за двигающимся коллективом концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для моментов выхода, перестройки танцевальной группы, смены позиций и т.д.) в характере и жанре исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного проведения занятий в подготовительной группе, включающих элементы ритмики.
Специфика концертмейстерской работы на занятиях в ДМШ требует от концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения пользоваться ее удобными вариантами, аранжировкой. Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально-творческих действий.